Нетрадиционные формы физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……6
1.1Состояние проблемы использования нетрадиционных
физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в научно-методической литературе…………………………………………..6
1.2Характеристика альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности в работе с детьми 6-7 лет………………8
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 18
Глава 2. Практическое обоснование использования нетрадиционных физкультурных занятий в старшем дошкольном возрасте……………….19
2.1 Нетрадиционные формы занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. …………………………………..19
2.2 Анализ программ ДОУ…………………………………………………. 28
Выводы по главе 2…………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………… 35
Список использованной литературы………………………………………... 36
Приложения…………………………………………………………………… 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Таре

(филиал ОмГПУ  в г.Таре)

Кафедра общей  педагогики

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по  направлению «Педагогическое образование»

профиль «Физическая культура детей дошкольного возраста»

 

 

Нетрадиционные  формы физкультурных занятий  с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тара-2013


Оглавление

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические  аспекты использования нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……

 

6

    1. Состояние проблемы использования нетрадиционных

физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в научно-методической литературе…………………………………………..

 

 

6

    1. Характеристика альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности в работе с детьми 6-7 лет………………

 

8

Выводы по главе 1……………………………………………………………

18

Глава 2. Практическое обоснование использования нетрадиционных физкультурных занятий в старшем дошкольном возрасте……………….

 

19

2.1 Нетрадиционные формы занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. …………………………………...

 

19

2.2 Анализ программ ДОУ………………………………………………….

28

Выводы по главе 2……………………………………………………………

34

Заключение……………………………………………………………………

35

Список использованной литературы………………………………………...

36

Приложения……………………………………………………………………

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее  десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества [2].

Физическое  здоровье – основополагающее условие  духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни [11].

Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место  в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач [15].

Вместе с  тем разработка проблемы развития дошкольного  образования на основе альтернативной организации учебно-воспитательного  процесса отстает от потребностей социума  и образовательной системы в  целом. Актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей старших дошкольников, приобретает особую остроту для ДОУ. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.

Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ДОУ полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении форм проведения занятий по физической культуре на нетрадиционные [4].

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий [9].

В своей работе мы попытаемся раскрыть сущность данной проблемы. А также доказать необходимость использования альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования – физкультурные занятия с детьми старшего  дошкольного возраста.

Предмет исследования – нетрадиционные физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: обосновать использование альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
  2. Охарактеризовать альтернативные физкультурные занятия в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Раскрыть роль альтернативных физкультурных занятий в ДОУ.

На основе анализа  нормативных документов по развитию системы дошкольного образования, философских, психолого-педагогических (отечественных и зарубежных) источников, была выдвинута гипотеза: использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре, если положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья детей, сложность содержания физкультурных занятий.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты использования нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

    1. Состояние проблемы использования нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в научно-методической литературе

Анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.).

Возрастает  необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни [7].

Наблюдаемый в  настоящее время хронический  дефицит двигательной активности детей  тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего – излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДОУ (В.И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.) [14].

Поэтому продолжающиеся исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава  используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием физкультурных занятий игровой направленности [3]. Это отмечают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, С.И. Гальперин, О. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак и др.

Как говорилось выше, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а  формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.

Впервые проблемы альтернативного образования были подняты Открытым Авторским Институтом Альтернативного Образования имени Януша Корчака, но касались они образования школьников. В то же время, мало кто станет сейчас отрицать, что повышение эффективности физического воспитания дошкольников – важнейшая задача современного общества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые и педагоги поиском альтернативных подходов к физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

На сегодняшний день сформулированы и определены принципы альтернативной физкультуры [5]:

– принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания)

– принцип вариативности средств физического воспитании (одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания)

– экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка)

Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в ДОУ, привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников [16].

Однако существующие программы не всегда позволяют в  полной мере учитывать условия, особенности  работы ДОУ, запросы конкретного  педагога и ребенка.

Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно быть одной из наиглавнейших задач каждого педагога не только в теории, но и в практической ежедневной работе с детьми.

упражнение  занятие

1.2 Характеристика альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности в работе с детьми 6-7 лет

Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

  • Удовлетворить естественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу;
  • Обеспечить развитее и тренировку всех и функций организма ребёнка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребёнка в отдельности физическую нагрузку;
  • Дать возможность каждому ребёнку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них [19].

Традиционное, классическое занятие, образцы которого можно найти во многих методических пособиях, состоит из трех частей: вводно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;

Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушения осанки и т.д.

Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят: общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра, способствующая двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние. Такова структура классического физкультурного занятия [20].

Информация о работе Нетрадиционные формы физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста