Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 18:50, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка комплексной электрификации и автоматизации цеха по ремонту электродвигателей.
Выполнен электротехнический расчет: нагрузок, освещения, электросиловой части, вентиляции, а также рассмотрены вопросы технологии ремонта электрических машин и разработка пропиточной установки для пропитки статоров асинхронных электродвигателей. Кроме того, представлены главы по безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности.
Введение...................................................................................................................3
1. Характеристика хозяйства.................................................................................4
2.Технологическая характеристика объекта электрификации и автоматизации..........................................................................................................8
2.1 Характеристика цеха по ремонту электродвигателей....................................8
2.2. Разборка электрических машин. Удаление старой обмотки......................10
2.3. Ремонт обмоток..............................................................................................13
2.4. Обмоточно-изоляционные работы................................................................16
2.5. Пропитка и сушка статорных обмоток........................................................22
2.6. Материал для пропитки.................................................................................24
3. Расчетная часть..................................................................................................29
3.1.Расчёт освещения............................................................................................29
3.2. Расчёт вентиляции..........................................................................................35
3.3. Выбор сечения проводов и кабелей..............................................................37
3.4. Расчёт однофазной сети.................................................................................44
3.5. Расчет трехфазной нагрузки..........................................................................45
4. Специальная часть.............................................................................................46
5. Безопасность жизнедеятельности....................................................................48
5.1. Техника безопасности и противопожарные мероприятия..........................48
5.2. Основные правила электробезопасности....................................................48
5.3. Расчёт заземления...........................................................................................51
6. Экономическая часть........................................................................................53
Заключение.............................................................................................................60
Список литературы................................................................................................61
Таблица 1.
Примерная длина вылета пазовой коробочки из паза для электродвигателей разной мощности
Мощность Электродвигателя
|
кВт
кВт |
Длина вылета пазовой коробочки, мм |
При двухслойной манжете |
При трехслойной манжете | |
До 5' |
10 |
8 |
От 5 до 40 |
15 |
12 |
От 40 до 100 |
20 |
15 |
Отрезать рычажными ножницами полосы изоляционного материала шириной, равной длине заготовки. Нарезать из этих полос рычажными ножницами заготовки по развернутой ширине пазовой коробочки. Отформовать заготовки и скомплектовать пазовые коробочки. Определить по электродвигателю размеры междуслойных прокладок в пазу и междуфазовых прокладок в лобовой части. Заготовить по одной пробной прокладке и уточнить их размеры по электродвигателю. По уточненным размерам заготовить аналогично междуслойные прокладки в пазу и комплект междуфазовых - в лобовых частях.
Изготовление выводных проводов.
Оборудование, приспособления, инструменты: круглогубцы специальные; паяльник; ванна для пайки; линейка масштабная; штангенциркуль; кусачки для резки провода; щипцы или клещи для снятия изоляции.
Выбрать провод необходимого сечения. Разрезать по длине на куски необходимой длины. После резки зачистить концы проводов от изоляции, удалить оксидную пленку, скрутить жилы и облудить. Длина зачистки провода от изоляции должна обеспечивать надежность закрепления и пайки или сварки. Обычно длина зачистки не превышает 10-20 мм. Зачищать провод от изоляции ножом не допускается во избежание подрезания токопроводящей жилы провода. Для удаления изоляции применяют специальные щипцы и приспособления (клещи), рис. 6. Провода с волокнистой изоляцией требуют закрепления концов изоляции, которое производят электроизоляционными трубками. Одновременно с заделкой концов производят маркировку проводов. Перед заделкой концов многожильных проводов жилы скрутить специальными круглогубцами свернуть кольцо для крепления на клеммнике.Зачищенные и скрученные концы выводов подвергнуть горячему лужению. Для этого концы проводов погрузить на 1-2 с в электрованну с расплавленным припоем ПОС-40, предварительно покрыв место лужения спиртовым раствором канифоли.
Инструмент для удаления изоляции с выводных концов см. на рисунке 3.
Рис. 3 - Инструмент для удаления изоляции с выводных концов.
Намотка статорных секций намотка секций и катушек.
Оборудование, приспособления, инструменты: микрометр, приспособление для шаблонировки катушек; намоточный станок; шаблон для намотки; штангенциркуль; линейка 500 мм; ножницы портняжные; омметр.
Закрепить шаблон на станке (на рис. 4 показан ручной станок) для намотки катушек. Закрепить провод на первой ступеньке шаблона и намотать вручную начало катушки.
Рис. 4 - Станок для ручной намотки катушек с раздвижным шаблоном: 1 - колодка шаблона; 2 - диск; 3 - счетчик оборотов; 4 - рукоятка; 5 – станина
Намотать катушку.
Сделать переход на другую ступень шаблона.
Намотать катушку. Данные операции повторить до завершения намотки секции.
Перевязать каждую катушку в двух местах по разъему шаблона отходами провода. В случае обрыва провода допускается одна пайка на шаблон с выводом ее на лобовую часть с изоляцией хлорвиниловой трубкой.
Снять шаблон с катушкой со станка, вынуть катушку, перевязать ее в одном месте и уложить в тару.
Замерить сопротивление и проверить вес катушки.
Укладка обмоток статора асинхронных электродвигателей.
Оборудование, приспособления, инструменты: подставка для укладки; инструмент обмотчика (рис. 5); плоскогубцы; молоток; молоток резиновый; ножницы портняжные; пресс гидравлический ПГ-1; паяльник; игла специальная для бандажировки; индикатор ИДО -0,5; пинцет; сварочный трансформатор 1,0кВт 1З В и латтар; мегомметр.
Рис. 5 - Набор инструмента обмотчика: а - фибровая пластинка; б - фибровый язык; в - обратный клин; г - угловой нож; д - выколотка; е - топорик; ж и з - ключи для гибки роторных стержней.
Подготовка статора к укладке
Продуть статор сжатым воздухом. Тщательно проверить состояние пазов; при обнаружении заусениц произвести их опиловку. Заложить в пазы электродвигателя пазовые коробочки, обеспечив их одинаковые вылеты. Оправить заложенные пазовые коробочки оправкой и установить статор на специальную подставку.
Укладка секций
Взять комплект секций на электродвигатель и положить слева от подставки. Взять одну группу фазы и развязать нитки, связывающие группу.
Первую секцию согнуть. Секцию сгибать так, чтобы части секции, вкладываемые в пазы, были параллельны. Вязки сдвинуть на лобовые части.
В первый паз вставить одну сторону секции, заправляя проводники руками, оправкой, изготовленным из твердых пород дерева или текстолита, эбонита и т.д. Первым пазом считается паз (если смотреть слева), лежащий напротив кармана или места выхода из статора выводных концов. Укладку производят по часовой стрелке. Закрепить секции пазовой крышкой. Обжать секцию в пазу гладилкой и заклинить клином.
В зависимости от шага по пазам отсчитать необходимый паз и вставить в него вторую сторону секции, повторяя операции по укладке первой стороны. Уложить в том же порядке остальные катушки секции согласно схеме. Вставить лобовые межфазные прокладки. Статор установить вертикально, расправить концы секций и надеть на них поливинилхлоридные или линоксиновые трубки. На концы секций в местах межкатушечных соединений надеть поливинилхлоридные или линоксиновые трубки по одной на каждое. Зачистить места сварки от изоляции и соединить катушки. Подсоединить выводные концы. Места соединений сварить при помощи сварочного трансформатора. Концы обмотки свариваются на стыковом аппарате. Для этого к зачищенным и скрученным вместе проводам прикладывают металлический электрод. В данном случае используют плоскогубцы, к которым присоединен один провод от сварочного трансформатора.
Ручки плоскогубцев изолированы. К концу скрутки прикладывают угольный электрод. Возникшая дуга оплавляет провода и сваривает их. Момент сварки изображен на рис. 6. Зачистить место сварки, отогнуть скрутку и надвинуть трубку.
Рис. 6. Соединение проводов: скрутка и изолировка
Надвинуть линоксиновую (поливинилхлоридную) трубку большего диаметра на отогнутую скрутку с выводным концом так, чтобы каждый ее конец находил на трубку меньшего диаметра не меньше чем на 10 мм. Уложить выводные концы, направив их к карману или месту вывода, а затем связать в пучок. Забандажировать лобовую часть киперной лентой, хлопчатобумажным шнур-чулком или стеклошнур-чулком, прошивая обмотку возле каждого паза. Шнур завязать узлом у первого паза. Повернуть статор и забандажировать вторую лобовую часть. Установить статор в приспособление для прессовки. Выводные концы заправить в соответствующую прорезь. Отпрессовать лобовую часть. Повернуть статор и отпрессовать вторую лобовую часть. После опрессовки произвести перетяжку бандажа. Развязать крепление шнур-чулка, выбрать слабину, образовавшуюся при опрессовке и завязать узлом заново. При изготовлении приспособления, для опрессовки лобовых частей статора необходимо учитывать, что после опрессовки обмотки лобовых частей немного пружинят, увеличивая размер на 2-3 мм. Кроме того, необходимо также учитывать увеличение размера лобовых частей обмотки на 2-3 мм после пропитки и сушки. Произвести контроль обмотки индикатором ИДО -0,5. Отправить статор на пропитку и сушку.
2.5. Пропитка и сушка статорных обмоток.
Процесс пропитки включает в себя следующие этапы: сушка до пропитки; пропитка; сушка после пропитки. Оборудование: печь сушильная с регулированием обмена воздуха и аппаратурой для регулирования и контроля температуры, бак для пропитки статоров, вентиляция, тельфер, мегомметр.
Пропитка статорных обмоток.
Пропитка – это процесс заполнения обмотки и ее изолировки специальными лаками или составами с последующей запечкой. В процессе пропитки воздушные включения и пустоты в обмотках и изоляции заполняются лаками, что приближает ее конструкцию к монолиту. Пропитку выполняют лаками МЛ-92 на основе растворителей с содержанием пленкообразующих веществ от 30до 70%. Пропитка цементирует витки обмоток, снижает механический износ изоляции, замедляет процессы теплового старения и увлажнения электроизоляционных материалов, так как она уменьшает площадь их соприкосновения с окружающей средой. При этом повышается электрическая прочность изоляции вследствии заполнения пор и капилляров обмотки лаками, имеющими более высокую электрическую прочность, чем воздух. Пропитка снижает превышение температуры обмоток, так как теплопроводность лаков намного выше теплопроводности воздуха. Необходимо соблюдать следующие условия:
Лак довести до нормальной консистенции и вязкости, разбавитель должен быть подобран с учетом недопустимости коагуляции лаков.
Не реже 1 раза в неделю, а также при каждой загрузке в бак очередного статора проверять вязкость лака и его качество по лаковой пленке, нанесенной на полоску конденсаторной бумаги или кальки. Для этого лак в баке тщательно перемешать, погрузить в него полоску чистой бумаги шириной 40…45 мм и длиной 150…200мм, вынуть и после того, как стекут излишки лака, осмотреть качество пленки. Лак хорошего качества образует гладкую, ровную, без просветов пленку.
Очистить от пыли и загрязнений статор до предварительной сушки.
Сушка до пропитки. Она необходима для удаления влаги из обмоток, а также для снятия внутренних напряжений в эмалевой изоляции проводов, которые возникают при эмалировании провода и намотки. Длительность нагрева режима сушки для пропитки до температуры 70град зависит от массы статора, степени увлажнения изоляции.
Пропитка. Нагретый статор погружают в бак с лаком и лак под действием гидравлического давления и капиллярных сил проникает в обмотку, вытесняя воздух, содержащийся в пространстве между проводниками, заполняя поры и пустоты. Время нахождения статора в лаке от 20мин. до 1час. Затем статор поднимают в баке над лаком и после стекания излишнего лака в течении 15-30мин. Все эти действия производят с закрытой крышкой на баке и включением вытяжной вентиляции.
Обмотки электрических машин пропитывают один, два или три раза в зависимости от условий эксплуатации и предъявляемых к ним требований. В процессе пропитки необходимо постоянно проверять вязкость и густоту лака, так как растворители испаряются и лак загустевает. При этом значительно снижается его способность проникать в изоляцию проводов обмотки, расположенных в пазах сердечника статора или ротора. Поэтому в пропиточную ванну периодически добавляют растворитель.
Обмотки электрических машин после пропитки сушат в специальных камерах с естественной или принудительной вентиляцией теплым воздухом. Подогрев может быть электрическим, газовым, паровым. Наиболее распространены сушильные камеры с электрическим подогревом.
В начале сушки (1-2 ч), когда удерживаемая в обмотках влага быстро испаряется, отработанный воздух полностью выпускается в атмосферу. В последующие часы сушки часть отработанного теплого воздуха, содержащего небольшое количество влаги и паров растворителя, возвращается в камеру. Максимальная температура в камере не превышает 200 °С.
Во время сушки обмоток постоянно контролируют температуру в камере и температуру выходящего из нее воздуха. Обмотки располагают так, чтобы они лучше обдувались горячим воздухом. Процесс сушки состоит из разогрева обмоток (для выведения растворителя) и запекания лаковой пленки. При подогреве обмоток повышать температуру выше 100-110 ° С нежелательно, так как преждевременно может образоваться лаковая пленка.
В процессе запекания лаковой пленки кратковременно (не более чем на 5-6 ч) можно повышать температуру сушки обмоток с изоляцией класса А до 130-140 °С.
2.6. Материал для пропитки
Однокомпонентные пропиточные электроизоляционные составы для пропитки обмоток электрических машин и аппаратов окунанием или методом вакуум-нагнетательной пропитки.
Пропиточные составы КП-303БК и КП-303ВК - для машин с изоляцией класса нагревостойкости F и H – 5 и 180°C. Пропиточный состав КП-303Б - для машин с изоляцией класса нагревостойкости B и F - 130 и 155°C. Пропиточный состав КП-307 - для машин с изоляцией класса нагревостойкости F и H - 155 и 180°C.Компаунды серии КП отличаются сочетанием высокой влагостойкости и цементирующей способности,рабочих температурах (от 130°C), с высокой скоростью сушки показаны в таблице 2.
Таблица 2.
Пропиточный состав
Наименование показателей |
КП-303БК |
КП-303ВК |
Условная вязкость при температуре (20±0,5)°C, с (ВЗ-246) |
110-160 |
50-100 |
Продолжительность просыхания в толстом слое до степени 3, мин, не более |
15 |
15 |
Продолжительность просыхания в тонком слое до степени 3, мин, не более |
15 |
15 |
Цементирующая способность, Н, не менее (R, М (15-35)°C, 45-75%) |
300 |
300 |
Информация о работе Электрификация и автоматизация цеха по ремонту электродвигателей