Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:39, реферат
Обучение игре начинается с изолированного изучения приемов /вначале технике нападения, а затем защиты/. Это не значит, что должна быть изучена вся техника нападения, а затем защиты. Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
1. Ознакомление с приемами.
2. Изучение приема в упрощенных условиях или специально созданных.
3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры, обстановке.
4. Применение приема в игре.
2. Построение в кругах. Передача выполняется стоящему рядом, а затем через одного, затем любому игроку.
3. Построение во встречных
колоннах. Передача из одной колонны
в другую с последующим
Как только освоена структура движений, следует, не задерживаясь, переходить к изучению передач в движении. Наиболее эффективно обучение с помощью следующих упражнений:
1. Во время обычного
бега по прямой в заранее
обусловленном месте
2. То же, но выполняется 2 шага.
3. То же, но с имитацией движения руками /ловля и передача/.
4. То же, но с мячом.
По мере овладения ритмом сочетания шагов с движениями руками необходимо обращать внимание на ширину шагов при ловле и передаче. Выделение широких шагов облегчает задачу обучения, но закреплять этого не следует. Упражнения подбираются в такой последовательности: сначала один игрок упражняется в передачах с места, а другой в движении, затем оба находятся в движении. Наиболее целесообразным для этого является построение во встречных колоннах. Затем изучаются передачи поступательные и сопровождающие игроков.
Броски. Весь процесс подготовки
должен быть подчинен созданию наиболее
благоприятных условий для
Поскольку корзина сама по
себе является эмоциональным фактором,
отвлекающим внимание начинающего
баскетболиста, первые упражнения выполняются
без нее в передачах с
Для бросков с близкой дистанции применяются способы одной рукой. Первые упражнения выполняются под углом к щиту с использованием его в качестве дополнительного ориентира для прицеливания. Вначале выполняются упражнения для основной кисти, с тем чтобы занимающиеся почувствовали момент выпуска мяча и сами движения кисти, обеспечивающие попадание мяча в цель. Для этого игроки выстраиваются справа от кольца на расстоянии одного и, поочередно переводя мяч вверх и «скатывая» его с кисти, выполняют бросок с отражением от щита. Затем упражнения выполняются в движении. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: прыжок в длину, а не вверх, нарушение ритма шагов при ловле /подскок/. Первая ошибка исправляется путем объяснения и дополнительных упражнений в прыжках с разбега толчком одной ногой. Во втором случае занимающемуся игроку необходимо дольше упражняться в броске со снятием мяча с руки преподавателя. При изучении штрафного броска внимание концентрируется не только на технике, но и на процедуре подготовки и выполнения. На начальном этапе обучения лучше использовать способ двумя руками сверху, который позволяет в последующем быстрее перейти к броску одной рукой. Необходимо объяснить правила прицеливания /на передний край корзины/, уточнить исходное положение, научить расслаблению и подготовке к броску /сосредоточиться, освободиться от излишнего напряжения/, выполнению движений броска в постоянном ритме с постоянной амплитудой движений.
Броски со средних дистанций
требуют специальной
Чтобы создать наиболее благоприятное условие для точного броска, исходное положение должно способствовать свободному, без напряжений выполнению необходимых движений. Индивидуальное исходное положение должно отвечать следующим требованиям: угол в точке прицеливания, образованный линией зрения и проекцией траектории полета мяча, должен быть минимальным; для оптимального исходного положения необходимо стремиться к совмещению указанных линий.
Уточняя движения броска, основное внимание следует уделять постоянству амплитуды движений кисти. Надо стремиться, чтобы оно выполнялось с полной амплитудой, при полном разгибании руки в локтевом суставе. Все неточности, связанные с недолетом или перелетом мяча, необходимо регулировать /при правильной работе руки/ работой ног - энергичным коротким толчковым движением за счет разгибания ног в коленях. Правильное освоение движений позволяет уточнить работу кисти: если рука работает по полной амплитуде, то кисть будет осуществлять естественное захлестывающее движение, необходимое при броске.
В настоящее время для бросков со средних дистанций наиболее широко применяется бросок в прыжке. В первые упражнения выполняются в виде имитации броска, вернее передачи в прыжке с траекторией, свойственной броску. Основное внимание должно быть обращено на своевременный вынос мяча в исходное положение, а затем на отталкивание для прыжка. Отталкивание должно быть кратковременным, а бросок выполняться в наиболее высокой точке прыжка.
Ошибки могут быть следующие: несвоевременный вынос мяча в исходное положение, несогласованные движения рук и ног, отталкивание с носка, в результате чего получается не прыжок, а подпрыгивание, несвоевременный выпуск мяча.
Овладению своевременным выпуском мяча в прыжке помогает такое упражнение: встать с мячом на возвышение /скамейку, стул/, затем, выпрыгивая вверх, выполнить бросок. Для правильного отталкивания на прыжок в движении надо упражняться без мяча. При выполнении упражнения следить, чтобы занимающийся игрок ставил ногу на опору с пятки и соответственно приседал.
Добивание изучается после освоения броска в прыжке. Для добивания необходимо овладеть умением своевременно посылать мяч кистью в нужном направлении. Этой цели служат следующие упражнения:
1. Выполнить передачу в стену так, чтобы мяч отскочил возможно выше. Поймать мяч в наиболее высокой точке прыжка на вытянутые руки предварительного движения вперед.
2. То же, но мяч не поймать, а отбить кистью в стену.
3. То же, но передачу
выполняет партнер по
4. Построиться парами на середине боковой линии. Первый игрок ведет мяч к щиту и с близкой дистанции посылает его в щит, имитируя бросок. Второй должен добить отскакивающий мяч от щита.
5. Стоя лицом к щиту, выполнить трижды забивание в щит, а затем в корзину.
Ведения мяча - прием, который позволяет игроку перемещаться по площадке с мячом. Вначале изучается ведение с обычным отскоком, а затем со снижением.
Следует осваивать ведение
правой и левой рукой. При обучении
ведению необходимо научить: правильному
расположению кисти на мяче, сопровождению
мяча и своевременной встрече
его, расположению мяча по отношению
к туловищу, во время ведения согласованности
движения руки, посылающей мяч, со свободным
перемещением игрока. Первые упражнения
рекомендуется выполнять
Ошибки: а) «удары» по мячу
- результат недостаточного сопровождения
мяча. Исправляется путем дополнительных
показов, объяснений и ведения на
месте с акцентом на сопровождение;
б) недостаточное продвижение
При изучении ведения мяча
со сниженным отскоком следует особо
обратить внимание на работу кисти. Первые
упражнения должны быть направлены на
овладение переходом от обычного
ведения к сниженному. Упражнения
способствуют воспитанию навыков ведения
мяча независимо от характера работы
ног. Независимость работы рук и
ног, ведение на подскоках, приставных
шагах во время ускорений - основное
направление в
Обучение приемам техники зашиты
Обучение технике приемов
противодействия следует в
Следует отметить, что занимающиеся
с меньшим интересом и желанием
обучаются приемам
Выбивание мяча. Сначала изучается выбивание у стоящего игрока с мячом в руках, затем у овладевшего игрока мячом в прыжке и, наконец, у игрока, ведущего мяч. Во всех упражнениях необходимо строго следить за тем, чтобы защитник был правильно ориентирован по отношению к щиту и игроку, с которым ведет борьбу. Прием должен выполняться им так, чтобы ошибки, позволяющие активизировать действия нападающего, были исключены.
Накрывание. Для правильного накрывания мяча необходимо научить игроки правильному и своевременному прыжку этому могут способствовать упражнения в парах.
Перехваты - прием, требующий хороших навыков в ловле мяча в прыжке или с выходом вперед и в стороны. Важным при обучении является навык наблюдения за действиями противника и умение определить момент действия. Сначала изучается перехват у игрока, выполняющего передачу с места, затем при ведении и при передачах в движении. Здесь важно следить, затем, чтобы стремление выйти на перехват не приводило к потере правильной позиции в опеке игроков. После упражнения в перехватах передач, следующих к подопечному, усложнить прием можно перехватом передачи, следующей от подопечного его партеру. Затем выполняются перехваты с выходом вперед.
Овладение мячом, отскочившим от щита или корзины необходимо, чтобы занимающиеся владели мячом и навыками ловли в прыжке. При изучении приема надо прежде всего сосредоточить внимание на выборе позиции, своевременном прыжке, владении телом в прыжке, приземлении и укрывании мяча телом.
Поскольку овладение мячом протекает в тесном единоборстве с противником, одновременно следует учить игрока созданию условий для успешной борьбы. Поэтому первые упражнения направлены на воспитание навыков преграждения пути противника к щиту. Это особенно важно еще и потому, что, как правило, после броска игрок сразу устремляется к щиту, не пытаясь препятствовать выполнить то же самое противнику.
Специфика применения дидактических принципов при обучении
Особенности процесса обучения
движениям определяются тем, что
в основе его лежат закономерности,
по которым происходит целенаправленное
формирование двигательных умений, навыков
и связанных с ними знаний. Главные
методические проблемы заключаются
в выборе оптимальных путей разучивания,
закрепления и
Методика обучения движениям
подразделяется на методику первоначального
освоения каждого отдельного двигательного
действия, методику углубленного разучивания,
методику закрепления и
Методические принципы
Методика лишь тогда ведет
кратчайшим путем к цели, когда
основывается на верных принципах, наиболее
общих положениях, определяющих всю
направленность и организацию деятельности.
Не требует доказательств, что результативность
педагогического процесса во многом
определяется тем, насколько сознательно
и активно относятся сами занимающиеся
к делу. Понимание существа заданий,
как и активно заинтересованное
выполнение их, ускоряют ход обучения,
способствуют результативности совершаемых
действий, обуславливают творческое
использование приобретаемых
Понятие «наглядного» в педагогической
теории и практике давно вышло
за рамки значения этого слова. Наглядность
обучения и воспитания предполагает
как широкое использование