Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:36, реферат
Сегодня здоровье ребенка это одна из главных проблем, которая волнует сегодня школу, педагогов, родителей. Ведь от ее решения зависят успехи ребенка в учебе и его дальнейшая самостоятельная жизнь.
Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой — эффективными с точки зрения физического совершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.
Введение…………………………………………………………...3
Глава I. Психологические и анатомо-физиологические
особенности развития школьников
1.1.Анатомо – физиологические особенности развития
Школьников……………………………………………………….6
1.2 Характеристика основных физических качеств……………11
1.3 Воспитание двигательных качеств………………………….15
Глава 2. Методика обучения игре в баскетбол
2.1 Правила игры в баскетбол…………………………………..20
2.2 Использование игровых средств……………………………26
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психологические и анатомо-физиологические
особенности развития школьников
1.1.Анатомо – физиологические особенности развития
Школьников…………………………………………………
1.2 Характеристика основных
1.3 Воспитание двигательных
Глава 2. Методика обучения игре в баскетбол
2.1 Правила игры в баскетбол…………………………………..20
2.2 Использование игровых средств……………………………26
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сегодня здоровье ребенка это одна из главных проблем, которая волнует сегодня школу, педагогов, родителей. Ведь от ее решения зависят успехи ребенка в учебе и его дальнейшая самостоятельная жизнь.
Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой — эффективными с точки зрения физического совершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.
Именно этим и мотивирован выбор темы.
Одной из главных задач, решаемых в процессе воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врождённые (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы был определён следующий методологический аппарат.
Объектная область – теория и методика физического воспитания и спорта.
Объект – (система) процесс развития физических качеств на занятиях баскетболом.
Предмет исследования – методы и приёмы организации учебной деятельности на занятиях баскетболом.
Проблема: Способствует ли использование практических методов и приёмов работы по обучению баскетболу развитию физических качеств.
Гипотеза – если в процессе обучения игре в баскетбол использовать игровые средства и соревновательный метод, то это будет способствовать эффективному становлению техники и прочному закреплению необходимых навыков плавания.
Цель – определить эффективность оптимального использования разнообразных методов и приёмов в работе по обучению баскетболу.
Задачи исследования:
1.Провести анализ педагогической, методической и психологической литературы по исследуемой проблеме;
2.Выявить наиболее эффективные методы и приёмы обучения баскетболу;
3.Разработать программу учебной деятельности по обучению баскетболу.
В работе были использованы теоретические методы: моделирование и абстрагирование (при формулировке гипотезы), метод сравнения, теоретический анализ и синтез, а также метод обобщения (при написании выводов).
Экспериментальная база исследования:
Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обоснована актуальность изучения данной темы, мотив ее выбора, определен методологический аппарат, представлена структура работы, описаны основные методы исследования и проведен анализ изученной литературы.
Первая глава раскрывает психологические и анатомо-физиологические особенности развития школьников.
Во второй главе рассматривается специфика организации процесса обучения баскетболу.
Третья глава содержит описание хода опытно-экспериментальной работы, которая состояла из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В ней представлены игры, упражнения, которые были применены в ходе экспериментов. В конце сделаны выводы по каждому эксперименту и их сравнение.
Затем следует заключение, в котором подведены итоги всей работы.
Проведён анализ полученных результатов и сделаны выводы по практической деятельности.
Работу завершает список литературы.
При изучении данной темы в качестве основных источников были использованы следующие источники.
Глава I. Психологические и анатомо-физиологические особенности развития школьников
1.1.Анатомо – физиологические особенности развития
школьников
В этой главе особенности возрастного развития школьного возраста.
Младший школьный возраст характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма. При этом темп и характер этих перестроек определяют индивидуальную динамику психического развития.
После завершения полуростового скачка и до начала пубертатного скачка отмечаются самые низкие темпы роста длины и массы тела. Увеличение длины и массы тела происходит таким образом, что ребенок «вытягивается», продолжает снижаться относительное содержание подкожного жира. Отчетливо начинают проявляться индивидуально-типологические конституциональные особенности телосложения. По пропорциям тела ребенок уже очень похож на взрослого, хотя по сравнению с полностью сформированными юношами и девушками его ноги еще относительно короче, у мальчиков более узкие плечи, а у девочек — бедра.
Абсолютные размеры черепа практически уже не отличаются от размеров черепа взрослых, причем черепные кости полностью сращены, и дальнейшее развитие мозга может идти только путем качественных преобразований и усложнения его структуры. Позвоночник продолжает расти, завершается формирование его изгибов, поэтому в этом возрасте столь важно обращать внимание на осанку: в случае ее нарушения исправить положение дел в дальнейшем будет значительно сложнее. В этом плане очень важно удержание гигиенически правильной позы во время уроков, при чтении, просмотре телевизионных передач и т.п. Объем статической нагрузки, вызванной социальными условиями современной жизни, в этот период резко возрастает, и это требует принятия специальных мер со стороны родителей, учителей и врачей для профилактики сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата. Развивающееся плоскостопие в этот период еще можно преодолеть с помощью специальных упражнений и массажа. Биологически этот возраст как бы предназначен для повышенной игровой двигательной активности, поэтому негативное влияние социально обусловленной гипокинезии в младшем школьном возрасте особенно значимо. Соблюдение рекомендованного гигиеническими нормами двигательного режима — необходимое условие сохранения и укрепления здоровья детей.
Младший школьный возраст (6–11 лет) характеризуется относительно равномерным развитием опорно – двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Скелетные
мышцы ребенка вновь
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8– 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах. Мышцы детей этого возраста имеют тонкие волокна, содержат в своём составе лишь небольшое количество. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
У детей в возрасте 8—10 лет наиболее интенсивна игровая активность, сочетающаяся с повышенной двигательной активностью. Во всех органах и системах происходят морфофункциональные преобразования, создающие благоприятные условия для осуществления больших объемов мышечной работы за счет функционирования аэробного источника энергии. Важно подчеркнуть, что только к этому возрасту морфофункциональное развитие ребенка достигает такого уровня, который способствует длительному поддержанию работоспособности.
Динамика работоспособности в младшем школьном возрасте отражает возрастающую надежность функционирования организма ребенка. При циклической работе ногами, в зоне большой мощности (при пульсе 160—170 уд/мин) объем выполняемой работы у детей в период от 7 до 10 лет возрастает в 4 раза и составляет в 10—11-летнем возрасте примерно 40 кДж. Однако это еще далеко не соответствует возможностям взрослых. К 17—18-летнему возрасту работоспособность в этой зоне мощности возрастает до 400 кДж. За время обучения в школе при надлежащем физическом воспитании надежность физиологических функций, определяющих работоспособность, увеличивается в 40 раз.
Дети в возрасте 7—10 лет уже в состоянии длительно, устойчиво (стационарно) поддерживать функциональную активность. У 6-летних детей такая способность возникает только в результате соответствующих тренировок, т.е. постоянного упражнения тех или иных физиологических систем в разумных для данного возраста пределах. Естественный механизм, помогающий развитию этих возможностей, — спонтанная игровая деятельность. В ней создаются определенные условия для формирования мотивов целенаправленного поведения. Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности — как умственной, так и физической. Так, на возраст 8—9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. На перемене они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями. Оптимальное удовлетворение двигательных потребностей как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время содействует развитию основных двигательных качеств. Это доказывается, в частности, результатами исследования возрастной динамики общей выносливости и педагогическими экспериментами, в которых выносливость детей 7—9 лет удавалось повысить в 2 раза за счет специальной организации занятий на уроках физической культуры. При этом сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества [7, с. 139] .
Средний школьный возраст (12–15 лет) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см. главным образом за счёт удлинения ног. Масса тела ежегодно прибавляется на 3–6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13–14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет, в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут
длинные трубчатые кости верхни
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается быстрый скачёк в увеличении общей массы мышц, главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет.
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания у девочек и у мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно сосудистой системы, а также продолжающегося развития ЦНС особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы.
Подростковый возраст-это
Старший школьный возраст (16 – 18 лет)
характеризуется продолжение
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.
Информация о работе Анатомия и физиология школьников. Воспитание двигательный качеств