Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Изменение социально-политических и экономических условий развития России оказало существенное воздействие на все стороны общественной жизни, включая сферу физической культуры и спорта. Политические преобразования, экономическая нестабильность и обилие нерешенных социальных вопросов отодвинули проблемы физической культуры и спорта на второй план. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций и кружков, многие досуговые физкультурно-спортивные учреждения прекратили свое существование или вынуждены были перейти на хозрасчёт и самофинансирование, устанавливать плату за обучение или пользование инвентарем. Значительные изменения коснулись коллективов физической культуры и спортивных клубов предприятий, учреждений и учебных заведений.

Содержание

Введение. 3
1.Теоретические предпосылки спартианской технологии,
оздоровления, рекреации и целостного развития личности. 4
1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта. 4
1.2.Главная идея и основной замысел проекта «СПАРТ». 6
1.3.Спартианец как новый культурный образец личности. 9
2.Цели и задачи спартианской технологии. 10
3.Спартианские формы организации досуга, образования и воспитания. 12
3.1.Спартианские игры. 12
3.1.1.Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр. 14
3.1.2.Спартианская система оценки и поощрения участников. 16
3.2.Спартианские клубы. 17
3.3.Спартианское движение. 19
4.Возможные направления и социальный эффект использования
спартианских средств. 20
5.Первые итоги и перспективы. 23
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная СпАрт.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

В некоторых  Спартианских играх, как уже отмечалось, принимали участие и студенты. В ряде вузов - например, в Московском химико-технологическом институте, в Новосибирском колледже физической культуры регулярно проводятся Спартианские Игры для студентов. В марте 1995 г. в Москве были проведены I Российские Спартианские игры студентов,  а в апреле 1996 г. на базе Российской государственной академии физической культуры - I Открытый спартианский турнир для студентов.

Проведенные Спартианские игры позволили выявить  и апробировать на практике различные  варианты объединения спортивных соревнований и соревнований по туризму с художественными  и интеллектуальными конкурсами, иные варианты объединения искусства, спорта и науки на соревнованиях, варианты организации индивидуальных и командных соревнований на основе такого объединения (с учетом состава  участников, их возраста, продолжительности  соревнований и т.д.), различные варианты определения победителей этих соревнований, совместного участия в них  инвалидов и не-инвалидов и  т.д. Опробованы и различные варианты игр, в которых отсутствует разделение участников на победителей и проигравших.

     Так постепенно сформировалась общая концепция  и программа Спартианских Игр  для детей и молодежи. Была выявлена возможность использования этих Игр для организации активного, творческого отдыха детей и молодежи, их воспитания и образования (в том  числе в условиях летних лагерей, спортивных сборов, санаторного лечения), для приобщения подрастающего поколения  к олимпизму, для комплексной  социальной реабилитации детей-инвалидов, а также детей и подростков с отклоняющимся поведением и  не имеющих родителей.

     В 1994 г. в Смоленске была создана  первая экспериментальная "спартианская школа" - на базе школы физкультурно-эстетического направления N39 (директор этой школы - Петлеваный Г.Ф.). Свою главную цель школа видит в создании условий для нравственного, эстетического интеллектуального и физического совершенствования ребенка, формирования его как творческой самостоятельной личности, ориентированной на постоянное самосовершенствование. Директор школы - Петлеваный Г.Ф. является координатором работы по реализации программы создания и развития "спартианской" системы олимпийского образования школьников .

Спартианские  школы, клубы, игротеки созданы и  в других городах РФ.

Так, в селе Юсьва Коми-Пермяцкого национального  округа Пермской области создан Центр  дополнительного образования "СпАрт" для школьников II-VII классов (руководитель - Н.Д.Власова), ориентированный на гармоничное  объединение спорта и искусства  в целях обеспечения единства физического и духовного развития ребенка. В соответствии с этой программой ребята обучаются игре в баскетбол, футбол и хоккей, учатся танцевать  и играть в народные подвижные  игры, изучают коми-пермяцкую культуру, сценическое искусство, правила  этикета, энциклопедию здоровья, основы экологической культуры

В г.Зверево-2 Ростовской области на базе УДО "Олимпик" работает Спартианская школа "Олимпик" (руководитель - Галкина Н.К.), программа  обучения в которой помимо занятий  художественной гимнастикой и настольным теннисом предусматривает овладение  музыкальной грамотой, основами культуры речи и общения, знакомство с народными  играми, традициями и обычаями донских  казаков и т.д.

В г.Похвистнево  Самарской области на базе ДК "Нефтяник" создан Спартианский клуб "Пируэт" (руководитель клуба Г.Н.Павлова). Воспитанники клуба (для приема в него необходимо только желание детей) занимаются акробатикой, хореографией, ритмикой, карате, вокальным  творчеством, театральным и цирковым искусством.

В Байкаловской средней школе организована спартианская игротека. Основная цель игротеки - ознакомить школьников с подвижными играми, которые  по своему художественному содержанию и эстетической направленности наиболее близки искусству, не предполагают разделение участников на победителей и побежденных, выдвигают на передний план не соперничество, а сотрудничество, общение, развлечение  участников, юмор и т.д.

В Курской  средней школе N53 работает спартианский клуб "Виктория" (руководитель - Потехина Т.В.). При клубе создана Спартианская школа, программа которой рассчитана на 3 года обучения и включает в себя ознакомление членов клуба с идеями олимпийского и спартианского движений, с основами физической культуры и  здорового образа жизни, различными видами художественной деятельности, овладение методикой самопознания и развития уверенности в себе. Каждый член Клуба ведет спартианский дневник, в который включает советы специалистов по духовному и физическому развитию, достижения в области самосовершенствования и т.д. Клуб регулярно проводит Спартианские Игры.

В Москве в  настоящее время работает ряд  Спартианских Клубов: Спартианский клуб "Царицыно" (руководитель клуба -Губарева Т.И.), созданный при Реабилитационном центре для подростков и взрослых с ДЦП; Клуб "Рыцари СпАрта" Северо-западного  округа г. Москвы (руководитель клуба - Батманов Н.П.); семейный Спартианский клуб "Подснежник" (руководитель клуба - Басмина А.Г.), созданный при  Обществе родителей, имеющих детей-инвалидов; семейный Спартианский Клуб "Надежда", созданный при городском Доме культуры для инвалидов "Надежда" (руководитель Клуба - Мосеева И.В.) и  др.

Такой же клуб создан при ассоциации родителей  детей-инвалидов в Зеленограде  Московской области (руководитель клуба - Егоркина Е.Э.). Опираясь на идеи проекта "СпАрт", Клуб разработал и реализует  программу "Спартианская семья", цель которой организация полноценного отдыха и творчества семей с детьми-инвалидами в форме семейного спартианского  лагеря. Один из семейных спартианских лагерей для 50 родителей и их детей-инвалидов  в возрасте от 4 до 16 лет организован  Клубом на базе д/о "Солотча" Рязанской  области с 14 по 31 июля 1996 г.

     С учетом позитивного опыта проведения Спартианских Игр для детей и  подростков школьного возраста в 1994 г. началась работа по экспериментальной  проверке возможности организации  этих Игр для дошкольников.

     Работа  по использованию "спартианских" средств в системе воспитания, образования и организации досуга детей и молодежи получила высокую  оценку со стороны Государственного Комитета РФ по делам молодежи. Программа  этой работы, разработанная автором  данной брошюры и представленная Центром "СпАрт" в 1997 г., заняла первое место в проведенном Комитетом  конкурсе инновационных проектов работы с молодежью. Программа получали одобрение и поддержку также  со стороны Государственного Комитета РФ по физической культуре и туризму, Олимпийского комитета России, Российского  Совета ФСО "Юность России", Министерства социальной защиты населения РФ, Министерства образования РФ, Координационного комитета по делам инвалидов при Президенте России, других государственных и  общественных организаций. Она нашла  положительный отклик и в средствах  массовой информации - на телевидении, в газетах "Советский спорт", "Русский инвалид", "Учительская  газета", "Медицинская газета", в журналах "Олимпийская панорама", "Физкультура в школе" и др.

     Кроме того в настоящее время на основе идей проекта "СпАрт" разработан целый комплекс специализированных спартианских программ, каждая из которых ориентирована на определенную группу детей и молодежи (например, на детей дошкольного возраста - программа "Друзья Спартиашки", на школьников - программа "Шаги спартианского восхождения", на лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями - программа"Стань Спартианцем!") или на на решение специфических задач ( например, программа олимпийского образования, интеграции спорта с искусством, гуманизации современного спорта высших достижений, реализации в современных условиях Кубертеновского идеала олимпийского атлета) и др. Для реализации программ созданы рабочие группы, каждую из которых возглавляет координатор соответствующей программы.

     Наибольшие  проблемы и трудности связаны  с реализацией "спартианской" программы, ориентированной на использование  спартианских средств в спорте высших достижений, в работе со спортсменами высокого класса, спортсменами-олимпийцами в целях их ориентации на гуманистические идеалы и ценности олимпизма, в том числе на кубертеновский идеал гармонично и разносторонне развитого олимпийского атлета.

Для объединения  усилий и координации деятельности Спартианских Клубов и школ планируется  создать их Ассоциацию.

     В 1994 г. в Российской государственной  академии физической культуры создан Гуманитарный Центр "СпАрт". Центр имеет своей целью повышение профессиональной гуманитарной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на основе ознакомления их с отечественным и зарубежным опытом организации олимпийского образования и воспитания детей и молодежи, формирования их поведения в духе "Фэйр плэй" ("Честной игры"), укрепления связи спорта и искусством и т.д.

Для эффективного решения упомянутых выше и других, связанных с ними, задач по созданию "спартианской" системы воспитания, образования и организации досуга населения требуется активная государственная поддержка. Без такой поддержки вряд ли можно решить весьма сложные проблемы финансового и материально-технического обеспечения этой системы. В связи с этим I Конгресс спартианского движения ( Москва, 1-2 августа 1995 г.) принял "Обращение к органам государственной власти РФ". Многое зависит, однако, не только от позиции и активности отдельных людей и даже организаций, а прежде всего от общей ситуации социально-экономического и политического развития общества, системы его идеалов и ценностей. Если учитывать все более ярко проявляющуюся тенденцию к гуманистическому, духовно-нравственному обновлению современного общества, есть все основания для определенного оптимизма в этом отношении. 
 
 
 
 

Библиография 

1. Олимпийская Хартия. М., 1991.

2. Столяров В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи. М.: ГЦОЛИФК, 1989.

3. Столяров В.И. Проект "СпАрт"// Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. М., 1990.

4. Столяров В.И. Проект "СпАрт". М., 1991.

5. Столяров В.И. Спорт, духовность, искусство// Физическая культура в школе, 1991, № 4.

6. Столяров В.И. Проект "СпАрт"// Возвращение к олимпийским идеалам. Харьков, 1992.


Информация о работе Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств