Методы обучения двигательным действиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения (т. е. тем, чему учат) являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

Содержание

Введение
1. Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям
2. Общие требования к методике обучения двигательным действиям
3. Классификация методов обучения двигательным действиям
4. Основная характеристика методов обучения двигательным действиям
4.1 Практические методы
4.2 Методы использования слова
4.3 Методы наглядного восприятия
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

Наиболее перспективным направлением в изучении сущности игры считается теория моделирования, в соответствии с которой игра рассматривается как своеобразная модель элементов реальной жизни, воспроизводящая практическое поведение человека в границах заранее определенных условностей. В игре могут условно выражаться целые жизненные ситуации (например, в имитационных играх), некоторые движения и действия, характерные для бытовой, трудовой и военной деятельности человека, наконец, что самое главное, в игре всегда моделируются взаимоотношения между людьми. Игра как исторически сложившееся общественное явление возникла на основе трудовой и военной практики людей и определяется материальными и социальными условиями жизни человека. Практическая значимость игры и ее условность, в границах которой она проводится, выступают в единстве. Игра отражает жизненную реальность, но одновременно подчиняет ее своим часто условным законам. Она не призвана изменять окружающую действительность (в этом смысле игра обладает относительной самостоятельностью), но обязана готовить человека к творческой жизни, выступать как важный источник формирования человеческой культуры. В связи с этим игра должна выполнять следующие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени) и функцию формирования отношений между людьми, а также между людьми и окружающей средой. Эти функции определяют содержание игр.

Основу содержания любой игры в физическом воспитании составляют действия, способствующие физическому совершенствованию человека. Различия между играми, гимнастикой, спортом, туризмом следует признать во многом условными. Причем эта условность по мере их развития становится более выраженной. Игру надо рассматривать и как систему конкретных действий, выполняемых в рамках определенных правил (по этим признакам можно отличить, например, «Круговую лапту» от «Мяч - ловцу»), и как метод, которым можно решать разнообразные педагогические задачи вне зависимости от характера физических упражнений.

Игра как метод реализуется не только через общепринятые игры. Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Например, игровым методом можно провести весь урок под девизом «Мы готовимся в полет», не использовав при этом ни одной подвижной или спортивной игры. Изучая, предположим, способы переноски грузов, можно организовать его в виде игры «Строим спортивную площадку».

Наиболее характерные признаки игрового метода:

- Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях. Метод позволяет воспроизводить сравнительно сложные взаимоотношения между людьми. Даже командные соревнования, например в беге, не создают столько многогранных ситуаций между участниками, сколько появляется их в игре двух человек. В связи с этим при игровом методе тщательно регламентируются взаимоотношения между играющими.

- Чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий. В результате этого играющие должны владеть многообразными способами решения возникающих задач, а сформированные у них навыки отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям.

- Высокие требования  к творческой инициативе в  действиях. Вариативность игровых  ситуаций требует самостоятельности  в выборе наиболее результативных  физических упражнений.

- Отсутствие строгой  регламентации в характере действий  и нагрузке. В пределах официальных  или условных правил ученики  могут использовать те действия, которые, по их мнению, наиболее  эффективны. При этом нагрузка, падающая  на участника, полностью зависит  от его активности, выполняемой  в игре функции и некоторых  заранее определенных условий (длительности  использования метода, количества  участников, содержания игры и  пр.). Степень регламентации повышается  в тех сравнительно редких  случаях, когда игровой метод  применяется для изучения новых  действий. Например, этим методом  можно изучить один из элементов  лазанья по канату - сгибание ног вперед при висе на прямых руках (обучение организуется в виде игры: преодоление «рва» с помощью качающегося каната).

- Комплексное проявление  разнообразных двигательных навыков  и качеств. Для достижения успеха  в игре участнику приходится  использовать целый комплекс  действий (бег, прыжки, метания и  пр.), причем в самых различных  сочетаниях. Все это обеспечивает  комплексное воздействие на организм  играющих. Сравнительно редкие исключения  из этого правила обусловлены  применением игрового метода  для изучения какого-либо отдельного  действия или его части.

- Во многих случаях  взаимоотношения между играющими  осуществляются через какие-либо  предметы, например мячи.

Для игрового метода характерно наличие всех или большинства перечисленных признаков. Поэтому один два признака, встречающиеся в соревновательном методе, не делают последний равнозначным первому.

Итак, игровой метод создает возможности для комплексного развития двигательных навыков и качеств, для совершенствования координации, умения решать внезапно возникающие задачи, незамедлительно входить в нужный темп работы. Однако у этого метода есть и слабая сторона: ограниченная возможность для формирования нового, особенно сложного двигательного навыка.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования (состязания), но имеет более широкое применение. Соревнование является наиболее ярким выражением соревновательного метода. Однако соревновательный метод потому и имеет более широкую сферу применения, что может использоваться при любой форме организации занятий, имея предметом соревнования любые физические упражнения. Например, соревновательным методом можно провести весь урок физического воспитания, начиная от построения перед уроком и заканчивая выходом из зала.

Выше отмечалось, что данный метод имеет много общего с игровым методом. Однако между ними существует и принципиальное различие. Оно состоит в том, что в игровом методе процесс обучения всегда имеет сюжетное содержание. В соревновательном методе этот момент отсутствует и процесс выполнения действия полностью подчинен его содержанию. Значит, только по наличию или отсутствию сюжетного оформления действия можно различить эти два метода. Например, если совершенствование передвижения по бревну имеет сюжетное содержание в виде «переправы через речку», то, следовательно, применен игровой метод, если то же упражнение не имеет подобной сюжетной окраски, а полностью подчинено задаче совершенствования техники действия, быстроте передвижения и т. п., то, значит, применен соревновательный метод. Это различие ни в коей мере не снимает соревновательного момента в игровом методе, но он подчинен сюжетному содержанию упражнения. Более того, если содержанием игрового метода является какая-либо подвижная или спортивная игра и по этой игре проводится соревнование, то различия между двумя методами исчезают.

Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:

- Подчинение всей  деятельности задаче победить  в том или ином действии  в соответствии с заранее установленными  правилами. Подобная задача является  фактором стимуляции активности  и творчества участников, мерилом  оценки и сопоставления их  подготовленности.

- Максимальное  проявление физических и психических  сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения. В результате соревновательный  метод создает условия для  более полного раскрытия функциональных  возможностей организма.

- Ограниченные  возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки. Этот метод требует большой  самостоятельности в решении  возникающих по ходу выполнения  действия задач.

Следовательно, соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании; требует достаточно высокого уровня развития физических качеств, причем в их комплексном проявлении; педагогически оправдывает себя при условии развитой психической устойчивости учеников к победам и неудачам. Этот метод, с одной стороны, дает наибольший педагогический эффект при условии предварительной разносторонней подготовки учеников, а, с другой стороны, с его помощью можно повысить уже имеющийся уровень подготовленности.

4.2 Методы использования слова

С помощью слова учитель осуществляет многие функции, составляющие его конструктивную, организаторскую и другие стороны деятельности, а также устанавливает взаимоотношения с учениками, общается с ними. Слово активизирует весь процесс обучения, так как способствует формированию более полных и отчетливых представлений, помогает глубже осмыслить, активнее воспринять учебную задачу. Через слово ученик получает новые знания, понятия и их терминологическое определение, что во многом определяет его отношение к физическому воспитанию в целом и к изучаемому упражнению в частности. С помощью слова учитель анализирует и оценивает результаты освоения учебного материала и тем самым способствует развитию у ребенка самооценки. Наконец, без слова учитель был бы не в состоянии руководить всем процессом обучения и поведения учеников. Таким образом, учитель физического воспитания имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства ученика.

Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам. Конкретно это выражается в следующих методических рекомендациях:

- Смысловое содержание  слова должно соответствовать  особенностям учеников и задачам  обучения. Предположим, перед изучением  нового упражнения может быть  использовано предварительное объяснение, а после изучения основы техники - описание деталей.

- Пользуясь словом, необходимо подчеркивать эффективность  изучаемого действия. Например, дети, относительно свободно овладевая  лазаньем произвольным способом, часто с трудом осваивают лазанье  с более сложной координацией  движений. Это вызывает нежелание  выполнять упражнения. Однако доходчивое  объяснение преимуществ изучаемого  способа может снять отрицательное  отношение к нему.

- Слово должно  помогать выявлению взаимосвязи  между отдельными движениями  в действии. Особенно важно это  помнить при использовании подводящих  упражнений, которые, как правило, менее  эмоциональны и поэтому требуют  ясного понимания связи их  с основным действием.

- Большое значение придается  слову учителя в понимании  учениками основы техники физического  упражнения, в понимании момента  приложения главных усилий. С  этой целью часто используют инструктирование подсказки в виде отдельных слов («руки!», «голова!» и др.).

- Слово должно  быть образным. Это повысит его  наглядность и сделает более  доходчивым для учеников. Учитывая  знания и двигательный опыт  учеников, учитель сможет сосредоточить  внимание на тех моментах, от  которых зависит выполнение поставленной  задачи.

- Говорить ученикам о движениях, которые выполняются ими автоматизированно, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуются исправления). Если учитель обращает внимание на уже правильно автоматизированные движения, то и ученики во время исполнения будут думать об этих движениях. В результате, как известно, может наступить деавтоматизация движений.

Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физическом воспитании. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет ученикам различать знакомые понятия, а учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между учителем и учениками возникает взаимопонимание на основе очень кратких, но емких по смыслу слов.

В терминологии отражается история развития физического воспитания в той или иной стране. В странах, где впервые получили наибольшее распространение или гимнастические, или игровые, или спортивные упражнения, возникли терминологии, присущие этим видам физических упражнений. В гимнастике, например, было много чешских и шведских терминов, в футболе, теннисе, боксе - английских, в фехтовании - французских. Но переводы иностранных терминов на русский язык часто противоречат его нормам. Поэтому создание отечественной терминологии всегда являлось и является насущной потребностью системы физического воспитания.

Грамотность употребления терминов обусловлена знанием некоторых общих требований к ним:

- Термин должен быть  показательным, т. е. отражающим основу  техники физического упражнения. Тогда он приобретает только  ему свойственное содержание. Показательность  термина достигается двумя способами: чаще отражением в названии  физического упражнения структуры  действия (прыжок в высоту с  разбега способом «перешагивание»), реже образным словом, отражающим  общее впечатление о действии («ножницы» -для прыжка со сменой ног). Второй способ делает терминологию более яркой, живой, но он, как правило, сопутствует первому способу.

Информация о работе Методы обучения двигательным действиям