Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:00, реферат

Краткое описание

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обяз анность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что индивидуум неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Мотивация и целенапрвленность самостоятельных занятий…………4
1.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие
на здоровье и работоспособность………………………………4
1.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных
занятий физическими упражнениями…………………………..5
2. Формы и содержание самостоятельных занятий……………………...7
3. Планирование и управление самостоятельными занятиями…………8
4. Граница интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных
занятий…………………………………………………………………...9
5. Гигиена самостоятельных занятий……………………………………11
5.1. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей…………11
5.2. Гигиенические требования при проведении занятий:
места занятий, одежда, обувь…………………………………..13
Заключение……………………………………………………………........15
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат физ-ра..docx

— 36.45 Кб (Скачать файл)

ФГАОУ ВПО

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Арзамасский филиал

 

кафедра

физической культуры

 

 

Реферат

Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.

 

 

Выполнила:

студентка 21 группы ФМФ

Ильина Юлия

 

Преподаватель:

Сидорова Т.В.

 

 

 

 

Арзамас

2014

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Мотивация и целенапрвленность самостоятельных занятий…………4
      1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие

 на здоровье и работоспособность………………………………4

      1. Формирование мотивов и организация самостоятельных

занятий физическими упражнениями…………………………..5

 

  1. Формы и содержание самостоятельных занятий……………………...7
  2. Планирование и управление самостоятельными занятиями…………8
  3. Граница интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных

занятий…………………………………………………………………...9

  1. Гигиена самостоятельных занятий……………………………………11
      1. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей…………11
      1. Гигиенические требования при проведении занятий:

места занятий, одежда, обувь…………………………………..13

          Заключение……………………………………………………………........15

          Список литературы………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обяз анность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что индивидуум неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. В связи с этим важной задачей человека и общества является привитие каждому мысли о заботе и оберегании собственного здоровья. Только четко спланированные мероприятия по укреплению физического состояния способны устранить или хотя бы ослабить пагубное воздействие окружающей среды и вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

3

1. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ   САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

 

1.1. ОПТИМАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.

Мышцы составляют 40—45% массы тела человека.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

4

1.2. ФОРМИРОВАНИЕ  МОТИВОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.

 

Отношение студентов к физической культуре и спорту — одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции — как личностно значимая и как общественно необходимая.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

По данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994), о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, можно судить по данным следующей таблицы:

 

Таблица 1. Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной деятельности, %

Субъективные факторы

                        курс

   I

   II

  III

IV

Удовлетворение

57,8

50,1

43,5

16,8

Соответствие эстетическим вкусам

51,7

42,3

30,4

21,9

Понимание личностной значимости занятий

37,6

24,0

17,5

8,3

Понимание значимости занятий для коллектива

34,0

22,8

14,1

9,6

Понимание общественной значимости занятий

30,9

21,3

12,6

7,4

Духовное обогащение

13,2

10,4

5,6

3,1

Развитие познавательных способностей

12,9

9,8

7,1

6,2


5

 

Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.

Тревожным выводом из данных таблицы является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

В вузах задачу формирования мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

6

2. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Исходя из цели самостоятельных занятий, подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Конкретные направления и организационные формы самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности. Выделяют гигиенической, оздоровительно- рекреативное (реакция – восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально- прикладное и лечебное направления.

Формы самостоятельных занятий определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика, выполняется после пробуждения ото сна. В комплекс УГГ должны включаться упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхание. Не рекомендуется выполнять силовые упражнения, на выносливость. Физическая нагрузка должна повышаться постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К концу нагрузка снижается, организм должен прийти в относительно спокойное состояние. УГГ должна сочетаться с массажем и закаливанием.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными и самостоятельными занятиями. Их цель предупредить утомление, способность поддержанию высокой работоспособности. Выполняются в течение 10-15 мин., через каждые 1-1,5 ч работы, оказывают в двое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых большей продолжительности.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек. Заниматься следует 2-7 раз в неделю по 1-1,5 часа. Лучшее время вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всех физический качеств, укреплять здоровье, повышать общую работоспособность.

7

 

3. ПЛАНИРОВАНИЕ  И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ  ЗАНЯТИЯМИ.

 

Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельный занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий; определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий.

Цель предварительного учета — зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся.

Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы: результаты участия в соревнованиях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной классификации

Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий.

Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать точность ее выполнения.

 

 

 

8

4. ГРАНИЦА ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗОК В УСЛОВИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

 

К управлению процессом самостоятельных занятий относится дозирование физической нагрузки, ее интенсивности на занятиях физическими упражнениями.

При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:

1) количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;

2) амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;

3) исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;

4) величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп. Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;

5) темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых — медленный темп;

6) степень сложности упражнения зависит от количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;

Информация о работе Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направл