Нетрадиционные формы физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования нетрадиционных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста……6
1.1Состояние проблемы использования нетрадиционных
физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в научно-методической литературе…………………………………………..6
1.2Характеристика альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности в работе с детьми 6-7 лет………………8
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 18
Глава 2. Практическое обоснование использования нетрадиционных физкультурных занятий в старшем дошкольном возрасте……………….19
2.1 Нетрадиционные формы занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. …………………………………..19
2.2 Анализ программ ДОУ…………………………………………………. 28
Выводы по главе 2…………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………… 35
Список использованной литературы………………………………………... 36
Приложения…………………………………………………………………… 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

— при той же нагрузке на сердечно-сосудистую систему, что и при оздоровительном  беге, она не утомляет детей;

— в ней гораздо активнее работают суставы, а значит, она является средством развития гибкости;

— ритмическая гимнастика более  демократична: она допускает нечеткие движения, импровизацию, "нечемпионские" движения;

— она всегда создает хорошее  настроение;

— разучив несколько элементов  ритмической гимнастики, можно заниматься и без тренера, внося в нее творческие коррективы;

— при занятиях ритмической гимнастикой  быстрее формируется сплоченность детского коллектива [7].

Ограничений для организации ритмической  гимнастики в дошкольном образовательном  учреждении практически не существует. Единственное условие — не допускать перегрузки.

В форме ритмической гимнастики можно организовывать в плохую погоду утреннюю гимнастику, проводить днем музыкально-ритмические паузы между  интеллектуально нагруженными занятиями. Она хорошо поднимает тонус и настроение детей после дневного сна.

Не имеет особого значения возраст  детей. Именно малыши любят ритмичные  движения под музыку, к тому же у  них еще нет чувства застенчивости, как это наблюдается у старших  детей.

Важно научить детей нескольким несложным движениям и их комбинации, чтобы они могли подвигаться самостоятельно. Для этого воспитателю необходимо в режиме дня продумать включение нескольких мини-музыкальных пауз, а, кроме того, научиться ритмично двигаться самому.

При проведении с детьми всех форм работы по физическому воспитанию, предусмотренных "Программой воспитания в детском саду", очень важно добиваться того, чтобы занятия физической культурой, подвижные игры, элементы спортивных игр и различные физические упражнения приносили детям радость, чтобы у них появилось желание самостоятельно организовывать различные игры, выполнять движения лучше, красивее.

 

2.2 Анализ программ ДОУ

 

Каждое ДОУ работает по определенной программе.

Программа – это государственный  документ, который определяет цель, задачи, содержание работы с детьми по разным видам деятельности.

Чтобы узнать, какое же место занимает организация нетрадиционных форм физкультурных занятий в  ДОУ, проанализируем программы:

М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Т.Н. Доронова «Радуга».

В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева «Детство».

В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка».

Анализ программ проводится по следующим критериям:

  1. с какой возрастной группы вводится раздел физического воспитания;
  2. раскрыть содержание данного раздела;
  3. имеет ли место нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий.

В программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривается охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка, совершенствование функции организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование нравственно-волевых черт личности. Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. Большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В старшей и подготовительной в школе группах включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр. Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий не предложены [14].

В программе под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя. Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. В программе не разработаны нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий [6].

Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена разработана программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание. В программе «Детство» нетрадиционные формы проведения занятий также не продуманы [18].

Интересной, на наш взгляд, является программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка» [1]. Состоит из нескольких основных разделов:

  1. организация двигательной деятельности;
  2. лечебно-профилактическая работа, закаливание;
  3. планирование и организация физкультурных мероприятий;
  4. диагностика физического развития;
  5. воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  6. совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Программа ставит ряд  задач:

1) укрепить здоровье  детей;

2) воспитание потребности  в здоровом образе жизни;

3) развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

4) создание условий  для реализации потребности в  двигательной активности;

5) выявление интересов,  склонностей, способностей детей к двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

6) приобщение детей  к традициям спорта.

Авторы предусматривают  следующие типы занятий:

1) занятия обычного  типа;

2) игровые занятия;

3) занятия-тренировки;

4) прогулки-походы;

5) сюжетно-игровые;

6) занятия на спортивных  комплексах и тренажерах;

7) занятия, построенные  на танцевальном материале;

8) занятия на свободное  творчество;

9) занятия из серии  «Забочусь о своем здоровье» [1].

В базисных программах М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», Т.Н. Дороновой «Радуга», В.И. Логиновой и Н.Н. Кондратьевой «Детство» нетрадиционные формы физкультурных занятий не предусмотрены [13].

Наиболее содержательно  в этом плане выглядит программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», где предлагаются различные формы проведения физкультурных занятий.

Современные научно-методические представления об альтернативных занятиях по физкультуре основываются на научных  исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности [21].

Таким образом, альтернативная физкультура в детском  возрасте – это часть системы  физкультурно-оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.

Если физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма – физкультурные занятия.

Однако постоянное использование только данной структуры  зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений [22].

Выход из этой ситуации –  использование вариативных и  нетрадиционных физкультурные занятий  в ДОУ. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе [11].

Организация таких  занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей  предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучения и воспитания детей являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Главное заключается в том, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:

– укрепление здоровья детей, повышение функциональных и  адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;

– гармоничное  развитие всех звеньев опорно-двигательного  аппарата;

– формирование правильной осанки;

– совершенствование  двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;

– развитие психических  способностей и эмоциональной сферы;

– воспитание интереса и потребности в систематических  занятиях физическими упражнениями [9].

Основными условиями считаются:

    • воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
    • включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;
    • развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
    • создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях;
    • выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
    • создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

В дошкольных учреждениях все больше внимания стали уделять нетрадиционным формам занятия.

Оздоровительный эффект, достигаемый  при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.

Анализируя работу вышеуказанных  педагогов, для себя мы сделали немаловажные выводы и считаем, что очень важно  у детей поддерживать интерес  к играм-эстафетам, способствовать тому, чтобы у них появился стимул научиться выполнять любые движения хорошо, чтобы робкие дети почувствовали уверенность в себе, а дети более подвижные и смелые обращали свои силы, свою энергию на более качественное выполнение игрового задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дошкольный возраст – это  время активного формирования организма  ребенка. В этот период закладывается фундамент таких двигательных качеств, как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, совершенствуются функциональные возможности организма.

В этом немаловажную роль играет физическая культура как часть системы физкультурно-оздоровительной работы, а основная ее форма – физкультурные занятия.

Однако постоянное использование  только классической структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей  к занятиям и, как следствие, к  снижению их результативности. Поэтому  необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.

Поэтому в дошкольных учреждениях  появилась необходимость использовать альтернативные физкультурные занятия. Оздоровительный эффект, достигаемый  при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.

При выборе таких занятий воспитателю  необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень  владения ими определенными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.

А все разнообразие, в проведении альтернативных физкультурных занятий  помогает педагогу развить в детях  интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и  моторную плотность занятий.

 

Список использованной литературы

  1. Алямовская В.Г. Программа «Как воспитать здорового ребенка». М., 2003.

Информация о работе Нетрадиционные формы физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста