Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:59, контрольная работа
Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.
Введение…………………………………………………..……3
1. Волейбол как средство оздоровительной работы с детьми. Проблемы состояния здоровья детей и подростков………………………………………………….…5
2. Характеристика волейбола как оздоровительного фактора…………………………………………………….….8
3. Методика занятий волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья………………………………………13
4. Выводы……………………………………………………..…15
5. Список использованных источников……………..………16
Педагогическое начало, содержащееся
в игровых действиях, отмечает Л.Д.
Назаренко (2002), широко используется в
дошкольных, школьных и других учебных
заведениях как важный инструмент формирования
личности. Принцип мощного
Л.Д. Назаренко (2002) также отмечает, что игры, как элементарные, так и технически сложные, регламентирующие деятельность играющих специальными правилами, несут в себе принцип состязательности. Соревнование не только с соперниками, но и с самим собой позволяет человеку повышать уровень физических возможностей, морально-волевых и нравственных качеств, совершенствовать свою социальную природу.
Таким образом, утверждает автор, игровая деятельность, по сравнению с другими видами физической активности, является универсальным средством и методом совершенствования.
Игра - постоянный спутник
человека в течение всей его жизни
(Э.К. Ахмеров, 1985). Включая элементы
бытовой и трудовой деятельности,
она как бы моделирует ситуации,
возникающие в неожиданный
По мнению Э.К. Ахмерова (1985),
каждая игра имеет определенную цель,
стремясь к достижению которой ее
участники имеют возможность
творчески проявить свои природные
задатки, способности, свое внутреннее
«я». В процессе игры, представляющей
широкие возможности для
Автор считает, что игровую
деятельность отличает заложенный в
ее основе мощный заряд положительных
эмоций, который ребенок может
свободно выплескивать в достаточно
больших психических и
Важными особенностями игры являются постоянная смена различных видов деятельности, напряжения и расслабления, необходимость строгого подчинения установленным правилам и проявления творческих способностей для оптимального решения поставленной задачи.
Велика роль общения в процессе игры (А.В.Долинская, 1994). Во многих видах игровой деятельности ее участники могут обмениваться информацией, репликами, получать указания или подсказки, не противоречащие установленным правилам, благодаря чему развиваются и совершенствуются познавательные способности. Получаемая при этом информация имеет самый разнообразный характер, способствуя развитию пытливости ума, стремлению пополнить и расширить свой кругозор. Игры являются любимым видом двигательной активности народов всех стран.
Л.Д. Назаренко (2002) считает, что в процессе игровой деятельности создаются оптимальные условия для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Многообразие игр позволяет выделить три основные группы: подвижные, спортивные, народные.
Спортивные игры, отмечает
автор, в отличие от подвижных
и народных, характеризуются более
строгими правилами. Они требуют
специальной, физической, технической,
тактической и морально-
Каждая спортивная игра имеет специальную экипировку. Площадки соответствуют единым международным стандартам. Для каждой игры установлены правила, за соблюдением которых следят специально назначенные судьи.
Волейбол - одна из широко распространенных игр, пользующихся успехом у людей всех возрастов (Л.Д. Назаренко, 2002). Эта игра является универсальной.
Особенность игры в волейбол связана с необходимостью поддерживать мяч в воздухе и, передавая его друг другу, обеспечить наиболее удобное положение, при котором нападающий может выполнить эффективный прием и забить соперникам штрафное очко. Достоинством волейбола является не выполнение удара с особой силой, а применение обманного движения в самый неожиданный момент. Это дает возможность самодозирования нагрузки, что позволяет игре быть доступной для людей всех возрастов.
В то же время, продолжает автор, двигательные действия волейболиста достаточно многообразны, включают в себя различные короткие пробежки, скачки, прыжки, прием мяча у самого пола. Это требует таких специфических движений, как падение с перекатом на спину, падение в сторону и вперед, на бедро, с перекатом на грудь. Таким образом, овладение элементарными акробатическими упражнениями является важной частью физической и психологической подготовки волейболиста.
Ведущими двигательно-
Таким образом, считает автор, для волейбола характерны контрастные движения: очень высокие выпрыгивания в сочетании с перекатами и падениями на пол; сокрушающие удары по мячу и чуть заметные касания его одним пальцем, а также необходимость длительного «разыгрывания» мяча (передача друг другу) до тех пор, пока не наступит момент провести неожиданный эффективный прием.
Игра в волейбол требует укрепления и развития мелких мышечных групп. Неправильное положение кистей может привести к травмированию пальцев. Поэтому опытные игроки овладевают способами приема и передачи мяча основанием кисти, основанием соединенных вместе кистей и предплечьями.
По мнению специалистов (Ю.Д.Железняк,
Ю.М.Портнов, 2002), в волейболе сочетаются
высокий динамизм и замедленный
темп, остановки, паузы, резкие мощные
выпрыгивания, требующие высокого мышечного
напряжения. Постоянная смена характера
деятельности, изменчивость ситуации
и условий игры, неожиданность
приемов делают игру высоко эмоциональной,
обеспечивающей способность к многократному
переживанию различных
Они отмечают, что эта
игра, воздействуя разнохарактерными
нагрузками на мышцы ног, заставляя
включать в игровую деятельность
акробатические элементы, способствует
укреплению позвоночника, мышц туловища,
а многообразные способы
Существуют различные разновидности этой игры: дворовый волейбол, пляжный волейбол и др. (Л.Д. Назаренко, 2002). С использованием различных передач мяча проводятся многие подвижные игры, эстафеты. Все это ставит волейбол в число самых популярных и распространенных игр, используемых для решения разнообразных задач физического воспитания.
Волейбол включен в содержание школьной программы по физической культуре, что подчеркивает не только его большую оздоровительную направленность, но и важное прикладное значение. В процессе систематических занятий волейболом развивается способность к самоконтролю за психофизиологическим состоянием, так как только в состоянии уравновешенности можно адекватно оценить действия партнеров и соперников, быстро уловить их суть, отличить обманные движения от истинных (Л.Д. Назаренко, 2002).
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. (1979) утверждают, что, комплексно воздействуя на весь организм, волейбол обеспечивает его разностороннее развитие, прирост практически всех двигательно-координационных качеств, отдавая предпочтение скоростно-силовым: прыгучести, гибкости, ловкости, точности.
Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве.
Также Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г.(1979) отмечают, что игра в волейбол развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышенное мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.
Волейбол, как составная часть программы по физической культуре в школе, является одним из средств решения основных задач физического воспитания: укрепления здоровья школьников, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) (В.М. Ивенских, 1999)
Занятия волейболом способствуют решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.
При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения между ними (Ю.Д. Железняк, 1988). Можно выделить три составные части системы подготовки волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в сфере массовой физкультурно-спортивной работы.
Еще к вышесказанному Ю.Н.
Клещев и А.Г. Айриянц (1985) добавляют
следующие достоинства
Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности (Назаренко Л.Д., 2002).
3. Методика занятий волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья
На занятиях в спортивных кружках, отмечает С.М. Зверев (1993), решаются следующие основные задачи:
-укрепление здоровья, закаливание
организма, содействие
-обучение жизненно важным
двигательным навыкам и
-подготовка разносторонне
физически развитых, волевых, смелых
и дисциплинированных юных
-воспитание привычки
к систематическим
В волейбольном кружке могут заниматься дети в возрасте от десяти до шестнадцати лет (А.В. Долинская, 1994).
Программа кружка предусматривает
распределение учебно-
В соответствии с годами обучения, отличает А.В. Долинская (1994), занимающиеся в кружке, в зависимости от возраста, делятся на четыре учебные группы: группы начальной подготовки первого года обучения (10 - 11 лет) и второго года обучения (12 - 13 лет); учебно-тренировочные группы первого года обучения (14 - 15 лет) и второго года обучения (16 - 17 лет).
Программа предусматривает
проведение теоретических и практических
занятий, сдачу занимающимися
По словам А.В. Долинской (1994), задачи кружка заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, в сохранении и укреплении здоровья.
Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья, подготовка физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьных коллективов физкультуры, помощников в детских лагерях отдыха.
Основной принцип работы кружка по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
А.В. Долинская (1994) утверждает,
что основой подготовки занимающихся
в кружке волейболом является универсальность
в овладении технико-
В связи с этим для групп начальной подготовки первого и второго годов обучения ставятся следующие задачи: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости (соответственно группам здоровья); обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара; начальное обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите; привитие интереса к соревнованиям; выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Информация о работе Организация и методика занятий волейболом с оздоровительной направленностью