Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 15:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть организацию спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть особенности физического воспитания в летнем оздоровительном лагере.
2.Рассмотреть основные формы спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
3.Проанализировать методику проведения спортивно – массовой работы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Особенности физического воспитания в летнем оздоровительном
лагере……………………………………………………………………………... 5
2 Основные формы работы по физическому воспитанию в летнем лагере…………………………………..…………………………………………. 7
2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика …………………………………….. 7
2.2 Занятия в спортивных секциях……………………………………………. 8
2.3 Занятие физической культурой в отрядах летнего
оздоровительного лагеря …………....…………………………………………. 9
2.4 Экскурсии и походы………………………………………………………… 10
2.5 Закаливание и купание…………………………………………………….. 13
2.6 Обучение плаванию………………………………………………………… 15
3 Методика проведения спортивно-массовой работы…………………………. 18
3.1 Методика проведения утренней гигиенической гимнастики..............…. 18
3.2 Методика проведения отрядных физкультурных занятий……………… 21
3.3 Методика проведения физкультурных праздников………………………. 22
3.4 Методика проведения спартакиад………………………………………… 22
3.5 Методика проведения физических упражнений………..……………….. 25
3.6 Методика проведения игр…………………………………………………. 26
3.7 Методика проведения соревнований……………………………………… 28
3.8 Методика проведения плавания в детском лагере………………………. 29
Заключение……………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников……………………………………………. 33
Приложение А Примерные комплексы утренней гигиенической
гимнастики……………………………………………………… 35
Приложение Б Перечень необходимой документации в летнем
оздоровительном лагере…………………………………….… 38
Реферат
Курсовая работа 42 страницы, 2 таблицы, 21 источник, 4 приложения
Ключевые слова: методика, физическое воспитание, закаливание, игры, зарядка, упражнения, оздоровительный лагерь, спортивно-массовые мероприятия
Объект исследования: физическая культура.
Цель курсовой работы: рассмотреть организацию спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
Метод исследования: анализ научно-методической литературы.
Полученные результаты: разнообразные формы организации физического воспитания содействуют проведению полезного и здорового досуга, развивает социальную активность занимающихся, создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов, запросов подрастающего поколения, за счет широкого диапазона форм видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых в оздоровительных учреждениях.
Практическая значимость: материалы данной курсовой работы окажут помощь преподавателям высших педагогических учебных заведений, студентам, а также работникам летних оздоровительных лагерей, школ.
Содержание
1 Особенности физического воспитания в летнем оздоровительном
лагере………………………………………………………………
2 Основные формы работы по физическому
воспитанию в летнем лагере…………………………………..………………………
2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика …………………………………….. 7
2.2 Занятия в спортивных секциях……………………………………………. 8
2.3 Занятие физической культурой в отрядах летнего
оздоровительного лагеря …………....…………………………………………. 9
2.4 Экскурсии и походы………………………………………………………… 10
2.5 Закаливание и купание…………………………………………………….. 13
2.6 Обучение плаванию………………………………………………………… 15
3 Методика проведения
спортивно-массовой работы……………
3.1 Методика проведения утренней гигиенической гимнастики..............…. 18
3.2 Методика проведения отрядных физкультурных занятий……………… 21
3.3 Методика проведения физкультурных праздников………………………. 22
3.4 Методика проведения спартакиад………………………………………… 22
3.5 Методика проведения физических упражнений………..……………….. 25
3.6 Методика проведения игр…………………………………………………. 26
3.7 Методика проведения соревнований……………………………………… 28
3.8 Методика проведения плавания в детском лагере………………………. 29
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………. 33
Приложение А Примерные комплексы
утренней гигиенической
гимнастики……………………………………………………
Приложение Б Перечень необходимой документации в летнем
оздоровительном лагере…………………………………….… 38
Приложение В Примерный план проводимый, физкультурно —
оздоровительных мероприятий в лагере……………………… 39
Приложение В Примерный план спортивно-массовых мероприятий в
отряде…………………………………………………………… 41
Введение
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что время летних каникул многие учащиеся проводят в летних лагерях, лечебно-оздоровительных центрах, санаториях-профилакториях, на летних площадках и других воспитательных учреждениях.
Оздоровительный лагерь, будучи воспитательно-оздоровительным внешкольным учреждением, а также самым массовым видом летнего отдыха школьников, является наиболее распространенной базой педагогической практики. Повышение эффективности воспитательной работы находится в прямой зависимости от осуществления принципа систематичности, непрерывности, преемственности в деятельности оздоровительной организации, внешкольных учреждений и школы, в том числе и в период летних каникул. Организованный массовый отдых детей и подростков в нашей стране—сочетание работы по воспитанию и физической закалке. [1 с. 37]
Летние оздоровительные лагеря являются такой формой организации детей во время каникул, которые удачно сочетает оздоровительную воспитательную работу. Воспитательная значимость летних оздоровительных лагерей определяется прежде всего тем, что в период школьных каникул в них продолжается процесс целенаправленного педагогического воздействия на детей. Но, в отличие от школы, в летнем оздоровительном лагере имеется больше возможностей для организации неформального общения детей и самой разнообразной их деятельностью. Именно многообразие форм и видов деятельности, неформальность обстановки позволяют организовывать и развивать самодеятельность школьников, воспитывать в них коллективные черты, формировать активность, самостоятельность, обучать разнообразным, и прежде всего организаторским, умениям и навыкам. [2 с. 17]
В ярких и специфичных формах работы летнего оздоровительного лагеря наиболее продуктивно удается организовать разнообразную деятельность школьников, придать ей общественно полезный характер, связать с романтикой и игрой.
Необходимо иметь в виду, что выбор средств, форм воспитания определяется всякий раз конкретно, исходя из поставленных целей. Предпочтение надо отдавать не количеству видов деятельности, а их сочетанию, качеству подготовки и проведения, учитывая возникающие при этом взаимоотношения в коллективе. От опыта воспитателей, вожатых, студентов-практикантов, инструкторов, от их знаний, умений, отношения к делу во многом зависит, будет ли школьником интересно в летнем лагере, приобретут ли они полезные навыки, укрепят ли здоровье. [3 с. 4]
Цель курсовой работы: рассмотреть организацию спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть особенности физического воспитания в летнем оздоровительном лагере.
2.Рассмотреть основные
формы спортивно-массовой
3.Проанализировать методику
проведения спортивно –
Практическая значимость: материалы данной курсовой работы окажут помощь преподавателям высших педагогических учебных заведений, студентам, а также работникам летних оздоровительных лагерей, школ.
1 Особенности физического воспитания в летнем оздоровительном лагере
Летний оздоровительный лагерь — основной тип внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, организующих отдых школьников в период летних каникул. Физическое воспитание детей в лагерях - это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из основных направлений деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований. [4 с. 240]
Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей. Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздаравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню включаются в большом количестве свежие овощи, фрукты); и условия систематического и разнообразного использования воды для закрепления навыков культуры гигиены; и проведения закаливающих процедур (воздушных, водных, солнечных).
Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеют специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. Эти особенности обусловлены сравнительно коротким периодом пребывания детей в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности, более широкими возможностями, чем в школе, для занятий плаванием, туризмом, подвижными играми и играми на местности. Только в условиях лагеря возможно проведение организованной, ежедневной утренней гигиенической гимнастики, наиболее эффективное использование естественных сил природы для закаливания детей, организация и проведение крупных комплексных спортивных соревнований и спартакиад. Эти особенности следует учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.[5 с. 2]
Физическое воспитание в лагере направлено на решение следующих задач:
а) укрепление здоровья, содействие разностороннему физическому развитию и закаливанию детей;
б) совершенствование у школьников умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании) и жизненно важных физических качеств;
в) содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков, привычки к систематическому использованию средств физического воспитания в целях собственного оздоровления и физического совершенствования, рационализации режимов труда и отдыха. Работа по физическому воспитанию в оздоровительном лагере должна способствовать формированию у детей морально-волевых качеств, чувства патриотизма, также осознание необходимости здорового образа жизни.[4 с. 240]
Условия лагеря отдыха могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством.[5 с. 2]
Все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия проводятся с учетом возраста детей (7-9 лет - младшая возрастная группа; 10-12 лет - средняя возрастная группа; 13-15 лет - старшая возрастная группа), состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности. Они являются составной частью режима для летнего оздоровительного лагеря школьников. Эти мероприятия должны отвечать запросам и интересам детей, способствовать всестороннему развитию у них инициативы и самостоятельности. Физическое воспитание составляет важную, неотъемлемую часть всей воспитательной работы со школьниками в летнем оздоровительном лагере.
2 Основные формы
работы по физическому
2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика
Проводится ежедневно, в обязательном порядке в течение 10-15 минут и состоит из 7-10 упражнений, повторяющихся по 5-6 раз каждое.
Комплексы упражнений для утренней гимнастики составляются для детей разных возрастных групп физкультурным руководителем.
В течение смены проводится 2-3 комплекса упражнений.
Занятие рекомендуется начинать с более простых и легких упражнений (ходьба, легкий бег, дыхательные упражнения и др.), затем включать упражнения на координацию, упражнения с большей амплитудой движений, воздействующие на большие мышечные группы, чередуя нагрузку на разные группы мышц. В конце занятий необходимо привести организм в относительно спокойное состояние, что достигается снижением темпа выполнения упражнений (спокойные упражнения, махи, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и т.п.).
Занятия должны проводиться на открытом воздухе; в дождливую погоду в хорошо проветренных помещениях (террасах и др.). Форма одежды: трусы, майки, тапочки - у девочек, трусы, тапочки - у мальчиков,
Во время проведения утренней гимнастики физкультурный руководитель должен следить за осанкой, правильностью выполнения упражнений. Целесообразно проводить утреннюю гимнастику не всем составом лагеря, а небольшими группами.
Утреннюю гимнастику рекомендуется заканчивать закаливанием водой.
Ребята старшего возраста (14-15 лет) могут выполнять утреннюю гимнастику самостоятельно, под наблюдением вожатого.
В лагере имеются хорошие условия для проведения зарядки в форме игры, для этого подбираются игры и эстафеты, в которых могут участвовать одновременно все дети отряда. Игровая зарядка может проводиться с детьми младшего возраста ежедневно или чередоваться с утренней гимнастикой. В комплекс игровой зарядки включается 2-3 игры с таким условием, чтобы они включали движения на все основные мышечные группы.
1. Игры с преимущественной нагрузкой на руки (“Передача мячей” и др.).
2. Игры с преимущественной нагрузкой на туловище (эстафеты с наклонами, поворотами туловища ("Запрещенное движение" и др.)).
3. Игры с преимущественной нагрузкой на ноги ("Все к своим флажкам", "Пятнашки", "Волк во рву", "День и ночь" и др.).
Игровая зарядка заканчивается построением в колонну по одному, пробежкой и ходьбой с дыхательными упражнениями.
Утреннее купание с последующим выполнением комплекса гимнастических упражнений является одной из форм проведения зарядки (при условии, если лагерь расположен не более чем 200 м. от водоема), эта форма зарядки проводится в виде 1-2-минутного купания с последующим растиранием тела полотенцем. После купания проводится построение в колонну по одному, затем легкий бег в чередовании с ходьбой на пути к лагерю, во время которого выполняются упражнения в движении. [6 с. 8]
2.2 Занятия в спортивных секциях
До приезда ребят в лагерь педагог физического воспитания выясняет, кто из вожатых и педагогов знаком с тем или иным видом спорта, и закрепляет их за отдельными секциями по виду спорта, проводит инструктаж по основным вопросам методики обучения, тренировки и планирования работы.
Приняв отряд, педагог и вожатый проводят запись желающих заниматься видами спорта и составляют актив из наиболее подготовленных ребят. Секция может иметь различную структуру. Создав руководящий орган секции — бюро, в секции можно создать несколько учебных групп в соответствии с возрастом и спортивными показателями ребят.
Информация о работе Организация спортивно-массовой работы в летнем лагере