Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:59, контрольная работа
По данным исследований Г.Бондаревского, Г.Юрко, В. Белоярцевой и др., структуру физической подготовленности детей 3—7 лет составляют два взаимосвязанных блока: овладение основными движениями и физическими качествами и умение использовать приобретенные двигательные навыки в самостоятельной деятельности. Первый блок физической подготовленности включает оценку уровня сформированности и развития следующих основных движений и физических качеств, в частности прыжок в длину с места. Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость.
Место прыжков в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста – стр.3
Техника разных видов прыжков – стр.5
Особенности выполнения техники разных прыжков – стр.7
Методика обучения прыжкам. Игровые упражнения в обучении прыжкам – стр.9
Литература – стр.14
ПЛАН
Литература –
По данным исследований Г.Бондаревского,
Г.Юрко, В. Белоярцевой и др., структуру
физической подготовленности детей 3—7
лет составляют два взаимосвязанных
блока: овладение основными движениями
и физическими качествами и умение
использовать приобретенные двигательные
навыки в самостоятельной
Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.
Прыжок требует согласованной
работы многих мышц, сложной координации
движений, что возможно лишь при
соответствующем уровне развития двигательного
анализа тора и подготовленности
опорно-двигательного аппарата ребенка.
Поэтому детей обучают
Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.
В работе по физическому воспитанию дошкольников я стараюсь опираться на основные положения экспериментальных исследований ведущих специалистов в области педагогики, психологии, а также теории и методики физического воспитания дошкольников: Е.А.Аркина, П.Ф.Лесгафта, А.В.Запорожца, А.В.Кенемана, М.Ю.Кистяковской, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Е.Н.Вавиловой, Э.Я.Степаненковой, Е.А.Сагайдачной, М.А.Руновой, В.Н.Шебеко, В.А.Шишкиной, Н.А.Ноткиной, Г.П.Лесковой и др.
Грамотно выполнять свои обязанности можно, лишь обладая глубокими теоретическими знаниями и умением перевести их на язык практической работы с детьми, владея педагогическими технологиями в организации физкультурного образования дошкольников, умея гармонически сочетать педагогическое творчество с глубокими естественно-научными знаниями в области физической культуры (анатомо-физиологическими и психологическими особенностями дошкольников, знаниями по биомеханике движений и применением психодиагностических методик), в совершенстве владеющим методикой физического воспитания детей дошкольного возраста.
В области физического воспитания детей проведено значительное количество научных исследований, защищены диссертации, посвященные теории и методике обучения прыжкам дошкольников.
Результаты исследований оказывают значительное влияние на развитие теории и практики физического воспитания детей и отражаются в программах, в создаваемых учебниках и учебных пособиях.
Главное, о чем нельзя забывать педагогу, разучивающему с детьми то или иное движение, например, прыжки, - для ребенка дошкольника основным, ведущим видом деятельности является игра. Следовательно, нужно играть. И тут уж зависит от личной фантазии – как педагог сможет обеспечить ребенку такие игровые условия, при которых он будет тренироваться, то есть выполнять движение неоднократно и правильно.
В программе детского сада предусмотрены повышающиеся от группы к группе нормативы, возрастающие требования к технике, постепенно вводятся разные виды прыжков и упражнений в них. Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. В прыжках вверх и в длину с места начальное движение — это приседание и небольшое отведение рук назад; в прыжках с разбега — сам разбег, затем следует отталкивание одной или двумя ногами и момент полета. Заканчивается прыжок мягким приземлением на носки, плавным переходом на всю стопу и выпрямлением.
Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, Они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек, стул), перепрыгивают камешки, палочки, лужи.
Первые попытки ребенка
выполнить прыжок появляются рано.
Сначала это ритмичные
Для детей начиная с
младшей группы доступны следующие
виды прыжков и упражнений в них
в порядке нарастающей
Подпрыгивание - ритмичные прыжки на месте или с продвижением вперед. Главная техническая особенность подпрыгивания - совмещение двигательных действий: окончание предыдущего прыжка является началом последующего.
Выполняется подпрыгивание по-разному: на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу; в одной плоскости и с поворотом вокруг; может сочетаться с различными движениями рук, а также с их фиксированным положением, например на поясе; перемещаться можно прямо и боком, через линию вперед-назад и из стороны в сторону, приземляться можно произвольно или в обозначенное место (квадраты, кружочки).
Прыжки в высоту с места характеризуются энергичным отталкиванием, обеспечивающим вертикальное движение туловища. Различают прыжок с места вверх (типа «подпрыгни и достань»), напрыгивание (на скамейку, на ступеньку), перепрыгивание (через планки, веревочку).
Выполняются прыжки толчком обеих ног, толчком одной с приземлением на обе ноги; направлены прямо, боком, спиной вперед.
Спрыгивание — прыжок с высоты или в глубину. Используется как самостоятельное движение и как двигательное действие в продолжение другого, соскок в конце бега по скамейке.
Прыжок в длину с места выполняется на двух ногах, на одной ноге; в разных направлениях — прямо, боком, спиной вперед, с поворотом на 90° и 180°.
К 3 годам большинство
детей умеет спрыгивать с высоты
15 см и подпрыгивать на месте, но отрыв
ног от почвы у них небольшой.
Сравнительно легко дети 3—4 лет
справляются с прыжком в длину
с места, двумя ногами через палку
или шнур, лежащие на полу. С возрастом
быстро увеличивается длина прыжка.
У детей 3—4 лет, как правило, отсутствует
взмах рук при прыжке. Трудности
для них представляет прыжок в
высоту с места. К 4 годам небольшая
часть детей может прыгать
на одной ноге.
Прыжок - ациклическое движение. В каждом прыжке различают четыре фазы — поступательные движения, последовательно сменяющие одно другое.
Первая фаза — подготовительная — сгибание ног (в прыжке в глубину), разбег (в прыжках с разбега); вторая фаза - толчок; третья - полет и четвертая - приземление. Прыжки выполняются слитно, единым движением. Однако знание структуры прыжка - важный фактор, помогающий педагогу наметить стратегию педагогического руководства в зависимости от вида прыжкового упражнения, возраста и двигательной подготовленности детей.
Требования к детям младшего дошкольного возраста элементарны. Они повторяют действия педагога в самом общем виде, пока еще без определенной четкости действий, постепенно переходя к новым видам после овладевания простейшими движениями.
Конкретные двигательные действия в разные фазы, несмотря на общность названия, зависят от вида прыжка. Так, приземление в подпрыгивании и спрыгивании, а также в прыжках в высоту с разбега выполняется на носки, а в прыжках в длину с места и с разбега - перекатом с пятки на всю ступню. В прыжках с места в высоту через предмет надо приземляться с носка, а в направлении на предмет (скамейку, ступеньку) — жестко на всю ступню. Запомнить эту принципиальную разницу помогает примета: если туловище в фазе полета движется вертикально — приземление выполняется с носков. Там, где ноги выбрасываются вперед, опережают движение туловища, - приземление выполняется перекатом с пятки.
Но во всех прыжках приземление должно быть мягким, пружинистым, для чего необходимо согнуть колени. Этот навык нужно формировать у дошкольников в первую очередь.
Требования к технике выполнения разных прыжков конкретизируются в зависимости от возраста детей.
Прыжки в длину с
места у дошкольников разных возрастных
групп имеют значительное сходство.
Исходное положение перед прыжком
— «старт пловца» (ноги полусогнуты,
туловище наклонено вперёд, руки отведены
назад — в стороны). Отталкиваются
обеими ногами с одновременным взмахом
рук вперед— вверх. В полете ноги
сгибаются в коленях и
Прыжку в глубину (с
невысоких предметов) обучать лучше
тогда, когда дети уже научились
прыгать в длину с места, так
как формирование нового навыка опирается
на предыдущий двигательный опыт. Прыжок
в глубину имеет общую
Этим видом прыжков дошкольники овладевают очень быстро. Однако следует помнить о том, что неправильное приземление на прямые ноги может привести к травмам и значительному сотрясению организма. Прыжки на твердую опору являются причиной растяжения связок и мышц стопы и ее уплощения. Поэтому приземление должно быть только на мягкую опору (коврик или песок).
Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Поэтому важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий, порой довольно высоких; предохраняет от развития плоскостопия.
На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Не следует требовать от детей прыгнуть как можно дальше или выше. Главное — правильно приземлиться, не потерять равновесие.
В младшей группе обучение детей младшего дошкольного возраста начинается с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыжков. Главное внимание педагог должен обратить на обучение отталкиванию. На первом этапе дети не умеют отталкиваться двумя ногами. Даже на предложение педагога попрыгать, как мячики (зайчики, воробышки), многие дети младшего дошкольного возраста выполняют только «пружинку», сгибая ноги в коленях. Некоторые поднимают одну ногу, кое-кто приподнимает пятки. Внимательный педагог всячески способствует тому, чтобы эти действия повторялись. Они - начало прыжков.
Игровые задания, например «Позвони в колокольчик», «Достань, какой хочешь шар», «Испугай бабочку» и другие двигательные задания с привлекательными атрибутами, вызывают желание действовать. Предметы размещаются на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка в удобных местах в групповой комнате, на игровой площадке и провоцируют, в хорошем смысле этого слова, выполнение движений без специальных приглашений со стороны педагога.
Первоначально детей учат спрыгиванию с высоты 5-10 см, а к концу года уже с высоты 15-20 см. В этом виде прыжков главное - учить детей младшего дошкольного возраста мягко приземляться.
Небольшая высота предметов для спрыгивания - фактор принципиальный. Дело не только в том, что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформировалась ступня и прыжки с большой высоты могут быть травмоопасными. Важно проследить, чтобы в подготовительном движении дети согнули колени. Поскольку высота небольшая, то в фазе полета они не успевают разогнуть ноги и приземляются на согнутые, амортизируя. Возникающие при этом ощущения становятся основой нужных умений. Спрыгивать надо на мягкую поверхность, например на поролоновый или резиновый коврик.
Необходимо разными средствами вызывать у детей желание повторить действие. Если детей приглашают поскакать, «как зайчики», нужно дать им маски-шапочки, пусть они почувствуют себя «зайчиками». Если места приземления обозначить яркими картинками, то «зайчики» будут многократно прыгать на «капусточку», «птички» — на «ягодки». Никого не придется уговаривать.
Прыжки в длину с
места синтезируют