И. Г. Баранов и В. Ф. Ломейко
рассматривают прыгучесть как одну из
наиболее важных характеристик общей,
а часто и специальной физической подготовленности
школьников.
Хотя прыгучесть и является
в какой-то степени врожденной способностью
человека, специальное воздействие физическими
упражнениями может значительно повысить
уровень скоростно-силовой подготовленности
занимающихся (В. М. Дьячков)[7]. Но это возможно
лишь при правильном подборе средств и
методов тренировки, в соответствии с
возрастными и половыми особенностями
занимающихся. Определение возрастных
периодов, во время которых развитие прыгучести
протекает более интенсивно или более
замедленно, это актуальный вопрос, от
решения которого во многом зависит эффективность
подготовки детей в различных видах спорта.
Взаимосвязь в воспитании физических
качеств является весьма сложной, формирующейся
в результате суммации самых различных
биологических изменений в организме
школьника под влиянием мышечной работы.
В процессе всего учебного процесса соотношение
в воспитании физических качеств претерпевает
значительные изменения. Например, на
этапе предварительной подготовки воспитание
быстроты, скоростно-силовых качеств,
мышечной силы приводит к повышению уровня
развития и других физических качеств
у школьников (С. В. Каледин ). Характерная
особенность среднего школьного (подросткового)
возраста - половое созревание организма.
У девочек этот период сопровождается
более выраженными изменениями в организме,
чем у юношей. Он начинается у девочек
в среднем на 1-2 года раньше, чем у юношей.
В это время происходит бурный рост и развитие
всего организма. Прежде всего, наблюдается
резкий рост тела в длину: у девочек максимум
прироста обычно приходится на 12-13 лет,
у мальчиков на 14-15 лет. Значительно возрастает
сила мышц. Мышечная масса особенно интенсивно
нарастает у мальчиков 13-14 лет, а у девочек
в 11-12 лет. Наблюдается возрастное несоответствие
в развитии сердечно-сосудистой системы.
Сердце значительно увеличивается в объёме,
становится более сильным, работает более
мощно, а диаметр кровеносных сосудов
отстаёт в развитии. Это часто приводит
к некоторым временным расстройствам
кровообращения, повышению кровяного
давления, следствием чего являются наблюдающиеся
у некоторых подростков головокружения,
учащённое сердцебиение, головные боли,
слабость, сравнительно быстрая утомляемость.
В данном возрасте происходит
процесс активного формирования типологических
свойств нервной системы, в результате
чего, врожденные генотипические особенности
становятся устойчивыми. Складывается
индивидуальный тип нервной деятельности.
Творческие возможности школьника приобретают
устойчивую физиологическую и структурную
основ.[16]
В подростковый период дети
увеличиваются в длину на 5-8 см в год. Девочки
растут наиболее активно в 11-12 лет (их рост
в это время увеличивается до 10 см в год),
рост мальчиков наиболее интенсивно идет
в 13-14 лет, и после 15 лет в росте они обгоняют
девочек. Увеличение роста идет, в основном,
за счет роста трубчатых костей конечностей,
кости грудной клетки растут медленнее,
отчего у подростков часто можно видеть
плоскую, а иногда и впалую грудь, что затрудняет
дыхание. Вместе с ростом увеличивается
и масса тела. Девочки прибавляют в год
4-8 кг, особенно заметна прибавка в 14-15
лет; у мальчиков прибавка в массе составляет
7-8 кг в год. Однако темпы роста массы несколько
отстают от темпа роста скелета, что сказывается
на внешнем виде подростка (фигура вытянута,
нескладна, костлява). [19]
В периоде полового созревания
наблюдается ослабление всех видов внутреннего
торможения. Вот почему одной из важных
задач в воспитании подростков является
развитие коркового торможения, «воспитание
тормозов».
Средний школьный возраст считается
самым трудным с точки зрения организации
с детьми этого возраста учебно-воспитательной
работы, и в тоже время этот период исключительно
важен в отношении психического, физического
развития, формирования личности. Именно
в этот период происходит усиленное усвоение
социальных ценностей. Формирование жизненной
позиции, «рождение гражданина». Подросток
в одно и тоже время и ребёнок, и взрослый,
а точнее сказать, подросток - это уже не
ребёнок, но в тоже время ещё и не взрослый.
Это период, когда как раз и происходит
переход от детства к взрослости. [3]
Подростковый возраст - это
период продолжающегося двигательного
совершенствования моторных способностей,
больших возможностей в развитии двигательных
качеств. У школьников достаточно высокими
темпами улучшаются отдельные координационные
способности (в метаниях на меткость и
на дальность, в спортивно-игровых двигательных
действиях), силовые и скоростно-силовые
способности; умеренно увеличиваются
скоростные способности и выносливость.
Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
По мере роста подготовленности
занимающихся возрастает значение рационального
подбора упражнений и их оптимального
сочетания на уроке физической культуры.
Например, И. Сукоп экспериментально «показал,
что результативность процесса физического
воспитания необходимо оценивать не только
по уровню развития отдельных физических
качеств и функций, но и по способности
индивида эффективно использовать их
в конкретной двигательной деятельности».
Это значит, что необходимо анализировать
взаимосвязь функций между собой и по
отношению к уровню показанных результатов.
На основе учета механизмов взаимосвязи
воспитания быстроты и силы, а также других
физических качеств можно сделать заключение
о том, что соотношение физических упражнений
в учебном процессе подготовки школьников
должно определенным образом изменяться
на различных ее этапах. Так, например,
существенное значение для эффективного
осуществления физического воспитания
имеет вопрос о взаимосвязи в развитии
быстроты, скоростно-силовых качеств и
выносливости у занимающихся на различных
этапах их подготовки. В ряде биохимических
исследований (Н. Н. Яковлев, и др.) показано,
что в урочном процессе сначала возрастают
биохимические показатели, имеющие отношение
к аэробным процессам (т. е. к развитию
выносливости), а затем уже, как бы на этой
основе, увеличиваются показатели, характеризующие
анаэробные возможности организма школьника
(что имеет прямое отношение к развитию
быстроты). Следовательно, воспитание
быстроты связано с увеличением общей
выносливости, так как, не обладая ею, нельзя
прибегать к большой тренировочной нагрузке,
направленной на развитие быстроты. При
недостаточном уровне потенциальных возможностей
осуществления анаэробных биохимических
процессов величина и длительность выполнения
скоростно-силовых нагрузок должны возрастать
весьма постепенно[9].
Важное значение имеет также решение проблемы
взаимосвязи в воспитании физических
качеств и формировании основного двигательного
навыка. Большой интерес представляет
проблема взаимосвязи скоростно-силовых
качеств и двигательных навыков у школьников
среднего возраста.
Е. А. Масловским было предпринято исследование
взаимосвязи скоростно-силовых качеств
и формирования двигательного навыка
у школьников в возрастном аспекте. В качестве
модели был избран один из видов легкой
атлетики - прыжок в длину с разбега. Анализ
данных проведенного исследования позволяет
сделать заключение о том, что такой подход
к решению проблемы взаимосвязи физических
качеств и двигательного навыка может
быть эффективным и в других видах спорта.
Была выявлена взаимосвязь (в количественном
выражении) динамических, временных и
пространственных характеристик двигательного
навыка и показателей, характеризующих
уровень воспитания скоростно-силовых
качеств в каждой возрастной группе (с
11 до 18 лет) у юных спортсменок и школьниц,
не занимающихся спортом.
Учет особенностей взаимосвязи скоростно-силовых
качеств и формирования основного двигательного
навыка во всех возрастных группах позволит
более эффективно управлять этими сторонами
двигательной деятельности, достигать
оптимального их соотношения ( Горбунов
Г.Д.)[6].
Таким образом, уровень воспитания
скоросто-силовых способностей определяется
не только возрастными и половыми особенностями,
но и на основе учета механизмов взаимосвязи
воспитания быстроты и силы, а также других
физических качеств, т.е. соотношение
физических упражнений в учебном процессе
подготовки школьников должно определенным
образом изменяться на различных ее этапах.
Глава
II. Методика развития скоростно-силовых
качеств у школьников среднего возраста
2.1 Средства
развития скоростно-силовых качеств
у школьников
Основными
средствами скоростно-силовой подготовки
школьников среднего возраста являются
упражнения с различного рода отягощениями
(с преодолением собственного веса и веса
партнера, со штангой, гантелями, набивными
мячами, амортизаторами, и т.п.), мышечные
напряжения при их выполнении чаще соответствуют
соревновательным требованиям[16].
Соответствие
средств, специальной силовой подготовки
требованиям проявления силы в различных
упражнениях оценивается по следующим
критериям: амплитуде и направленности
движений; акцентируемому участку рабочей
амплитуды движения; величине динамического
усилия; быстроте развития максимального
усилия; режиму работы мышц[5].
При использовании технических средств
силовой подготовки школьников среднего
возраста необходимо учитывать следующее:
- тренирующий
эффект любого средства снижается по мере
повышения уровня специальной физической
подготовленности школьника, тем более
достигнутого этим средством;
- применяемые
средства должны обеспечить оптимальный
по силе тренирующий эффект по отношению
к текущему состоянию организма школьника;
В качестве основных средств воспитания
скоростно-силовых качеств школьников
среднего возраста применяют упражнения,
характеризующиеся высокой мощностью
мышечных сокращений. Иначе говоря, для
них типично такое соотношение силовых
и скоростных характеристик движений,
при которых значительная сила проявляется
в возможно меньшее время. Такого рода
упражнения принято называть «скоростно-силовыми».
Эти упражнения отличаются от силовых
повышенной скоростью и использованием
менее значительных отягощений. Есть немало
упражнений, выполняемых и без внешних
отягощений ( Коробейников Н.К)[12].
Состав скоростно-силовых упражнений,
предусматриваемых программами физического
воспитания, входят различного рода прыжки
(легкоатлетического характера, гимнастические
и др.), метания, толкание, броски и быстрые
поднимания спортивных снарядов, различные
удары с утяжелителями, и др., скоростные
перемещения циклического характера,
ряд действий в различных играх и единоборствах,
совершаемых в короткое время с высокой
интенсивностью (выпрыгивание, отжимание,
ускорение), и т.д. К средствам силовой
тренировки относят упражнения как целостного,
так и локального воздействия. Одни служат
для комплексного укрепления мышечных
групп и обеспечивают достаточно высокую
нагрузку на весь организм (бег, прыжки,
приседания, отжимания). Другие применяются
для избирательного, целенаправленного
укрепления отдельных мышц или мышечных
групп при относительно небольшой нагрузке
на весь организм с вовлечением в работу
одной или двух конечностей либо отдельных
частей тела (подтягивание, отжимание
в упоре и т.д). [16]
Особую группу составляют специальные
упражнения с мгновенным преодолением
ударно воздействующего отягощения, которые
направлены на увеличение мощности усилий,
связанных с наиболее полной мобилизацией
реактивных свойств мышц. Это прыжки в
глубину, запрыгивания на тумбу, выпрыгивания
вверх мгновенным рывком преодоления
отягощения, эти упражнения позволяют
проявлять наибольшую «взрывную силу».
Данные упражнения можно давать учащимся
среднего возраста, как в подготовительной,
так и в основной части урока.
Для развития специальных скоростно-силовых
качеств используются различные упражнения
с сопротивлениями, воздействующие на
мышцы, которые несут необходимую нагрузку.
К группе упражнений «взрывного» характера
относятся упражнения не только с ациклической
структурой движения (прыжки, метания,
и др.), но и с циклической структурой (бег
и плавание на короткие отрезки, спринтерские
велосипедные гонки на треке и др.), которые
можно использовать в основной части урока[18].
Средствами развития скоростно-силовых
качеств являются физические упражнения
с сопротивлением, которые направленно
стимулируют увеличение степени напряжения
мышц. Такие упражнения называются скоростно-силовыми
и применяются на уроках совершенствования,
на уроках легкой атлетике при этом решаются
задачи развития скоростно-силовых качеств
на уроках физической культуры. Скоростно-силовыми
являются такие динамические упражнения,
в которых ведущие мышцы одновременно
проявляют относительно большие силу
и скорость сокращения. Упражнения условно
подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства:
1. Упражнения с весом
внешних предметов: разборные гантели,
набивные мячи и т.д.
2. Упражнения, отягощенные
весом собственного тела:
— упражнения, в которых мышечное
напряжение создается за счет веса собственного
тела (подтягивание в висе, отжимания в
упоре, удержание равновесия в упоре, в
висе), при этом дозировка будет около
3-5 подходов по 8-10 раз с интервалом
отдыха около 3-5 минут;
— упражнения, в которых собственный
вес отягощается весом внешних предметов
(например, специальные пояса, манжеты),
при дозировке около 5-8 подходов по 5-8 раз
с интервалом отдыха около 3-5 минут;
— упражнения, в которых собственный
вес уменьшается за счет использования
дополнительной опоры;
3. Упражнения с использованием
тренажерных устройств общего
типа (например, силовая скамья, силовая
станция, комплекс "Универсал"
и др.).