Организационно - методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 03:39, дипломная работа

Краткое описание

Идеи укрепления здоровья, борьбы за долголетие волновали умы выдающихся деятелей науки и культуры всех времен и народов. Извечен был вопрос — как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым с тем, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь?
Однако проблема физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья продолжает оставаться весьма актуальной. Отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, недостаточный уровень физической подготовленности этого контингента учащихся предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями, создают необходимость поиска новых средств, форм и методов для повышения их эффективности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА…………..…………….5
Современные средства и методы восстановления здоровья человека…..5
Состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления………………………………………………………………………7
Творчество –как предмет исследования…………………………………..9
Человек как субъект творчества……………………………………………12
Творчество в педагогической деятельности………………………………13
Творчество в процессе преподавания ОРУ………………………………..15
ГЛАВА II.ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ……..20
2.1 Задачи…………………………………………………………………………20
2.2 Методы……………………………………………………………………….20
2.3 Организация исследования…………………………………………………20
Заключения …………………………………………………………………………...
Использованная литература…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл-Лечеб-Гимнаст.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

При подборе музыкального сопровождения надо учитывать:

- соответствие музыки  содержанию упражнений;

- качество музыки как  произведения искусства;

- соответствие музыки возрасту занимающихся;

- темп исполнения упражнения  и соответствующий ему темп  выбранного музыкального произведения;

- четкость и равномерность  метрического отсчета; 

- плавную преемственность  музыкальных фрагментов для каждого  отдельного упражнения или оправданную контрастность частей музыкального сопровождения;

- необходимость общего  культурного, эстетического воспитания .

Рекомендуется разумное сочетание или чередование в  разных комплексах народной музыки современных  эстрадных ритмов. Надо помнить, что непопулярные музыкальные произведения, а такие вульгарные мелодии не несут творческой ценности.

Творчество в подборе  упражнений подготовительной части  может проявиться в использовании  большого разнообразия шагов, прыжков, танцевальных действий, элементов акробатики, сочетания отмеченных групп упражнений, применения коллективных действий, гимнастических предметов и снарядов.

Шаги: походный, строевой, с различными положениями рук  и с изменением положений рук, перекатом с пятки на носок, на внешней стороне стопы, на носках, выпадами, приставные, в полуприседе, в приседе, окрестные, с махом и выпадом вперед на рунах в упоре лежа, в упоре лежа сзади, с предметами (обруч, гимнастическая палка, скакалка, набивной мяч и др.) и др.

Прыжки : на двух, на двух с зигзагом, на одной, поочередно на одной, другой, на двух, скрестным шагом, с различным положением рук, с изменением положения рук, в полуприседе, из приседа в присед, с махом одной и толчком другой, на четвереньках.

Возможно сочетание  различных вариантов шагов, прыжков, шагов и прыжков.

Творчество в подборе  и применении упражнений может проявиться в:

- выборе упражнении, соответствующих  конкретной типовой схеме О.Р.У.;

- выборе упражнений, максимально  отвечающих требованиям каждого  упражнения типовой схемы ;

- разработке специальных  требований, методических указаний, способствующих при их реализации максимальному эффекту от выполнения упражнения ;

- применении упражнений  парах, шеренгах, взявшись за руки, в колоннах по два;

- использовании в упражнениях гимнастических предметов, гимнастических скамеек;

- в нестандартных исходных  положениях, принимаемых в конце  упражнения.

Творчество в подборе  упражнений части возвращения может  проявиться в применении:

- бега, бега по заднему  маршруту, бега со сгибанием ног  назад, бега с поочередными  взмахами прямыми ногами вперед и назад;

- спортивного шага;

- танцевальных шагов  /даны выше/;

- прыжков /даны выше/, а также через препятствия  /мячи, через скамейку, поперек и  др. ;

- шагов в упоре лежа  в упоре лежа сзади;

- перескоки партнером  известными способами;

акробатических упражнений /кувырков вперед, назад, перекатов с 

прямым телом в группировке, переворотов в сторону, кувырков вперед в парах, тройках; 

- прыжков со скакалкой  на месте и с продвижением;

- целенаправленных упражнений  на развитие физических качеств  /силы, скоростной силы, выносливости, ловкости/;

- упражнений .на снарядах /брусьях, перекладине, гимнастической  стенке и др.,

- прыжков ноги врозь  через находящегося впереди партнера, принявшего положение наклона вперед, согнувшись.

Творчество в применении упражнения третьей части может проявиться в разработке и реализации специальных требований к их использованию, в применении кратких письменных указаний - карточек /плакатов/.

Созданию общего эмоционального фона упражнений может способствовать применение:

- нестандартных, но  относительно простых упражнений ;

- соревновательного метода;

- игрового метода;

- Соревнование можно  проводить по простым правилам  с оценкой относительно известных  действий, например, качества выполнения  упражнений, синхронности действий в шеренгах и колоннах, парных упражнений, соответствия движений характеру музыки и т.д. Весьма эффективным может быть соревновательно-игровой прием.

Игровой метод можно  творчески реализовать в сюжетном варианте комплекса упражнений , когда, например, народным мотивам   мелодии музыкального сопровождения будут соответствовать движения шагов, танцев, темпа и ритма прохождения основной части возвращения наисходную позицию / 5 /.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1 Задачи исследования

1.Овладение технологией исследовательской деятельности в области физической культуры и особенности ее применения.

2.Изучить состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления.

3.Овладеть основами  творческого подхода в физкультурно - лечебной деятельности.

4.Эксперементально определить  эффективность творческого подхода  в процессе применения лечебной  гимнастики.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

Педагогический эксперимент.

Антропометрия.

Тестирование.

Математико - статистические методы исследования.

2.3.Организация  исследования

Для проведения педагогического эксперимента по определению  эффективности творческого подхода  в процессе преподавания лечебной гимнастики 2010 года в Кыллаахской средней общеобразовательной школе, была организована группа детей состоящая из 14 мальчиков и 15 девочек 8 - 9 лет. На день начала исследования девятилетними считались дети в возрасте от 8 лет 6 месяцев. Всего в эксперименте участвовало 29 человек.

Перед проведением эксперимента для определения состояния степени  здоровья испытуемой группы, был использован  специальный тест (Таблица 1).

Измерение веса, определение  выносливости (тест Купера) и работоспособности - проводились в первой половине дня.

Вес измерялся (без обуви  и в спортивной одежде) на медицинских  весах с точностью до 0,5 кг.

Для определения выносливости использовался тест Купера (6 - ти минутный бег ), результат определялся с  точностью до 10 метров.

Измерениям предшествовала психологическая подготовка , с целью достижения максимального результата.

Эксперимент длился полтора  месяца, его можно условно разбить  на два этапа. Первый этап был направлен  на определение степени здоровья исследуемой нами группой, а второй - на изменения степени здоровья происшедших за полтора месяца.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная программа  лечебной гимнастики

 

 

 

Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих укрепление здоровья детей,— соответствие физической нагрузки в любых формах двигательной деятельности физиологическим возможностям организма. Особое внимание уделяется осуществлению контроля за дозировкой и объемом физической нагрузки занятия с детьми перенесшими простудные заболевания.

 

Целью  нашей программы  является   качественное, максимально эффективное воздействие на определенные мышечные группы, на системы и функции организма при помощи комплекса лечебного воздействия.

 

Содержание и методика преподавания лечебной гимнастики подчинены  решению следующих задач:

 

1.Образовательно - развивающего воздействия с целью гармоническогого развития форм и функций организма, совершенствования двигательных  способностей, воспитания физических качеств.

 

2.Оздоровительного  воздействия  с целью повышения жизнедеятельности  организма, укрепления здоровья, профилактики и лечения хронических и других заболеваний.

 

Основными средствами для  решения  задач экспериментальной  программы являются :

 

1.Общеразвивающие упражнения  .

 

 

 

2.Специальные упражнения.

 

3.Упражнения для домашнего  выполнения..

 

4.Работа с родителями

 

5.Проведение  занятий  на открытом воздухе.

 

 

 

 

 

 

3.2.1. Особенности реализации  экспериментальной программы.

 

Занятия с экспериментальной  группой проводилось на открытом воздухе три раза в неделю во второй половине дня. Невозможностью проведения занятий являлись погодные условия такие как :

 

- дождь;

 

- сильный ветер;

 

- мороз более 10 градусов  и т.д.

 

Продолжительность занятия, интенсивность и количество повторений двигательных действий определялись индивидуальными  способностями занимающихся, а также по мере усвоения ими двигательных действий ( от 15 до 30 минут) .

 

Помимо коллективных занятий  в школе они ежедневно  выполняли специальные комплексы  упражнений дома. С этой целью мы приглашали родителей учащихся на занятия , объясняли и показывали, что и как  дети должны выполнять в домашних условиях, какими должны быть темп , количество повторений.  В помощь выполнения  комплексов физических упражнений дома, были предложены наглядные пособия для определения правильного исходного положения и выполнения двигательных действий.   

 

Чтобы не потерять интерес  к занятиям у занимающихся, названия, исходные положения  упражнений  назывались  не в строго     заданной терминологии (на мышцы задней поверхности бедра) , а ассоциировались  с названиями разных животных, предметов и т.д. Следует отметить , что непривычные формы проведения наших занятий имели большой успех как у детей , так и их родителей.

 

 

 

 

 

 

                                    ГЛАВА 4

 

      Основные  результаты исследования

 

Средние величины оценки степени здоровья детей 8 - 9 лет

 

до занятий лечебной гимнастикой. 

 

                                       (мальчики) Показатели (степени здоровья)        М    М

 Вес          Тест Купера             Заболеваемость       0,3     0,8     0,7        1,8 

 

 

                                         (девочки) Показатели (степени здоровья)        М    М

 Вес          Тест Купера             Заболеваемость       0,5     0,9     0,5        1,9 

 

 

Проводя индивидуальную оценку степени здоровья на основе установленных степеней, мы получили следующие результаты :

 

Среди мальчиков 8 лет  по общей оценке - степень здоровья составляет 1,8 балла , что соответствует 2- й степени здоровья.

 

1-ю степень здоровья  имеет 40% учащихся.

 

2-ю степень здоровья имеет 58% учащихся.

 

3-ю степень здоровья  имеет 2% учащихся.

 

                                               44

 

У девочек в испытуемой нами группе, степень здоровья составляет 1,9 балла, что относится к 2 - й степени  здоровья.

 

1-ю степень здоровья составляет 57% девочек.

 

2-ю степень здоровья  имеет 40% девочек.

 

3-ю степень здоровья  имеет 3% девочек.

 

Средние величины оценки степени здоровья школьников 8 - 9 лет (спустя 1,5 месяца).

 

                                            (мальчики) Показатели (степени здоровья)        М    М

 Вес          Тест Купера             Заболеваемость       0,3     0,7     0,5        1,5 

 

 

                                             (девочки) Показатели (степени здоровья)        М    М

 Вес          Тест Купера             Заболеваемость       0,5     0,8     0,3        1,6 

 

 

Среди мальчиков 8 - 9 лет  по общей оценке - степень здоровья

 

составляет  1,5 балла , что соответствует 2 - й степени  здоровья. 

 

                                                45

 

1 - ю степень здоровья имеет 53% учащихся.

 

2 - ю степень здоровья  имеет 46% учащихся.

 

3 - ю степень здоровья  имеет   1% учащихся.

 

Среди девочек испытуемой нами группы , степень здоровья составляет 1,6 балла, что соответствует 2 - й степени  здоровья.

 

1- ю степень здоровья имеют 59% девочек.

 

2- ю степень здоровья  имеют 40% девочек.

 

3- ю степень здоровья  имеют 1% девочек.

 

Все полученные результаты обрабатывались методом математической статистики. Определились следующие  статистические параметры :

 

1.                                 средняя арифметическая величина

 

                                                          ряда однородных  показателей  ;

 

2.            среднее квадратическое отклонение;    

 

где  n      - количество (вариант);

 

           - знак суммирования ;

 

        V      - полученные в  исследовании значения (варианты).

 

 

 

Информация о работе Организационно - методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастики