Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:17, курсовая работа
Изменение социально-политических и экономических условий развития России оказало существенное воздействие на все стороны общественной жизни, включая сферу физической культуры и спорта. Политические преобразования, экономическая нестабильность и обилие нерешенных социальных вопросов отодвинули проблемы физической культуры и спорта на второй план. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций и кружков, многие досуговые физкультурно-спортивные учреждения прекратили свое существование или вынуждены были перейти на хозрасчёт и самофинансирование, устанавливать плату за обучение или пользование инвентарем. Значительные изменения коснулись коллективов физической культуры и спортивных клубов предприятий, учреждений и учебных заведений.
Введение. 3
1.Теоретические предпосылки спартианской технологии,
оздоровления, рекреации и целостного развития личности. 4
1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта. 4
1.2.Главная идея и основной замысел проекта «СПАРТ». 6
1.3.Спартианец как новый культурный образец личности. 9
2.Цели и задачи спартианской технологии. 10
3.Спартианские формы организации досуга, образования и воспитания. 12
3.1.Спартианские игры. 12
3.1.1.Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр. 14
3.1.2.Спартианская система оценки и поощрения участников. 16
3.2.Спартианские клубы. 17
3.3.Спартианское движение. 19
4.Возможные направления и социальный эффект использования
спартианских средств. 20
5.Первые итоги и перспективы. 23
Библиография
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1.Теоретические предпосылки спартианской технологии,
оздоровления,
рекреации и целостного
развития личности.
1.1.Идеи
гуманизации физической культуры и спорта.
1.2.Главная идея и основной замысел проекта «СПАРТ». 6
1.3.Спартианец как новый культурный образец личности. 9
2.Цели
и задачи спартианской
технологии.
3.Спартианские формы организации досуга, образования и воспитания. 12
3.1.Спартианские
игры.
3.1.1.Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр. 14
3.1.2.Спартианская система оценки и поощрения
участников.
3.2.Спартианские
клубы.
3.3.Спартианское
движение.
4.Возможные направления и социальный эффект использования
спартианских
средств.
5.Первые
итоги и перспективы.
Библиография
Введение
Изменение
социально-политических и экономических
условий развития России оказало
существенное воздействие на все
стороны общественной жизни, включая
сферу физической культуры и спорта.
Политические преобразования, экономическая
нестабильность и обилие нерешенных
социальных вопросов отодвинули проблемы
физической культуры и спорта на второй
план. Вследствие недостаточного финансирования
резко сократилось число
Один
из важнейших вопросов перестройки
системы клубной работы в рамках
физкультурно-спортивного
1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта
В современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и реализовать на практике идеи гуманизма.
Эта идея является центральной и в процессе перестройки всей системы образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи. Ставится задача повышения гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности этой системы и ее отдельных элементов.
В связи с этим ученые и специалисты все более склоняются к выводу о том, что физическое воспитание и физкультурно-спортивная работа с детьми и молодежью, являющиеся важной составной частью системы их образования, воспитания, организации досуга, должны быть перестроены на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самопреодолению; демократизация в отношениях преподавателя с учениками; формирование у человека мотивации на разностороннее и гармоничное развитие.
В соответствии с этими принципами важное значение придается переходу от такой системы физического воспитания, которая ориентирована на формирование у детей и молодежи лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, спортивного мастерства, к системе, дающей также серьезное физкультурное образование, формирующей потребность в активных занятиях физкультурой и спортом, в физическом и духовном самосовершенствовании на основе этих занятий. При этом подчеркивается, что даже самый богатый запас двигательных умений не вызывает автоматически потребность в самостоятельных занятиях, не обеспечивает верной оценки роли физкультурно-спортивной деятельности в жизни общества и развитии личности, ее культурного и воспитательного потенциала, в удовлетворении потребностей в общении и эмоциональной разрядке, в получении эстетического удовлетворения, обеспечении творческой активности, здоровья.
Важное значение
придается повышению уровня знаний
детей и молодежи об Олимпийских
играх и олимпийском движении,
об идеалах и ценностях олимпизма.
В меньшей степени эта
При
организации спортивной работы с
детьми и молодежью обычно используется
традиционная модель спорта (спортивных
соревнований и подготовки к ним),
которая, предполагая жесткую
Не случайно многие специалисты, ориентирующиеся на принципы гуманистической педагогики, предлагают отказаться от использования спорта, спортивных игр и соревнований в работе с детьми. Как известно, такую позицию занимал еще Лесгафта. Его подход в этом вопросе в суммарном виде сводится к следующим основным положениям: "1) спорт, как состязание двух сторон, всегда содействует развитию чувства первенства; 2) детям школьного... возраста не следует предлагать чувственных развлечений, а следовательно, и таких, которые связаны с развитием стремления к первенству; 3) спорт с соревнованием не должен быть допущен в школьном...возрасте ребенка. Исходя из этих положений, Лесгафт неоднократно обращал внимание на то, что при организации игр детей и подростков необходимо, "чтобы устанавливаемые правила ни в каком случае не допускали какого-либо соревнования, поощрения или наказания". Он считал, что "в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися, точно так же, как и отличия и преследования, так как действительно образованные молодые люди должны побуждаться к деятельности не личной выгодой или боязнью преследования, а искренним желанием совершенствоваться и приближаться к идеалу человека, который выработали себе". По мнению Лесгафта, даже в борьбе физические упражнения "ни в каком случае не могут являться в виде состязания".
Сходную позицию в оценке детского спорта занимают и некоторые современные специалисты.
Анализ существующей системы образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи выявляет и такой существенный недостаток этой системы, что в ней, как правило, отсутствует гармоничное сочетание, взаимодополнение спорта и искусства, когда они используются для решения тех или иных социально-культурных, воспитательных, педагогических задач. Формы работы, сложившиеся в рамках современной социально-педагогической системы, до сих пор предполагают активное включение ребенка либо в занятия спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности - искусство (занятия музыкой, живописью и т.п.), науку, техническое творчество и т.д.
Вследствие этого юные спортсмены, активно и регулярно занимающиеся спортом, чаще всего не проявляют особого интереса к искусству, к эстетическим и художественным ценностям, к духовной, творческой деятельности во всех ее разновидностях. С другой стороны, лица, всецело отдающие себя прекрасному миру искусства, обычно весьма пассивны в своем отношении не только к спорту, но и к занятиям физическими упражнениями. Этот вывод подтверждают результаты ряда социологических и педагогических исследований .
Отмеченная
выше разобщенность спорта с искусством
и другими видами творческой деятельности
в системе образования, воспитания
и организации досуга детей и
молодежи приводит к тому, что активные
занятия спортом или искусством
нередко приводят к разрыву между
духовным и физическим развитием
человека. Однобокое увлечение искусством
или какими-то другими видами духовной
деятельности, как правило, влечет за
собой ухудшение физического
состояния, а порой и здоровья
человека, а спортом - к обеднению
его духовного мира. Тем самым
не реализуется один из основных идеалов
гуманистической педагогики - идеал
разносторонне и гармоничной
развитой личности, восходящий к древнегреческому
идеалу калокагатии: гармонии физических
и духовных способностей человека, его
внешних и внутренних качеств.
По инициативе ведущих ученых в области физической культуры и спорта нашей страны в 90-е гг. начинает разрабатываться и функционировать ряд новых оригинальных проектов, направленных на внедрение физической культуры в повседневную жизнь россиян.
В 1990 - 1991 гг. разрабатываются основные принципиальные положения "спартианскои" программы гуманизации современного спорта в рамках проекта под названием "СпАрт".
С 1991
г. началась практическая реализация указанного
проекта, которая продолжается и
в настоящее время. Автором и
руководителем этого проекта
является профессор РГАФК В.И. Столяров.
В разработке программ и ее реализации
принимает участие большая
Название
«СПАРТ» (SpArt) не связано с древнегреческим
городом Спарта. Оно придумано автором
проекта и расшифровывается двояко: 1)
как сокращение, составленное из первых
букв русских слов: «Союз Поклонников АктивногоРаз
2) как аббревиатура из слогов трех английских слов: Spirituality – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство.
В этом названии проекта отражена его главная идея и основной замысел: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления союза, интеграции спорта с искусством.
Системообразующая идея проекта – инновационные формы интеграции спорта и искусства, основанные на принципах гуманизма, духовности, нравственности и предназначенные для людей разного возраста, пола, уровня духовного и физического развития, разных профессий. Цель этой интеграции – целостное (гармоничное и всестороннее) развитие личности, преодоление разрыва между физическим и духовным развитием человека. В связи с этим важное значение в проекте придается повышению интереса детей и молодежи к спорту и искусству, приобщению спортсменов к миру искусства, а тех, кто увлечен искусством, – к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства.
В спартианском движении нет ограничения для участников: это могут быть и дети и взрослые с ограниченными физическими возможностями, и мамы, папы, бабушки, дедушки, и дошкольники. Потому что цель спартианства не победа любой ценой и результаты на пределе возможностей, а самораскрытие, реализация талантов и способностей каждого человека.
Информация о работе Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств