Классификация форм занятий в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить формы занятий в физическом воспитании.
Задачи курсовой работы:
Классифицировать формы занятий в физическом воспитании;
Определить особенности урочных форм занятий;
Дать общую характеристику занятиям неурочного типа;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Классификация форм занятий в физическом воспитании 5
1.1. Общая характеристика форм построения занятий 5
1.2. Классификация занятий урочного типа 8
Глава 2. Особенности урочных форм занятий 14
2.1. Содержание занятий урочного типа 14
2.2. Построение (структура) занятий урочного типа 16
Глава 3. Общая характеристика занятий неурочного типа 24
3.1.Значение и типичные признаки занятий неурочного типа 24
3.2. Особенности неурочных форм занятий 27
Заключение 32
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация форм занятий в физическом воспитании.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Узкопредметные (видовые) характеризуются однородностью  учебного материала. На этом уровне обобщенно  различаются уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. - виды. В пределах каждого предмета выделяются уроки спортивной (или иной) гимнастики, баскетбола, фехтования на рапирах, прыжков на лыжах, беговой подготовки в легкой атлетике и т.п. разновидности.

Комплексные уроки  отличаются разнообразием учебного материала, например, гимнастического, легкоатлетического и игрового. Такие занятия встречаются чаще в общей физической подготовке. Уроки этого классификационного уровня отличаются также структурой и методикой проведения. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:

Уроки образовательной  направленности. Их основным содержанием  являются формирование и совершенствование  специфических знаний, двигательных и интеллектуальных умений и навыков, а также обучение применению их в изменяющихся условиях. При этом воспитательные и гигиенические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только в той мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствами учебной работы.

Уроки со специальной  воспитательной направленностью служат преимущественно целевому совершенствованию  интеллектуальных, волевых и эмоциональных  качеств, интересов и потребностей. Задачам обучения и физического  развития в них отводится ограниченное, подчиненное место.

Уроки с гигиенической  по преимуществу направленностью предназначены  для решения задач физического  развития и укрепления здоровья. Они  частично связаны с попутным решением некоторых воспитательных и образовательных задач. Уроки с гигиенической направленностью характерны для общего физического воспитания. Они применяются в работе с детьми, с людьми зрелого и пожилого возраста, играют вспомогательную роль в спортивной тренировке.

Комбинированные уроки, содержание которых направлено на решение задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания.

В пределах каждого  типа предыдущего классификационного ряда имеется детальное их подразделение. В зависимости от акцентируемых  на различных этапах обучения дидактических (учебных) задач уроки с образовательной направленностью делятся на:

вводные;

уроки изучения нового материала;

уроки совершенствования  изученного и применения в новых  условиях двигательной деятельности;

контрольные (учетные, зачетные);

смешанные, в которых характерные для перечисленных разновидностей (типов) уроков учебные задачи сочетаются в различных пропорциях

Каждая из перечисленных  разновидностей уроков образовательного характера имеет свои особенности  не только в расположении учебного материала, но и в построении учебных ситуаций. При этом возникает проблема выбора применения наиболее эффективных методов обучения. В зависимости от выбора сложившихся в практике методических направлений, акцентирующих передачу педагогом знаний, умений, навыков в готовой виде, или самостоятельный, творческий поиск решений каждым занимающимся, или же сочетание этих подходов, возникает необходимость дальнейшей классификационной дифференциации уроков по методическим особенностям.

Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три основных вида:

с избирательными воспитательными воздействиями;

с многосторонними (несколькими самостоятельными) воздействиями;

контрольные.

Первые имеют  наибольшее распространение в спортивной тренировке, вторые - больше в общем  физическом воспитании и прикладной физической подготовке. В многоборной спортивной подготовке необходимы многосторонние уроки со специальной воспитательной направленностью, а в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке как с многосторонним, так и с избирательным воспитательным воздействием.

Контрольные уроки  имеют место во всех направлениях физического воспитания, поскольку  они связаны с проверкой подготовленности занимающихся.

Уроки по преимуществу с гигиенической направленностью  имеют два основных вида. К первому относятся общеразвивающие уроки, направленные на гармоническое общее морфофункциональное развитие организма, улучшение телосложения, формирование и поддержание хорошей осанки. Второй вид - уроки компенсаторные и восстановительные. Они носят рекреационный характер и служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной деятельности и быту или же целям активного отдыха и восстановления работоспособности.

В практике физкультурных  учебных заведений, на факультетах  повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей физического воспитания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые методические уроки. Они служат целям формирования методических умений и навыков будущих педагогов, а также повышению квалификации уже работающих. Отличительной особенностью методических уроков является направленность на профессионально-педагогическую подготовку. Они проводятся как с группой обучаемых методике, так и в порядке демонстрации занятий с группами учащихся школ, вузов, секций коллективов физической культуры и т.п. В первом случае занятия носят модельный характер, т.к. обучаемые фактически не могут и не должны перевоплощаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, когда занятия проводятся с реальным коллективом с присущими ему конкретными признаками, методические уроки являются наиболее эффективными .

Таким образом, модельные методические уроки, как  правило, сопровождаются вводными, попутными  и завершающими пояснениями и  указаниями. Уроки на конкретном коллективе занимающихся завершаются подробным методическим разбором, причем в нем участвуют и наблюдавшие демонстрацию. В последнем случае особенно важно мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста.

 

 

 

Глава 2. Особенности урочных форм занятий

 

1. Содержание занятий урочного типа

 

Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного  процесса и обладает всеми, свойственными  этому сложному явлению признаками. В связи с этим сложным и  многозначным является содержание урока физического воспитания. Оно представлено следующими характерными сторонами.

 Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Содержание определяется задачами, которые отражают предмет и направленность занятий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся. Обычно все содержание урока сводят лишь к совокупности физических упражнений. Однако они составляют лишь предметное содержание урока и должны рассматриваться как одна из важных его сторон.

Деятельность  педагога - вторая сторона содержания. В уроке всегда взаимодействуют  учитель и ученик. Педагог - непосредственный творец учебного процесса, создатель множества конкретных учебных и воспитательных ситуаций, через которые он умело ведет своих учеников к цели. Действия занимающихся прямо или косвенно обусловлены деятельностью преподавателя, к которой относится следующее: сообщение и разъяснение цели и задач урока, формулировка конкретных заданий и организация их выполнения, наблюдение за действиями занимающихся, анализ, обобщение и оценка этих действий, регулирование нагрузок, управление поведением отдельных учеников и коллектива занимающихся в целом, коррекция взаимоотношений занимающихся и др. Эта руководящая деятельность педагога, требующая определенного мастерства и многих усилий, является особенно важной и совершенно необходимой стороной содержания урока физического воспитания.

 Деятельность занимающихся в связи с выполнением физических упражнений - третья сторона содержания урока. К ней относятся следующие компоненты: слушание педагога, наблюдение показываемого, осмысливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигательных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимопомощь, обсуждение возникающих вопросов и др.

Физиологические и психические процессы, представляющие внутреннюю сторону деятельности занимающихся, приводят к желаемым изменениям в  состоянии их организма, в знаниях, умениях и навыках, в качествах и поведении. Эти процессы составляют четвертую сторону урока. Показатели текущих (в результате каждого урока) и оперативных состояний (в результате каждого упражнения, учебной ситуации) отражают результативность совместных действий педагога и занимающихся, являются важными ориентирами для построения дальнейших действий.

Таким образом, все стороны содержания урока  физического воспитания взаимосвязаны  и взаимообусловлены. От педагога зависит  обеспечение такой согласованности между различными сторонами содержания, которая приводила бы к высокой эффективности занятия. Это достигается правильным построением урока, организацией его структуры.

 

 

 

 

 

 

          2. Построение (структура) занятий урочного типа

 

Для того чтобы урок получил законченное стройное выражение, его многообразное содержание должно быть организовано, упорядочено во времени и облечено в необходимую форму.

Структура урока - это упорядоченность  всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.

В связи с изменением задач  каждого урока предметное содержание, а также деятельность педагога и  занимающихся находятся в непрерывном  движении и развитии: то, что вчера  было хорошо, интересно, целесообразно, сегодня уже не подходит, так как не будет роста, развития. Разному содержанию не может соответствовать одна и та же форма - она неизбежно будет сдерживать продвижение вперед, тормозить его прогрессивное развитие. Поэтому в каждом случае форма (структура) урока должна чутко реагировать на изменения в содержании и соответствовать ему. Уроки физического воспитания, отличающиеся разнообразием и изменчивостью содержания, не терпят застывших, стандартных структур.

Для того чтобы правильно и глубоко понять все вопросы такого сложного явления, как структура урока физического воспитания, необходимо рассматривать ее на разных уровнях.

Первый уровень построения урока (макроструктура - общая). В настоящее  время за основу построения урока принято деление его на три части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Наличие этих частей и расположение их только в названной последовательности является главным в схематичном построении любых уроков физического воспитания. Такой исходный, наиболее общий, ориентир построения урока обусловлен закономерностями учебно-воспитательного процесса в двигательной деятельности. Прежде всего, возникает необходимость постепенно включать (вводить) занимающихся в учебно-воспитательный процесс на уроке, обеспечивая тем самым достижение необходимого уровня работоспособности. Затем только возможно развертывание учебной деятельности на фоне достигнутой оптимальной работоспособности. Завершать учебно-воспитательный процесс приходится на фоне начинающегося после рабочего состояния, в условиях снижения работоспособности.

Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную  функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Ее продолжительность  составляет 7-10% отводимого на урок времени.

Типичными задачами вводной  части являются:

Организовать занимающихся.

Активизировать их внимание.

Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

Создать соответствующую  психологическую установку и  положительное эмоциональное состояние.

Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.

В случае необходимости в  первой части урока можно решать и некоторые учебно-воспитательные задачи, но не в ущерб специфической  функции - введению занимающихся в работу.

Для решения задач вводной части урока можно использовать разнообразные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, различные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не требующие больших напряжений или длительных пауз в действиях учеников). Очень эффективны и эмоциональны упражнения с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.).

Основная часть урока  выполняет главную функцию, так  как именно в ней решаются все  категории задач физического  воспитания (учебно-воспитательные, физического  развития). К ним относятся:

Формирование знаний в  области двигательной деятельности.

Обучение двигательным умениям  и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера.

Развитие общих и специальных  функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной  систем; формирование и поддержание  хорошей осанки; закаливание организма.

Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств.

Продолжительность основной части составляет 80-85% времени, отводимого на урок.

Для решения поставленных задач могут применяться любые  физические упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими программами.

Заключительная часть  урока имеет следующие функции:

Организация завершения учебно-воспитательного процесса с  целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

Информация о работе Классификация форм занятий в физическом воспитании