Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Процесс развития и воспитания гибкости учащихся 9-10 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом.
Предмет исследования. Методика развития гибкости детей 9-10 лет на основе применения стретчинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА I. ГИБКОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………...
1.1. Общая характеристика гибкости………………………………………
1.2. Особенности возрастного развития детей как важнейший фактор в воспитании гибкости …….
1.3. Методика воспитания гибкости…………………………………
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………….

ГЛАВА II. Организация, методика и результаты исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методика экспериментальной программы по развитию гибкости у детей 9-10 лет………. ……………………………………
2.3. Результаты исследования и их интерпретация……………………………………….
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим на начальном этапе тренировки при воспитании гибкости в движениях первой группы большое внимание нужно уделять силовым упражнениям в сочетании со специальными упражнениями, способствующими развитию активной подвижности в суставах, а при воспитании гибкости в движениях второй группы – упражнениям на растягивание, способствующим развитию пассивной подвижности. По достижении высокого уровня развития активной или пассивной подвижности в суставах комплекс упражнений необходимо менять  [38].

Таким образом, развивая активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование таких упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их растяжимости и эластичности  [14].

Специальными исследованиями установлено, что использование упражнений на расслабление в период преимущественного развития подвижности в суставах значительно повышает эффект тренировки (до 10%). Эти упражнения способствуют улучшению как активной, так и пассивной подвижности в суставах.

В связи с этим в комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию  [29].

           Для воспитания и совершенствования  гибкости методически важно определить  оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

           Если требуется достижение заметного  сдвига в развитии гибкости  уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуется  следующие соотношения в использовании  упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем, объеме должна быть доля активных упражнений и меньше – статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8 -10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 3 [37].

         Упражнения на гибкость рекомендуется  включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.   

        Упражнения на гибкость важно  сочетать с упражнениями на  силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата  [13].

     Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.

       Нагрузку в упражнениях на  гибкость в отдельных занятиях  и в течение года следует  увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.

         Темп при активных упражнениях  составляет 1 повторение в 1 с; при  пассивных – 1 повторение в 1 -2 с; «выдержка» в статических положениях  – 4 – 6 с. [15]

                Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление  [13].

Таблица 4

Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)

 

Сустав

Количество повторений

                          Учащиеся,  лет

7 - 10

11 – 14

15 - 17

Позвоночный столб

20 – 30

30 – 40

40 – 50

Тазобедренный

15 – 25

30 – 35

35 – 15

Плечевой

15 – 25

30 – 35

35 – 45

Лучезапястный

15 – 25

20 – 25

25 – 30

Коленный

10 – 15

15 – 20

20 – 25

Голеностопный

10 – 15

15 – 20

20 – 25


 

           Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне его развития. Так, например, двухмесячных перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10 – 12%. При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих  на подвижность всех основных суставах, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие  [22].

     В процессе воспитания гибкости  необходимо также учитывать, что  подвижность в суставах может  значительно изменяться в зависимости  от различных внешних условий и состояния организма. Подвижность в суставах уменьшается после утомительной тренировки, при охлаждении мускулатуры и, наоборот, увеличивается после разминки, при повышении температуры воздуха. Одним словом, подвижность в суставах увеличивается во всех тех случаях, когда в растягиваемых мышцах, увеличено кровоснабжение и, наоборот, уменьшается, когда кровообращение ухудшается.

При воспитании гибкости ведущим обычно является повторный метод. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.

Тренировка пассивной подвижности улучшает активную гибкость, феномен так называемого "переноса" подвижности. Однако он отсутствует в обратном направлении: тренировка активной подвижности практически не оказывает влияния на увеличение пассивной.

Если в одних видах двигательной деятельности или в специальных упражнениях главной является пассивная подвижность ("шпагат", "выкруты", "мост"), то в других важнее активная (спринтерский бег, ходьба), в третьих - требуется максимальное проявление специальной гибкости, например, силовая гибкость, проявляемая в статических положениях в акробатике, гимнастике, прыжках в воду и т.п., а в четвертых - необходим высокий уровень развития как пассивной, так и активной гибкости в метании мяча, барьерном беге и т.д.

Развивая активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование этих упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движении, но и их растяжимости и эластичности.

Процесс развития гибкости имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые качества. Главной задачей следует считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное средство.

Работа по развитию подвижности в суставах должна предшествовать силовой тренировке, а впоследствии производиться одновременно с ней.[27].

На первом этапе занятий наибольшую эффективность дают пассивные упражнения. Не все упражнения дают одинаковую нагрузку, в статических положениях она больше, чем в маховых, поэтому различной должна быть и их дозировка.

Пассивные движения целесообразно выполнять в 3 - 4 подхода каждое с числом повторений от 10 до 40. Статические положения удерживаются в 3 - 4 подхода по 6 - 10 сек в каждом. Расслабленные висы выполняются в 2 - 3 подхода по 15 - 20 сек. Число повторений и время удерживания зависит не только от состояния работающих мышц, но и от общего состояния - общая усталость уменьшает амплитуду движений, а значит и эффективность развития гибкости.

Одним из основных правил в развитии гибкости является обязательное разогревание работающих мышц. Растягивающие движения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде, избегая при этом резких движений. Только заключительные движения можно выполнять достаточно резко, так как мышцы уже адаптируются к растягиванию. После окончания растягивания целесообразно вновь выполнить упражнения типа разминающих, что способствует активному отдыху поработавших мышц. После этого следует максимально расслабить мышцы и несколько минут отдыхать пассивно, без движений.

Для развития активной подвижности используют те же методы, что и для развития силы, основной из которых - метод повторных усилий с максимальным напряжением во всех режимах работы. Они более трудоемки, поэтому необходимо уменьшать  число их подходов и количество повторений и увеличивать продолжительность отдыха между подходами.

Упражнения первой группы выполняются в 2 - 3 подхода с 6 - 8 повторениями (вес отягощения - до 2 % от веса тела).

Статическое удержание осуществляется в 2-3 подхода по 5 - 6 сек.

Статическое удержание 3 - 4 сек с дополнительным махом в 2 подхода  с 2 - 3 повторениями. При этом между повторениями необходимо расслабление или движения в противоположную сторону.

Упражнения 4-й группы выполняются по 1 разу в 1 - 2 подхода с отягощением в 2 - 3 % от веса тела, которое удерживается 2 - 3 сек.

Между подходами, в перерывах, которые необходимо увеличить до 2 - х мин в первую минуту необходимо расслабленно и спокойно отдохнуть. Затем целесообразно выполнить 3-5 движений в противоположную сторону и сразу  несколько свободных маховых движений за счет тренируемой группы мышц. В оставшееся время необходимо расслабить мышцы.

Если в ходе тренировки появляется чувство общей усталости, необходимо дождаться восстановления (1 - 2 мин). При стойком утомлении тренировку следует прекратить.

Для осуществления наиболее оптимальной двигательной активности необходимо в первую очередь развивать подвижность позвоночного столба, тазобедренных, плечевых, коленных, голеностопных суставов, суставов кисти.

Важным моментом в воспитании гибкости является контроль за ним. Существуют различные инструментальные методы контроля подвижности в суставах, но в широкой практике более целесообразно пользоваться методикой тестов и контрольных упражнений.

     В последние годы за рубежом  и в нашей стране получил  широкое распространение стретчинг  – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих  повышению эластичности мышц. Термин стретчинг происходит от английского слова «stretching» – натянуть, растягивать.

       В процессе упражнений на растягивание  в статическом режиме, занимающийся  принимает определенную позу  и удерживает ее от 15 до 60 с, при  этом он может напрягать растянутые мышцы.

    Физиологическая сущность стретчинга  заключается в том, что при  растягивании мышц и удержании  определенной позы в них активизируется  процессы кровообращения и обмена  веществ.

     В практике физического воспитания  и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание  как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятии (урока) как средство развития гибкости и повышение эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятие болей и предотвращение судорог.

      Существует различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1 – 5 с, затем расслабление мышцы 3 - 5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении. Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.

      Методика стретчинга достаточно  индивидуальна. Однако можно рекомендовать  определенные параметры тренировки.

  1. Продолжительность одного повторения) удержание позы) от 15 до 60 с. (для начинающих и детей – 10 – 20с.)
  2. Количество повторений одного упражнения  от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10 – 30 с.
  3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4.  Суммарная  длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5.  Характер отдыха – полное  расслабление, бег трусцой, активный  отдых.

      Во время выполнения  упражнений необходима концентрация  внимания на нагруженную группу  мышц  [37].

Информация о работе Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга