Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

Работа посвящена изучению нагрузки и отдыха в физическом воспитании как взаимосвязанных компонентов. Регулирование нагрузки и её сочетание с отдыхом представляют собой одну из важнейших основ, на которых строится использование физических упражнений при решении самых разнообразных задач физического воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………..……..…..……... 3
1. Цель и задачи физического воспитания………….……..………………4
2. Компоненты физического воспитания…………….……..……..………... 6
3. Нагрузка и отдых в методологии физического воспитания………..…8
4. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями.……...10
4.1. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты
процесса упражнения………………………………………..……10
4.2. Характеристика тренировочных нагрузок………………….…..12
4.3. Объем и интенсивность нагрузки………………………..……….13
4.4. Типы интервалов отдыха…………………………...………………. 8
5. Дозирование физической нагрузки…………………………..…………17
5.1. Основы дозирования физических нагрузок……………………..17
5.2. Доза и норма нагрузки………………………………………...…..22
Заключение……………………………….………………………………..25
Библиографический список….………………….………………………..……. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТЫ №1

 

по дисциплине «Физическая культура»

 

 

Тема: «Нагрузка  и отдых как взаимосвязанные  компоненты процесса физического воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………..……..…..……... 3

  1. Цель и задачи физического воспитания………….……..………………4
  2. Компоненты физического воспитания…………….……..……..………... 6
  3. Нагрузка и отдых в методологии физического воспитания………..…8
  4. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями.……...10
    1. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты

процесса упражнения………………………………………..……10

    1. Характеристика тренировочных нагрузок………………….…..12
    2. Объем и интенсивность нагрузки………………………..……….13
    3. Типы интервалов отдыха…………………………...………………. 8
  1. Дозирование физической нагрузки…………………………..…………17
    1. Основы дозирования физических нагрузок……………………..17
    2. Доза и норма нагрузки………………………………………...…..22

Заключение……………………………….………………………………..25

Библиографический список….………………….………………………..……. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Работа посвящена изучению нагрузки и отдыха в физическом воспитании как взаимосвязанных компонентов. Регулирование нагрузки и её сочетание с отдыхом представляют собой одну из важнейших основ, на которых строится использование физических упражнений при решении самых разнообразных задач физического воспитания.

Многим, не посвящённым в  тонкости воздействий физическими  упражнениями на организм человека, кажется, что отдых, по сравнению с нагрузкой, представляет собой значительно  менее продуктивное явление. Однако теория и практика физического воспитания легко опровергает такие представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Система физического воспитания  - это исторически обусловленный  тип социальной практики физического  воспитания, сущностью которого является единство мировоззренческих, программно-нормативных  и организационных основ, выразителями которых в практической деятельности выступают физкультурно-спортивные кадры – все люди, занимающиеся спортом.

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.1

 

 

 

 

____________________________

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.   Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. [1]

Целью физического воспитания является оптимизация физического  развития человека, всестороннего совершенствования  свойственных каждому физических качеств  и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих  общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого  члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности. [2]

  Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

— оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

— укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

— совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

— многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.1

Таким образом, главная цель системы физического воспитания – содействие формированию «…здорового, всесторонне физически подготовленного  человека,  способного к долголетней  эффективной личной и профессиональной жизнедеятельности.»1

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

  1. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник / А. М. Максименко. – М.. Физическая культура, 2005.-544 с. [3]

 

  1. КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

Физическое воспитание представляет собой систему, состоящую из многих компонентов. Перечислим и охарактеризуем главные структурные компоненты.

    1. Мировоззренческие основы системы физического воспитания.

Физическое воспитание во-первых указывает направленность общего воспитания, во-вторых, обозначает пути и  принципиальные ориентиры его практической реализации в плане достижения цели физического  воспитания

    1. Научно-методические основы.

Система физического воспитания в стране базируется на значительном комплексе достижений науки. Широкое  применение в ней получили научные  положения естественных наук (анатомия, физиология, биохимия, медицина), общественных (философия, социология, история), педагогических (психология, педагогика, теория физической культуры и др.).

Важная роль общей теории физической культуры заключается также  в том, что она разрабатывает  не только теоретические, но и методологические основы для системы физического воспитания.

    1. Программно-нормативные основы.

В нашей стране физическое воспитание осуществляется не стихийно, а на основе обязательных государственных  документов, называемых учебными планами  и программами по физической культуре и спорту. В этих программах излагаются научно обоснованные задачи  и средства физического воспитания, представлены комплексы двигательных умений и  навыков, которые подлежат освоению, даны перечни конкретных форм и требований.

    1. Организационные основы.

Именно в этом компоненте системы физического воспитания реально существует вся физкультурно-спортивная практика, все многообразие различных  форм занятий. В России функционируют  две крупные формы организаций физического воспитания в общегосударственном масштабе: государственная и общественно-самодеятельная.1

Остановимся подробнее на научно-методических основах физического воспитания, так как это именно тот компонент системы, который определяет тему данной контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. [2]

3. НАГРУЗКА И ОТДЫХ В МЕТОДОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

Существует насколько  групп методов физического воспитания, в основу которых положены различные принципы подхода к процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

1.  Методы, основанные  на различных способах регламентации  нагрузок и отдыха

2.  Методы, основанные  на регламентации деятельности  занимающихся (строго-регламентированного  упражнения, игровой, соревновательный)

Одну из важнейших основ  всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования  нагрузки и порядок сочетания  ее с отдыхом.

Нагрузкой в физических упражнениях  называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопряжена  с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических ресурсов и  др.) и с утомлением. Последнее  же неизбежно связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные  процессы, обусловленные нагрузки. Таким образом, нагрузка ведет через  утомление к восстановлению и  повышению работоспособности.

Нагрузка в различных  методах физического воспитания бывает стандартной — практически  одинаковой по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения — и переменной— меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов методики физического воспитания.

Структура методов физического  воспитания определяется в значительной мере и тем, имеет ли нагрузка в  процессе занятия непрерывный (перманентный) либо интервальный (прерывистый) характер.

Отдых как составной элемент  методов физического воспитания может быть пассивным (относительный  покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление).

Длительность интервала  между частями нагрузки при различных  методах устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий  и закономерностям протекания восстановительных  процессов. Возможны интервалы отдыха трех типов:

1. ординарные (называют такой интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня, что позволяет повторить работу без дополнительного напряжения функций),

2. жесткие (очередная часть  нагрузки приходится на период  недовосстановленного состояния  отдельных функций или организма  в целом),

3.     экстремальные (очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности, наступающей вследствие закономерностей врабатывания, последействия нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов.)1 

 

 

 

________________________________

  1. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник / А. М. Максименко. – М.. Физическая культура, 2005.-544 с. [3]

 

    1. НАГРУЗКА И ОТДЫХ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

4.1. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения

 

Отдых представляет собой  важнейший составной элемент  различных способов воздействия  физическими упражнениями на организм занимающихся. Он бывает пассивным  и активным.

В принципе систематичности  и последовательности отражается необходимость  системного чередования физических нагрузок и отдыха. Очевидно, что  эффективной может быть лишь такая  система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или продолжительные  интервалы отдыха между занятиями  не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями  могут привести к превышению адаптационных  возможностей организма и к перетренированности. Нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие  проходило «по следам» предыдущего, углубляя и закрепляя положительные  физиологические сдвиги. Таким образом, последовательностью дискретных тренировочных  занятий создается непрерывность  тренировочного процесса.

На занятиях по физическому  воспитанию объем нагрузок и их частота  в основном зависят от уровня тренированности, особенностей организма, возраста и  пола занимающихся.

Последовательность занятий  разной направленности может иметь  много вариантов. Систематическое  использование неадекватных возможностям организма нагрузок разной направленности, кроме снижения роста тренированности, влечет за собой, как правило, и вероятность  получения травм.

Информация о работе Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса физического воспитания