Игровой и соревновательный метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:29, реферат

Краткое описание

Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.

Содержание

I. Актуальность темы.
II. Основы технологии игровых форм обучения.
1. Общие положения понятия игры.
2. Классификация игр.
3. Познавательная функция игры.
4. Концептуальные положения игры.
5. Цели и задачи игры.
6. Особенности отбора содержания учебного материала.
7. Средства обучения.
8. Способы мотивации.
9. Способы организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося.
10. Способы управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников.
11. Организационные формы.
III. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития.
IV. Условия воспроизводства разработанной автором педа-гогической технологии.

Вложенные файлы: 1 файл

игровой метод впедагогике.docx

— 53.51 Кб (Скачать файл)

I. Актуальность  темы.

II.   Основы технологии игровых форм обучения.

1. Общие положения понятия  игры.

2. Классификация игр.

3. Познавательная функция  игры.

4. Концептуальные положения  игры.

5. Цели и задачи игры.

6. Особенности отбора  содержания учебного материала.

7. Средства обучения.

8. Способы мотивации.

9. Способы организации  учебно-познавательной дея-тельности  учащегося. 

10. Способы управления  учебно-познавательной дея-тельностью  школьников.

11. Организационные формы.

III. Системы измерения  результатов обучения, воспитания  и развития.

IV. Условия воспроизводства  разработанной автором педа-гогической  технологии.                                   

 Введение.

Философское понятие  игры.

Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й.Хейзинга. Ниже приводятся выдержки некоторых  его выводов.

...Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие  человеческого общества, а животные  вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.

Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием  и объяснением игры животных, детей  и взрослых. Каковы же биологические  функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному  инстинкту подражания; потребность  в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.

Ни одно из приведенных  объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все таки "соль" игры?". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все  на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую  толпу? Интенсивность игры не объяснить  никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.

 

Причины возникновения  игры.

В онтогенезе:  

 

А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает  процесс возникновения детской  ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает  “противоречие между бурным развитием  у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти  действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам  управлять автомобилем, он сам хочет  грести на лодке, но не может осуществить  этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными  предметными условиями данного  действия... Это противоречие... может  разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.”

 

В филогенезе:

 

На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они  делали, обучались (подражали) всему, что  делают взрослые, хотя у них неважно  это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.

С развитием науки и  прогресса возникла необходимость  в серьёзном обучении, появились  сложные социальные отношения между  людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться  в этом мире он прибегает к понятию  роли, с помощью которой можно  быть кем угодно без опасения для  жизни. И при этом ребёнок ещё  восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.

 

Что даёт игра детям?

 

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу  играть нельзя, только добровольно.

Игра дает перерыв в  повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой  детерминацией образа жизни. Игра это  неординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих  сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое  напряжение, в котором пребывает  подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и  радостной мобилизацией духовных и  физических сил.

Игра дает порядок. Система  правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень  ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться  прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она  интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность  создать и сплотить коллектив. Привлекательность  игры столь велика и игровой контакт  людей друг с другом столь полон  и глубок, что игровые содружества  обнаруживают способность сохраняться  и после окончания игры, вне  ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных  решений.

Игра дает понятие о  чести. Она противостоит корыстным  и узкогрупповым интересам. Для  нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении  и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию  недостатков действительности. Противопоставляет  жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться  по пересеченной местности, причем в  доспехах и с игровым оружием.

Игра дает возможность  проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой  игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для  создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий интерес  к хорошей литературе, поскольку  ролевая игра создается методом  литературного моделирования. Чтобы  создать свой мир нужно прочитать  предварительно о других.

Игра дает возможность  развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать  ее.

Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение  комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

Игра дает развитие психологической  пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ  и довести его до конца.

Игра дает радость общения  с единомышленниками.

Игра дает умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как  бы понарошку в своем вымышленном  мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который  так высок сейчас у родителей  и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Поиск новых форм и приемов изучения истории в  наше время - явление  не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие  в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно  успешно решать через технологию игровых методов обучения. В.П. Беспалько  в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни  ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы  обучения позволяют использовать все  уровни усвоения знаний: от воспроизводящей  деятельности через преобразующую  к главной цели – творческо-поисковой  деятельности. Творческо-поисковая  деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Есть великая  формула «дедушки космонавтики»  К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого  ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую роль в технологии играет общественно-государственный заказ. Воспользуемся схемой В.П. Беспалько.

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЗАКАЗ

2. Цели обучения и воспитания

4. Дидактические процессы

I. Учащиеся

5. Учителя или ТСО

Содержание обучения и  воспитания

6. Организационные формы

Дидактическая задача

Технология обучения

 

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых  методов обучения нацелена на то, чтобы  научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в  игре и в жизни, т.е. формировать  цели и программы собственной  самостоятельной деятельности и  предвидеть ее ближайшие результаты.

Психологическая теория  деятельности в рамках теоретических воззрений А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Дети повторяют  в играх то, к чему относятся  с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Блестящий исследователь  игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и  непосредственному насыщению и  спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития  психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи  и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого  опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей  социализации».

Итак, игра воспроизводит  стабильное и новационное в жизненной  практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в  них заложены устойчивые традиции и  нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки  игры, которая способствует тому, чтобы  ребенок верил или не верил  во все, что происходит в сюжете игры.  Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

Возникшая в советской  системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр  в дидактике дошкольных систем, но практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. Отрадно, что  в общественной практике последних  лет в науке понятие игры осмысливается  по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как  общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить  в дидактику более активно. В  России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в  трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухамлинского. В Новосибирске есть мастерская «Игра», куда входят ведущие педагоги и психологи  города.

Из раскрытия  понятия игры педагогами, психологами  различных научных школ можно  выделить ряд общих положений:

Информация о работе Игровой и соревновательный метод