Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:35, лекция
Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Различные понимание и толкование (а тем более незнание профессиональных терминов) затрудняют как общение специалистов, так и преподавателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физические упражнения» и др.
Одними и теми же движениями можно выполнять разные двигательные действия, и наоборот, одно и то же двигательное действие возможно осуществлять разными движениями
Физическое упражнение – это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.
Следовательно, не всякое двигательное действие может быть названо физическим упражнением. Физическими упражнениями будут только те двигательные действия, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены педагогическим закономерностям
Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной, преимущественно выполняемой нервно-мышечным аппаратом) и внешне проявляется в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Из характеристики двигательного действия можно понять, что название условно. Оно выражает лишь преимущественную зависимость от функций нервно-мышечного аппарата, а следовательно, лишь преимущественное воздействие на физическую структуру организма. Физическое упражнение – волевой акт, является функцией сознания и оказывает влияние на человека в целом.
Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действий с целью его совершенствования и воздействия на физические и психические свойства человека.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой стороны – как процесс многократного выполнения двигательного действия (например, «физические упражнения развивают силу»).
Характеристики двигательного действия и произвольною движения, которые были даны выше, в равной мере относятся к физическому упражнению. Необходимо только указать отличительные признаки физического упражнения от трудового двигательного действия:
1) физическим упражнением решается педагогическая задача (образно говоря, физическое упражнение направленно на «себя», на свое личное физическое совершенствование), трудовым двигательным действием – производственная задача (двигательное действие направлено на предмет производственной деятельности);
Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания. Результативность физического воспитания достигается благодаря всей системе средств, однако значимость каждой группы средств неодинакова: наибольший удельный вес в решении задач физического воспитания приходится на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин.
(По Ашмарину Б.А.)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Классификация физических упражнений – это распределение их на взаимосвязанные классы (группы) согласно наиболее существенным признакам. В результате такого распределения образуется система, в которой каждый класс занимает определенное место и в свою очередь делится на подклассы. В настоящее время существует несколько классификаций физических упражнений:
1. Классификация по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт). В соответствии с этой классификацией используемые в практике физические упражнения делятся на четыре группы:
2. Классификация физических упражнений по признаку особенностей мышечной деятельности (или признаку преимущественных потребностей в проявлении двигательных качеств, или признаку преимущественного влияния на развитие двигательных качеств):
Информация о работе Исходные понятия теории физической культуры