Исходные понятия теории физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:35, лекция

Краткое описание

Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Различные понимание и толкование (а тем более незнание профессиональных терминов) затрудняют как общение специалистов, так и преподавателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физические упражнения» и др.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Основным средством  совершенствования КС является физическое упражнение. При этом эффективное развитие КС облегчается в случае выполнения следующих методических действий:

  • целенаправленного развития отдельных способностей (быстрота реагирования, приспособление к изменяющимся условиям и др.), обеспечивающего более высокий уровень координационной подготовленности;
  • технически правильного изучения двигательных навыков, используемых в качестве тренирующих средств, так как в противном случае они будут являться источником новых ошибок;
  • улучшений функционирования анализаторов, способствующих существенному повышению уровня КС. Так, использование вращающегося стула, качелей приводит к улучшению функций вестибулярного аппарата и, как следствие, к повышению способности удерживать равновесие;
  • повышения координационной сложности используемых физических упражнений. Это достигается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров. Например, пространственные вариации – руки перед собой, руки вверх, руки в сторону.

1.3. Совершенствование  координационных способностей в  многолетнем процессе тренировки.

В начальной школе  рекомендуется ориентировать занятия  на воспитание способности к пространственной дифференциации, в частности на умение различать длину и частоту  шага при ходьбе и беге, длину  и высоту прыжка, дальность броска при метаниях. Установлено, что умение оценивать длину шага воспитывает способность ощущать пространство, частоту шага, ощущать время.

Интенсивное совершенствование  КС в младшем школьном возрасте обеспечивает в дальнейшем высокую двигательную обучаемость и ускоренное освоение необходимых двигательных навыков.

В среднем школьном возрасте (5-9-е классы) главной задачей является совершенствование реагирования на различные сигналы, развитие ритмических  способностей. Вместе с тем необходимо постоянно совершенствовать пространственную ориентировку.

В старших классах  необходимо развивать навыки посредством  вариации условий их применения, что  будет способствовать дальнейшему  повышению уровня КС.

(По Ашмарину Б.А.)

 

2. ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ

2.1. Сущность и значение  силовых способностей

Сила человека рассматривается  как его способность преодолевать внешнее сопротивление посредством  мышечных усилий. Сила проявляется  в результате напряжения мышц, измеряемого  в граммах и килограммах. Мышечное напряжение может иметь место  при изменении длины мышц, называемом динамической формой сокращения, или без изменения длины, именуемого статической формой сохранения.

В зависимости от внешнего проявления активности мышц выделяют несколько режимов мышечного  сокращения. Преодолевающий режим характеризуем сокращением мышц, выполняющих работу по перемещению тела или его звеньев, а также внешних объектов в условиях, когда внешняя нагрузка на мышцу меньше ее напряжения. Движение в этом случае происходит с ускорением, мышца выполняет положительную внешнюю работу, а тип мышечного сокращения называется миометрическим режимом.

Одной из разновидностей преодолевающего режима мышечного  сокращения является такое соотношение  внешней нагрузки и напряжения мышц, при котором движения в суставе  происходят без ускорения, с постоянной скоростью. Такое условие обеспечивается специальными техническими устройствами, а тип мышечного сокращения называется изокинетическим режимом.

Если внешняя нагрузка на мышцу больше, чем ее напряжение, мышца удлиняется, движения в суставе  происходят с замедлением, мышцы выполняют отрицательную внешнюю работу (например, приседание с весом). Этот режим сокращения именуется уступающим.

Статическая форма сокращения возникает в случае, когда внешняя  нагрузка равна мышечному напряжению или когда отсутствуют условия для движения в суставе. Тогда мышца развивает напряжение, не изменяя своей длины, что является удерживающим (изометрическим) режимом сокращения (табл. 1).

Таблица 1

Основные характеристики различных форм и режимов мышечного  сокращения

 

Форма сокращения

Режим мышечного сокращения

Движения в суставе

Внешняя нагрузка

Внешняя работа

Динамическая

Преодолевающий (миометрический)

С ускорением

Меньше, чем напряжение мышц

Положительная

 

Преодолевающий (изокинетический)

С постоянной скоростью

Переменная

Положительная

 

Уступающий (плиометрический)

С замедлением

Больше, чем напряжение мышц

Отрицательная

Статическая

Удерживающий (изометрический)

Отсутствуют

Равна напряжению мышц

Нулевая


 

Сила измеряется специальными приборами динамометрами (кистевыми, становыми и др.) Наиболее распространенной и удобной является конструкция динамометра с индикатором часового типа, разработанная В. М. Абалаковым.

Сила отдельных групп  мышц определяется по специальным методикам. В спортивной практике широко применяется методика Б.М. Рыбалко. Основное преимущество метода состоит в портативности измерительного инвентаря и доступности при массовых исследованиях. Полученные данные позволяют рассчитать суммарную силу всех мышц, мышц нижних и верхних конечностей, мышц туловища, а также левой и правой половины тела.

Динамометрия позволяет  получить информацию об абсолютной силе мышц, характеризующей максимальную величину произвольного мышечного  усилия без ограничения времени  и величины внешнего отягощения, а  также об относительной силе, определяемой отношением абсолютной силы к весу тела.

С увеличением веса спортсмена его абсолютная сила увеличивается, а относительная снижается.

В некоторых видах  спорта, таких как единоборства (тяжелые  категории) и метания, важна, прежде всего, абсолютная сила. Однако в видах спорта, где деятельность атлета связана с перемещением своего тела (гимнастика, акробатика), увеличение веса является нежелательным, и определяющее значение приобретает относительная сила.

(По Ашмарину Б.А.)

 

3. ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

3.1. Понятие о скоростных  способностях

Скоростные способности  – это совокупность индивидуальных особенностей, обусловливающих быстроту выполнения двигательных действий.

К числу основных скоростных способностей относятся: быстрота простой и сложной двигательных реакций; быстрота отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением; быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений.

 

4. ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ

4.1. Сущность и формы  проявления скоростно-силовых способностей

Скоростно-силовые способности  – это способности человека к  проявлению предельно возможных  усилий в кратчайший промежуток времени  при оптимальной амплитуде движений. В практике эту способность называют еще «взрывной силой» («взрывным  усилием»). Способность к «взрывному усилию» зависит от общей способности нервно-мышечного аппарата к проявлению значительных напряжений в короткий промежуток времени; от абсолютной силы мышц, проявляемой при предельном их напряжении без ограничения времени; от специфической способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.

Наиболее распространенной формой проявления скорости силовых  способностей являются упражнения прыжкового характера и метания. Спортивные результаты в этих упражнениях во многом обусловлены уровнем скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Однако различные виды спорта предъявляют неодинаковые требования к отдельным ее компонентам. В одних видах результат в большей мере зависит от силовых компонентов движения, в других – от скоростных.

Для оценки уровня развития скоростно-силовых  качеств используются различные  контрольные упражнения (тесты). Спортсмену предоставляются три попытки  в идентичных условиях. Лучший результат  считается исходным показателем. Наиболее универсальными тестами скоростно-силовой подготовленности являются выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места и определение высоты прыжка посредством лентопротяжного устройства системы В. М Абалакова, прыжок в длину с места, бег 20—30 м с ходу. Для оценки уровня развития силового компонента скоростно-силовых способностей используются упражнения с увеличенным по отношению к соревновательному сопротивлением (бросок утяжеленного снаряда, бег, в гору и т. п.), для оценки скоростного компонента – с облегченным сопротивлением.

(По Ашмарину Б.А.)

 

5. ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

5.1. Общее понятие о  сущности и разновидностях выносливости

Выносливостью называют способность  противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Известно, что утомление  выполняет защитную функцию в  организме и ведет к временному снижению работоспособности задолго до истощения работающих органов и систем.

В любой деятельности человека участвует  организм в целом. Однако в зависимости  от ее разновидности какое-либо звено  или система организма выполняет  большую часть работы. Например, при умственной работе утомление преимущественно развивается в коре головного мозга, при сенсорной – в соответствующих анализаторах, при интенсивной мышечной деятельности – в мышечном звене. Кроме того, существенное влияние на характер утомления оказывает объем участвующих в упражнении мышц.

При локальной работе отдельного звена  тела утомление обусловлено изменениями  непосредственно в исполнительном нервно-мышечном аппарате. При работе глобального характера, в которой  участвует более 1/3 всех мышц, предъявляющей высокие требования к энергетическому обмену, утомление связано с функционированием таких важнейших систем, как дыхательная и сердечно-сосудистая. Механизм утомления при такой работе определяется также ее интенсивностью и многими другими факторами.

Таким образом, в процессе решения  двигательной задачи спортсмену предстоит  преодолевать утомление, имеющее в  каждом отдельном случае вполне конкретный характер. В соответствии с ним  очевидно, что утомление специфично, а выносливость, демонстрируемая спортсменом, всегда является специальной. Это позволяет утверждать, что для совершенствования методики воспитания выносливости необходимо изучать физиологический механизм утомления конкретной деятельности.

Уровень выносливости обусловлен комплексом различных факторов: функциональными возможностями органов и систем (наследуемыми и приобретенными), совершенством технического мастерства, волевыми качествами спортсмена и величиной энергетических запасов в организме.

5.2. Классификация видов  выносливости

Одним из важнейших факторов, определяющих выносливость, является мощность механизмов энергообеспечения  мышечной деятельности. На основании  признака преимущественного ресинтеза  макроэнергетических соединений выделяют выносливость аэробного, анаэробного  и смешанного (аэробно-анаэробного) характера. В зависимости от длительности физической нагрузки ведущая роль в энергообеспечении мышечной деятельности принадлежит анаэробному и аэробному процессам или их комбинации (табл. 2).

Таблица 2

Относительное содержание анаэробного и аэробного процессов по отношению к общему энергетическому потреблению в течение максимальной нагрузки различной продолжительности

 

Время максимальной нагрузки

Выделение энергии, Ккал

Относительный вклад, %

 

Анаэробный процесс

Аэробный процесс

Всего

Анаэробный процесс

Аэробный процесс

10 с

20

4

24

83

17

1 мин

30

20

50

60

40

2 »

30

45

75

40

60

5 »

30

120

150

20

80

10 »

25

245

270

9

91

30 »

20

675

695

3

97

60 »

15

1300

1315

1

99

Информация о работе Исходные понятия теории физической культуры