Контроль уровня развития силовых способностей в физическом воспитании учащихся различного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности применения физических упражнений, направленных на развитие силовых способностей у учащихся различного возраста.
2. Описать особенности педагогического контроля в физическом воспитании.
3. Привести виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 2 КОНТРОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ………………………………………………....11
ГЛАВА 3 КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА………………....21
3.1 Задачи контроля силовых способностей……………………………………...21
3.2 Используемые тестовые упражнения…………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

ИСПР. Контроль силовых способностей в ФВ. 27.05.14.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Министерство Спорта и Туризма Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «Белорусский Государственный Университет Физической  Культуры»

  

 

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Контроль уровня развития силовых способностей в физическом воспитании учащихся различного возраста»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент факультета СПВ СИиЕ, 2 курса 125 группы

Гришанович Дмитрий Валентинович

 

Научный руководитель:

Козловская Юлия Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ………………………………………………………………………………...4

ГЛАВА 2 КОНТРОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ………………………………………………....11

ГЛАВА 3 КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА………………....21

3.1 Задачи контроля силовых способностей……………………………………...21

3.2 Используемые тестовые упражнения…………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

У того или иного человека двигательные способности развиты по-своему. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились [8].

Благодаря мышечной силе тело человека перемещается в пространстве. От изменения величины и направления приложения силы меняется скорость и характер движения. Определяя мышечную силу человека как физическое качество, можно говорить о способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Внешним сопротивлением может быть сила земного притяжения, равная весу спортсмена; реакция опоры при давлении на нее; сопротивление внешней среды при движении спортсмена; вес отягощений; сопротивление партнера, упругой пружины или резины; сила инерции других тел [16].

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей [7].

На протяжении многих лет наблюдаются явления, когда у занимающихся физической культурой и спортом пропадает интерес к учебно-тренировочному процессу, проявляется апатия к физическим упражнениям. Значительная часть детей и подростков, не окончив средней школы, напрочь забывает тренировки. А некоторые, окончив среднюю школу и поступив в вуз, сознательно скрывают, что они – спортсмены, проявляя негативное отношение не только к повышению своего мастерства, но и к урокам физического воспитания. Отсутствие педагогического сотрудничества ведет к раннему отчуждению ученика и учителя в силу выпадения элементов взаимного творчества и обогащения, к быстрому расходованию педагогического потенциала, знаний и средств воспитания тренером. Получается замкнутый круг ограничения физического, психического и нравственно-эмоционального роста, включая социальные грани развития личности.

Поэтому в педагогический контроль принято включать комплексные способы получения информации, главным образом, о качественном состоянии работы, о ее содержании, организации, формах и средствах. В систему контроля включаются наблюдения и проверки соответствия педагогического труда ранее принятому плану, нормам, правилам, с выявлением результатов воздействия субъекта на объект (одновременно являющийся и субъектом педагогической деятельности), допущенных отклонений от педагогических требований и принципов организации [2].

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании здоровья человека, становлении его характера, проявлении морально-волевых качеств.  Изучение научно-методической литературы убеждает в том, что уроки физической культуры, проводимые по рекомендуемым программам для школы, не в полной мере осуществляют необходимую физическую подготовку детей. Результат – низкий уровень физической подготовленности детей, недостаточное владение двигательными навыками, высокий процент заболеваемости. В настоящее время становятся привычными тревожные публикации об ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности школьников  [по данным 11, 13, 20].

Школьный возраст является наиболее благоприятным для развития многих двигательных способностей. К наиболее важным специалисты относят силовые способности, позволяющие избежать травматизма при выполнении различных двигательных действий. Способности к проявлению силы в значительной степени определяются изометрическим напряжением, скоростью развития усилия и расслабления различных мышечных групп [по данным 2, 23].

В литературе имеются данные, свидетельствующие, что дети могут добиваться значительного прироста силовых показателей при рациональной организации нагрузок силовой направленности  [по данным 6]. Между тем, по вопросам, связанным с эффективностью и безопасностью применения силовых упражнений в различные возрастные периоды существует большое разнообразие мнений, а проблема силовой подготовки детей и подростков далека от окончательного решения  [по данным 12, 18].

Цель исследования: изучить виды тестовых упражнений, используемых для  контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности применения  физических упражнений, направленных  на развитие силовых способностей у учащихся различного возраста.

2. Описать особенности педагогического контроля в физическом воспитании.

3. Привести виды тестовых упражнений, используемых для  контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.

Методы исследования: библиографический анализ научно-методической литературы.

Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из следующих разделов: титульный лист, оглавление, введение, три главы основной части работы, заключение, список литературы из 24 наименований.

Курсовая работа выполнена на 30 машинописных листах формата А4.

 

ГЛАВА 1

 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ

 

 

1.1 Физиологические механизмы силовых способностей

 

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) [24].

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» [17].

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:

1) собственно мышечные;

2) центрально-нервные;

3) личностно-психические;

4) биомеханические;

5) биохимические;

6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы [15].

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость) [24].

 Собственно силовые способности проявляются:

1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);

2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата [17].

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:

1) при напряжении мышц за счет  активных волевых усилий человека (активная статическая сила);

2) при попытке внешних сил  или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг) [19].

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [9].

К скоростно-силовым способностям относят:

1) быструю силу;

2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.) [15].

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой [24].

Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения [17].

Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [9].

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость [15].

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» [17].

Информация о работе Контроль уровня развития силовых способностей в физическом воспитании учащихся различного возраста