Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:24, реферат
Краткое описание
Современная возрастная физиология, биохимия и морфология накопили значительный экспериментальный материал по отдельным вопросам развития выносливости в онтогенезе в связи с возрастно-половыми особенностями организма. Также известно, что этот возраст является благоприятным и для развития быстроты движений. Однако в теории физического воспитания вопросы совершенствования выносливости в спортивных целях у детей, подростков, юношей и девушек изучены еще недостаточно, несистемно [10].
Содержание
Введение 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТЬ 1.1 Выносливость, её виды 2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2.1 Средства развития общей выносливости 2.2 Методы развития общей выносливости 2.3 Средства и методы развития специальной выносливости 3 .ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВЫНОСЛИВОСТИ 3.1 Виды тестов для определения выносливости 3.2 Относительные показатели выносливости Список литературы
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО
КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТЬ
1.1 Выносливость, её виды
2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ
2.1 Средства развития общей выносливости
2.2 Методы развития общей выносливости
2.3 Средства и методы развития
специальной выносливости
3 .ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
УРОВНЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
3.1 Виды тестов для определения
выносливости
3.2 Относительные показатели
выносливости
Список литературы
Введение.
Проблема совершенствования
выносливости с детского возраста является
одной из важнейших в физическом воспитании
и спортивной тренировке. Воспитание выносливости
в спортивных целях должно способствовать
массовому укреплению здоровья подрастающего
поколения, что особенно важно в связи
с имеющей место гипокинезией у детей
школьного возраста, усугубляющейся акселерацией
физического развития.
Бег является действенным и
доступным для всех возрастов средством
физического совершенствования, способствующим
улучшению состояния здоровья и гармоничному
развитию.
Хорошо известно, что достижение
высоких спортивных результатов в большинстве
видов спорта, особенно в тех, которые
связаны с продолжительной циклической
локомоторной деятельностью, невозможно
без высокого уровня развития выносливости.
В настоящее время высокие спортивные
результаты в беге на выносливость стали
доступны для девушек 16-17 лет и юношей
18-19 лет. Вместе с тем это не является препятствием
к повышению результатов при переходе
их в категорию взрослых спортсменов.
Современная возрастная физиология,
биохимия и морфология накопили значительный
экспериментальный материал по отдельным
вопросам развития выносливости в онтогенезе
в связи с возрастно-половыми особенностями
организма. Также известно, что этот возраст
является благоприятным и для развития
быстроты движений. Однако в теории физического
воспитания вопросы совершенствования
выносливости в спортивных целях у детей,
подростков, юношей и девушек изучены
еще недостаточно, несистемно [10].
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТЬ.
1.1 Выносливость, её
виды и показатели.
Выносливость в спорте - это
способность организма сопротивляться
утомлению во время длительного выполнения
спортивных упражнений [7].
Уровень развития выносливости
определяется прежде всего функциональными
возможностями сердечно-сосудистой и
нервной систем, уровнем обменных процессов,
а также координацией деятельности различных
органов и систем. Существенную роль при
этом играет так называемая экономизация
функций организма. На выносливость вместе
с этим оказывает влияние координация
движений и силы психических, особенно
волевых процессов спортсмена.
Выносливость - это способность
совершать работу заданного характера
в течение возможно более длительного
времени (Бойко А.Ф.,1976, Фар- фель B.C., 1970,
Выдрин В.М.,1980, Ломан В., 1974).
Одним из основных критериев
выносливости является время в течение
которого человек способен поддерживать
заданную интенсивность деятельности.
Пользуясь этим критерием, выносливость
измеряют прямым и косвенным способами.
Прямой способ - это когда испытуемому
предлагают выполнять задание и определяют
предельное время работы с данной интенсивностью
(до начала снижения скорости). Но он почти
невозможен. Чаще всего используют косвенный
метод.
Косвенный метод - это когда
выносливость определяется по времени
преодоления какой-нибудь достаточно
длиной дистанции (например 10000м)[3, 6].
Поскольку работоспособность
в двигательной деятельности зависит
от многих факторов, в частности от скоростных
и силовых способностей человека, следует
учитывать два типа показателя выносливости:
абсолютные и относительные, парциальные.
В практике различают 2 вида
выносливости: общую и специальную.
Общая выносливость - это способность
длительно проявлять мышечные усилия
сравнительно невысокой интенсивности,
аэробная выносливость. Общая выносливость
на 50-70% спортивный результат.
Одна из важнейших особенностей
общей выносливости - это способность
к широкому переносу, т.е. общая выносливость,
развитая средствами беговой тренировки
и проявляемая в беге, находится в большой
взаимосвязи с результатами в лыжной гонке,
ходьбе.
Считается, что общая выносливость
является основой для развития всех остальных
разновидностей проявления выносливости.
Проявление общей выносливости
зависит от спортивной техники (в первую
очередь от экономичности рабочих движений)
и от способности спортсмена "терпеть",
т.е. противостоять наступающему утомлению
путём концентрации волевых усилий.
Биологической основой общей
выносливости являются аэробные возможности
организма спортсмена. Основной показатель
потребления аэробных возможностей - это
максимальное потребление кислорода (МПК)
в литрах в минуту.
Специальная выносливость -
это способность проявлять мышечные усилия
в соответствии со спецификой (продолжительностью
и характером) специализированного упражнения
[6. 11].
В беге на средние дистанции
специальная выносливость (её в этом случае
также называют скоростной выносливостью)
проявляется в поддержании необходимой
скорости на дистанции.
Проявление специальной выносливости
зависит от некоторых физиологических
и психологических факторов. Основной
физиологический фактор анаэробные возможности.
2. СРЕДСТВА
И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И
СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ.
2.1 Средства развития
общей выносливости.
Средствами развития общей (аэробной)
выносливости являются упражнения, вызывающие
максимальную производительность сердечно-сосудистой
и дыхательной систем. Мышечная работа
обеспечивается за счет преимущественно
аэробного источника; интенсивность работы
может быть умеренной, большой, переменной;
суммарная длительность выполнения упражнений
составляет от нескольких до десятков
минут. В практике физического воспитания
применяют самые разнообразные по форме
физические упражнения циклического и
ациклического характера, например продолжительный
бег, бег по пересеченной местности (кросс),
передвижения на лыжах, бег на коньках,
езда на велосипеде, плавание, игры и игровые
упражнения, упражнения, выполняемые по
методу круговой тренировки (включая в
круг 7—8 и более упражнений, выполняемых
в среднем темпе) и др. Основные требования,
предъявляемые к ним, следующие: упражнения
должны выполняться в зонах умеренной
и большой мощности работ; их продолжительность
от нескольких минут до 60—90 мин; работа
осуществляется при глобальном функционировании
мышц (Матвеев Л.П.,1976 г, Харре Д., 1971, Полунин
А.И.,2003 г).
Для развития общей выносливости
наиболее широко применяются циклические
упражнения продолжительностью не менее
15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме.
Они выполняются в режиме стандартной
непрерывной, переменной непрерывной
и интервальной нагрузки. При этом придерживаются
следующих правил.
1. Доступность. Сущность правила
заключается в том, что нагрузочные
требования должны соответствовать возможность
занимающихся. Учитываются возраст, пол
и уровень общей физической подготовленности.
В процессе занятий после определенного
времени в организме человека произойдут
изменения физиологического состояния,
т.е. организм адаптируется к нагрузкам.
Следовательно, необходимо пересмотреть
доступность нагрузки в сторону ее усложнения.
Таким образом, доступность нагрузки обозначает
такую трудность требований, которая создает
оптимальные предпосылки воздействия
ее на организм занимающегося без ущерба
для здоровья [11].
2. Систематичность. Эффективность
физических упражнений, т.е. влияние их
на организм человека, во многом определяется
системой и последовательностью воздействий
нагрузочных требований. Добиться положительных
сдвигов в воспитании общей выносливости
возможно в том случае, если будет соблюдаться
строгая повторяемость нагрузочных требований
и отдыха, а также не прерывность процесса
занятий. В работе с начинающими дни занятий
физическими упражнениями по воспитанию
выносливости должны сочетаться с днями
отдыха. В случае использования бега он
должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба
здесь выступает как отдых перед очередным
бегом.
3. Постепенность. Это правило
выражает общую тенденцию систематического
повышения нагрузочных требований. Значительных
функциональных перестроек в сердечнососудистой
и дыхательной системах можно добиться
в том случае, если нагрузка будет постепенно
повышаться. Следовательно, необходимо
найти меру повышения нагрузок и меру
длительности закрепления достигнутых
перестроек в различных системах организма.
Используя метод равномерного упражнения,
необходимо, прежде всего, определить
интенсивность и продолжительность нагрузки.
Работа осуществляется на пульсе 140—150
уд./мин. Для школьников в возрасте 8—9
лет продолжительность работы 10—15 мин;
11 — 12 лет —15—20 мин; 14—15 лет —20—30 мин
[1,11].
2.2. Методы развития
общей выносливости.
Основными методами развития
общей выносливости являются: равномерный,
переменный, интервальный, круговой тренировки,
игровой, соревновательный (Фарфель В.С,
1970 г, Хоменкова Л.С.,1974, Холодов Ж.К,2000г).
Равномерный метод. Характеризуется
непрерывным продолжительным режимом
работы с равномерной скоростью или усилиями.
Продолжительность работы в зависимости
от уровня подготовленности занимающихся
составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа
менее 4-5 мин малоэффективна, так как не
успевают развернуться дыхательные процессы
и вывести кислороднотранспортную систему
(сердце, сосуды, дыхание) на максимальный
уровень потребления кислорода.
Интенсивность упражнений (скорость
передвижения) должна повышаться постепенно:
от невысоких значений ЧСС (120-130 уд/мин)
к оптимальным (140-170 уд/мин). Такая постепенность
необходима для адаптации сердечнососудистой,
дыхательной, мышечной, эндокринной и
других систем организма. Малоинтенсивная
работа не способствует активизации аэробного
обмена, поэтому она малопродуктивна.
По мере увеличения функциональных
возможностей организма занимающихся
продолжительность непрерывной работы
и ее интенсивность постепенно возрастают.
Переменный метод. Отличается
от равномерного последовательным варьированием
нагрузки в ходе непрерывного упражнения
(например, бега) путем направленного изменения
скорости, темпа, амплитуды движений, величины
усилий и т.п. Его часто называют «фартлек»
(игра скоростей). Он предполагает увеличение
и снижение интенсивности через определенные
промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного
участка работы увеличивается до 170-175
уд/мин, а к концу малоинтенсивного участка
снижается до 140-145 уд/мин.
Интервальным метод. Для него
характерно выполнение работы в виде высокоинтенсивных,
но кратковременных повторений, разделенных
небольшими (строго дозированными) интервалами
отдыха между нагрузками. Продолжительность
работы для повышения аэробной производительности
составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет
активизировать работу сердечнососудистой
и дыхательной систем, а большее - вызывает
снижение интенсивности работы. Интенсивность
работы должна способствовать росту ЧСС
до 160-170 уд/мин. Как правило, интервалы
отдыха между упражнениями составляют
1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным
в виде малоинтенсивной двигательной
деятельности (например, медленной ходьбы),
одновременно ускоряющей восстановление
организма и поддерживающей его повышенное
функционирование.
Число повторений упражнения
зависит от индивидуальных возможностей
занимающегося осуществлять работу в
условиях значительного потребления кислорода.
Рекомендуется начинать с трех-четырех
повторений за одно занятие и постепенно
повышать до десяти и более повторений.
Тренирующее воздействие при
использовании данного метода происходит
не только и не столько в момент выполнения
упражнения, сколько в период отдыха. В
течение первой минуты отдыха после нагрузки
потребление кислорода увеличивается,
повышается также систолический объем
крови. Если очередная нагрузка выполняется
в момент, когда эти показатели достаточно
высоки, то от повторения к повторению
будет постепенно увеличиваться потребление
кислорода[10].