Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:59, курсовая работа
Ведущее место в процессе физического воспитания занимает обучение, обязательными слагаемыми которого является деятельность занимающихся (повторение активных двигательных действий - физических упражнений) и действия преподавателя (по формированию у них двигательных умений и навыков).
Двигательные умения имеют большую дидактическую ценность, поскольку их формирование требует от обучаемого активного участия в учебном процессе, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью. В целом ряде случаев материал программы должен быть усвоен именно на уровне умения.
Таким образом, двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. Поэтому было бы неверным абсолютно разграничивать их. Вместе с тем надо иметь в виду и их особенности, их не сводимость друг к другу и их неодинаковую значимость, как в повседневной жизни, так и в физическом воспитании. Из того факта, что на определенной стадии формирования и совершенствования двигательного действия умение закономерно сменяется навыком, не следует, что итогом обучения в физическом воспитании всегда должен явиться лишь навык. Реальные достаточно сложные формы двигательной деятельности принципиально не могут быть превращены целиком лишь в навык - в них представлены в совокупности, как навыки, так и как умения. Уже по одной этой причине навык может рассматриваться как конечный результат обучения только в том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. В целом же необходимым результатом обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:
1) двигательной
одаренности (врожденные
Таким образом, развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки как способ изменения собственной телесности посредством усвоения двигательных умений и навыков. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим.
2. Формирование двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения двигательным действиям
Рациональное и эффективное обучение двигательным действиям возможно при условии, если методика формирования двигательных умений и навыков будет строиться в соответствии с основными закономерностями их образования. Рассмотрим кратко эти закономерности.
Образование двигательного умения начинается с создания у обучающихся установки на овладение двигательным действием. Установка сопровождается образованием ориентировочной основы действия, т. е. восприятия и анализа всего того, что необходимо для его осуществления. Ориентировочная основа складывается из получаемых от преподавателя знаний о двигательном действии, а также из восприятий и оценки деталей окружающей обстановки, имеющих значение для его выполнения. На пример, при овладении опорным прыжком через гимнастический снаряд обучающийся фиксирует и оценивает место расположения мостика, расстояние до него, расположение снаряда, его высоту, место приземления и т. д. В ориентировочную основу входят так же извлеченные из двигательной памяти знакомые представления и ощущения ранее освоенных двигательных действий, которые мо гут быть использованы при построении новой системы движений. Все эти восприятия соединяются в единый комплекс.
Создание ориентировочной основы является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.
После того как сложилась ориентировочная основа, возникает программа действия. В процессе выполнения действия обучающийся контролирует свои движения и их результаты, ориентируясь по целому комплексу сигналов. Здесь также очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями.
По завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задачи по совершенствованию действия при следующей попытке.
По мере уточнения действия, от попытки к попытке, двигательная установка и ориентировочная основа изменяются, уточняется.
Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.
Двигательное действие, сформированное путем многократно го повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.
При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).
Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить но вое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощенно.
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.
2.1 Закон изменения скорости в развитии навыка
Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали. б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
2.2 Закон «плато» (задержки) в развитии навыка
Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка.б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.
Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).
2.3 Закон угасания навыка
Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
2.4 Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка
Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
2.5 Закон переноса двигательного навыка
В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительный перенос -- это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.
Отрицательный перенос -- это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.
Явление переноса навыков по сходству структур двигательных действий имеет большое значение для практики обучения двигательным действиям со сложной техникой. На этом основано использование различных упражнений имитационного характера (на пример, при подготовке лыжников и конькобежцев). Перенос навыков учитывается при определении последовательности обучения действиям в видах спорта, где имеется обилие различных двигательных действий (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и не которые другие). В этих видах спорта двигательные действия группируются по сходству их структур и разучиваются в последовательности от простых к более сложным. Тогда овладение одним действием облегчает освоение следующего. Например, выявлено, что в спортивной гимнастике на каждом снаряде существует 5-6 основных («фундаментальных») элементов, составляющих основу для остальных, производных от них.
Перенос навыков владения односторонними (асимметричными) действиями с одной (левой, правой) стороны на другую, как правило, выражен слабо. Чем сложнее техника действий, тем меньше возможность такого переноса. Так, опытные легкоатлеты-метатели при попытках метать снаряд другой рукой напоминают новичков.
Перенос навыков не всегда характеризуется положительным эффектом. Сходство в технике действий может оказывать и отрицательное влияние на овладение и совершенствование действий. Не единичны случаи, когда перенос навыков дает положительный эффект в начале обучения и существенно мешает совершенствованию действия в дальнейшем, при его детализации. Здесь уже играет роль не столько сходство, сколько различие в технике действия. Вначале обучению помогает сходство в основе техники, в дальнейшем мешает различие в деталях. В результате эффект пере носа навыков превращается из положительного в отрицательный. Так, например, учитывая возможность отрицательного эффекта переноса навыков, конькобежцам не рекомендуется злоупотреблять катанием на роликовых коньках в летний период. Или, например, навык прыжка в высоту может мешать овладению техникой барьерного бега. Отрицательное влияние переноса навыков может быть и в случаях, когда при сходстве в технике двух действий по пространственным характеристикам имеются существенные различия в их ритмах.
Возможность отрицательного переноса навыков следует обязательно предусматривать при обучении. Так, в первую очередь нужно формировать тот навык, который нарушается под влиянием другого, но сам отрицательного влияния не оказывает («односторонний перенос»). При обоюдном отрицательном влиянии («двусторонний перенос») не следует начинать разучивать такие действия одновременно.
Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.
3. Закономерности развития двигательных навыков в процессе обучения двигательным действиям
3.1 Структура процесса обучения двигательным действиям и особенности его этапов
В процессе обучения каждому отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения -- действия, операции, так называемой основы техники или ее деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов обучения, особенностям формирования ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей действия.На первом этапе происходит начальное изучение действия, чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения двигательного действия на уровне умения.На втором этапе осуществляется углубленное детализированное разучивание, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне умения.На третьем этапе происходит закрепление и дальней шее совершенствование действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне навыка. В зависимости от намеченного уровня усвоения изучаемого действия процесс может потребовать некоторого изменения состава применяемых средств, методов и форм организации учебного процесса. Кроме того, в зависимости от специфики частных целей направления физического воспитания могут меняться требования к глубине детализации задач и частных задач обучения, освоения двигательного действия, к тонкости дифференцирования усилий по отдельным характеристикам (величине, направлению, ритму, длительности).
3.2 Этап начального разучивания
Цель данного этапа -- сформировать знания и представления об условиях двигательной задачи и о способе ее решения; обеспечить формирование предпосылок со здания ООД и усвоения двигательного действия на уровне умения.
Задачи, решаемые на этапе:1. Осознать двигательную задачу, сформировать зрительно-логическое представление о способе ее решения.2. Освоить инструкцию по формированию ООД: а) вы делить ООТ в наблюдаемом двигательном действии, б) выделить (осознать) ООТ в исполняемом двигатель ном действии, в) сформировать двигательные представления о действии в каждой ООТ.
Информация о работе Двигательное умение и навыки: понятие, сущность и особенности их формирования