Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 15:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть организацию спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть особенности физического воспитания в летнем оздоровительном лагере.
2.Рассмотреть основные формы спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
3.Проанализировать методику проведения спортивно – массовой работы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Особенности физического воспитания в летнем оздоровительном
лагере……………………………………………………………………………... 5
2 Основные формы работы по физическому воспитанию в летнем лагере…………………………………..…………………………………………. 7
2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика …………………………………….. 7
2.2 Занятия в спортивных секциях……………………………………………. 8
2.3 Занятие физической культурой в отрядах летнего
оздоровительного лагеря …………....…………………………………………. 9
2.4 Экскурсии и походы………………………………………………………… 10
2.5 Закаливание и купание…………………………………………………….. 13
2.6 Обучение плаванию………………………………………………………… 15
3 Методика проведения спортивно-массовой работы…………………………. 18
3.1 Методика проведения утренней гигиенической гимнастики..............…. 18
3.2 Методика проведения отрядных физкультурных занятий……………… 21
3.3 Методика проведения физкультурных праздников………………………. 22
3.4 Методика проведения спартакиад………………………………………… 22
3.5 Методика проведения физических упражнений………..……………….. 25
3.6 Методика проведения игр…………………………………………………. 26
3.7 Методика проведения соревнований……………………………………… 28
3.8 Методика проведения плавания в детском лагере………………………. 29
Заключение……………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников……………………………………………. 33
Приложение А Примерные комплексы утренней гигиенической
гимнастики……………………………………………………… 35
Приложение Б Перечень необходимой документации в летнем
оздоровительном лагере…………………………………….… 38
Можно составить несколько команд. При этом необходимо помнить, что члены команд должны быть одного возраста и иметь одинаковую спортивную подготовку.
Можно в секции создать одну сборную команду мальчиков, одну сборную девочек и несколько групп в зависимости от спортивной подготовки желающих заниматься данным видом спорта. Перед каждой командой и группой ставятся конкретные и посильные задачи.
Для проведения занятий в группах и командах вожатый и педагог подбирают из числа детей, владеющих видом спорта и умеющих проводить занятия (как правило, все занимающиеся в ДЮСШ этими навыками владеют), общественных инструкторов. Чтобы материал, излагаемый в группах и командах, не преподносился хаотически, под руководством педагога физического воспитания составляются рабочие планы.
Рабочий план разрабатывается для каждой команды и группы, и в соответствии с ним составляется расписание занятий.
Контроль за проведением занятий осуществляет педагог физического воспитания.
Организационная сторона проведения занятий должна быть предметом разговора на пятиминутках и педагогических советах.
Секции в отрядах создаются в лагере с большим количеством ребят, где общелагерные секции не могут охватить всех желающих заниматься.
Примерный рабочий план по волейболу
на период с___________ по___________
Содержание Занятий |
Номер занятий | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Теория Практик
Общая физическая подготовка
Совершенствование подачи
Совершенствование приема и передачи верхних мячей, нижних, мячей
Совершенствование нападающего удара
Защитные действия
Игровые комбинации
Участие в соревнованиях |
X
X
X
X |
X
X
X
X |
X
X
X
X
X
X |
X
X
X
X
X
X |
X
X
X |
X
X
X
X
X
X |
X
X
X
X
X
X
X |
X
X
|
X
X
X X
X
X
X |
X
X
X |
Необходимо, чтобы занятия в секции проводились одним и тем же тренером, в одни и те же дни, в одно и то же время. Такая определенность дисциплинирует инструкторов и детей.
Для ребят, которые не могут заниматься в спортивных секциях, организуются группы по обучению: ходьбе на ходулях, езде на велосипеде, стрельбе из пневматического оружия, гребле, танцам.
За группами закрепляют вожатого или педагога, который не занят в секциях по видам спорта. Каждой группе отводится определенное место и время для занятий. Руководитель группы подготавливает инвентарь, следит за порядком, оказывает методическую помощь в овладении техническими приемами вида. Запись в такие группы не ведется, и состав их постоянно меняется. [7 с. 22]
2.3 Занятие физической культурой в отрядах летнего
оздоровительного лагеря
Занятия организуются на основе освоения техники и навыков движения в различных видах спорта, в том числе: легкой атлетике, плавании, гимнастике, играх, преодолении полосы препятствий, туризме и т.д. В них включаются также упражнения на местности. Они должны отличаться разнообразием в подборе упражнений, эмоциональностью, строгой дозировкой нагрузки, соответствовать возрасту, полу и физической подготовленности детей. Занятия по обучению детей плаванию являются обязательными. Общий объем занятий по физической культуре, туризму, плаванию составляет не менее 3 часов в день. [6 с. 10]
2.4 Экскурсии и походы
К участию в туристских походах допускаются учащиеся 4-9 классов, прошедшие медицинский осмотр и получившие разрешение начальника лагеря.
Подготовка и проведение похода требует серьезного отношения к соблюдению мер безопасности, для чего необходимо строго придерживаться маршрута и плана похода.
В период подготовки к походу необходимо определить цель похода, собрать сведения о месте, которое предполагается посетить и разведать маршрут, подобрать группы участников похода, разработать календарный план похода, обсудить его с участниками и распределить среди них обязанности, провести с ними беседы о том, как надо ориентироваться в пути, держать связь, строить шалаш и т.д.; изготовить или приобрести снаряжение, подготовить продукты и научить детей готовить пищу; договориться о ночлеге и получении пиши (если питание организуется не в полевых условиях), ознакомить детей с методами оказания первой медицинской помощи, ознакомить ребят с порядком сбора материалов для составления ботанических и других коллекций.
Строго соблюдать правила преодоления трудных и опасных мест (бродов) переправ, крутых подъемов и спусков и т.д.); выполнять правила купания детей, соблюдать санитарно-гигиенические правила похода, тщательно проверить качество употребляемых в пищу продуктов, не допускать отставания девочек от группы и их самовольных отлучек. При проведении пеших походов в зависимости от возраста детей рекомендуется следующая длительность перехода, скорость передвижения и вес переносимого груза.
Таблица 1. Таблица переносимого груза в походе
Длительность переходов |
Возраст участников, лет |
Общая длительность перехода, км |
Скорость движения, км/ч |
Переносимый груз, кг |
Режим движения |
Однодневные |
11-12
13-14 |
12
15 |
3
3,5 |
3
4-5 |
45 мин отдых 15 мин 45 мин отдых 10 мин |
Двухдневные |
11-12
13-14 |
20
24 |
3
3,5 |
3
6 |
45 мин отдых 15 мин 45 мин отдых 15 мин |
Трехдневные |
13-14 |
30 |
4 |
6 |
45 мин отдых 15 мин |
Для закрепления туристских навыков и умений, рекомендуется проводить туристские эстафеты и туристскую полосу препятствий для детей 13-14 лет. [6 с. 11]
При подготовке к водному походу очень важно научить юных туристов организовать движение по маршруту, правильно распределить время и силы в зависимости от условий похода. Правильно составленный распорядок походного дня, четко увязанный с графиком движения по маршруту и ходовым режимом, правильная расстановка сил с учетом возрастных особенностей и возможностей группы — все это важнейшие вопросы тактики водного похода.
В основу распорядка дня закладывают следующие исходные положения: группа тратит на прохождение маршрута ежедневно не более 5—6 часов; разбивка лагеря для ночлега, приготовление ужина и сам ужин заканчиваются до наступления темноты; на ночной отдых отводится не менее 8 часов; подъем и подготовка к выходу на маршрут осуществляются, возможно, раньше; дневной привал на берегу устраивается с полноценным обедом и общим отдыхом на 1,5—2 часа.
При плавании на байдарках через каждые 40— 45 мин. работы веслами делают 10—15 мин. отдыха, собравшись в «пакет» (все суда счаливают борт к борту) или выйдя на берег размяться. Это правило выполняют и при проводке байдарок против течения, и при обносах и волоках.
При плохой освещенности в вечернее время или при низком положении солнца, когда оно светит прямо в глаза, нельзя проходить сложные участки пути — их преодоление следует перенести на более подходящее время дня. Плавание в ночное время для походов со школьниками недопустимо.
Водную группу школьников комплектуют не более чем из двух смежных годов рождения по возрасту или двух смежных параллелей классов, что, конечно, не исключает включение в группы, укомплектованные из младших классов, старших школьников в качестве младших инструкторов туризма.
Школьники, готовящиеся в многодневный поход, дважды проходят медицинский осмотр: первый раз в начале подготовки к походу, второй — непосредственно перед выходом на маршрут. Беседы руководителя группы со школьным или лечащим врачом помогут выявить ребят, которым водные походы противопоказаны.
Очень важно, чтобы во время тренировочных походов ребята успели присмотреться друг к другу, выработали единое понимание целей и задач водного туризма. Это обеспечит сплоченность группы в трудные минуты, предотвратит нарушения дисциплины, невыполнение распоряжений руководителя. [8 с. 109]
Недостаточная проработка маршрута предполагаемого похода, когда плохо изучены реки, топография препятствий, изменение уровня воды в зависимости от метеорологических условий,— все это может стать причиной возможных аварий. Район похода, предполагаемый маршрут, метеорологические условия должны быть тщательно изучены. Это один из самых важных моментов подготовки путешествия. Если информации, полученной из литературы, оказалось недостаточно, то следует послать запросы в ключевые пункты маршрута.
Большое значение имеют правильная раскладка и подбор продуктов питания. Если маршрут проходит по ненаселенной местности, то при комплектовании продуктов нужно учитывать 10 % аварийного запаса. Частой ошибкой является занижение суточных норм расхода продуктов. Если суммарная калорийность потребляемых продуктов ниже энергетических затрат, то начинается постепенное истощение организма. Большинство недоразумений с продуктами возникает при расчете на их пополнение из местных ресурсов или на «подножный» корм. Продуктов, которые предполагалось докупить, может не оказаться в местных магазинах, а на рыбу, дичь, грибы и ягоды вообще не стоит рассчитывать, так как при неблагоприятной погоде там, где раньше всего было в изобилии, может не оказаться ничего. Употребление в пищу незнакомых растений, ягод и грибов должно быть исключено — они могут оказаться ядовитыми и вызвать отравление.
При организации походов в лесу, где существует энцефалитная опасность, всем членам группы надо либо пройти курс прививок, либо отказаться от путешествия в данном районе. В южных районах возможны встречи с ядовитыми насекомыми, а ядовитые змеи на территории нашей страны распространены почти повсеместно. При встрече с ядовитыми змеями и насекомыми необходимо принимать меры предосторожности, прежде всего самим не нападать на них.
Дисциплина — одно из главных условий безопасности в походе. Значительная часть аварийных ситуаций на маршруте возникает именно из-за недостаточной дисциплины в группе. К примеру, ребята, самовольно отправившиеся на рыбалку, за ягодами или просто на прогулку, могут заблудиться, что приведет к срыву графика движения, а в некоторых случаях и похода. [11 с. 54]
Преодоление любых препятствий, осуществляется в том порядке и тем способом, который определит руководитель. Самовольное преодоления препятствий исключены.
Если опыт руководителя не соответствует сложности маршрута, то его решения могут быть ошибочными и явиться причиной аварии. Поэтому руководитель детской группы обязательно должен иметь опыт руководства водным походом не ниже чем на одну категорию и участия в походе той категории, в которой планируется маршрут. [12 с. 43]
2.5 Закаливание и купание
Начинать закаливание надо осторожно, постепенно увеличивая время процедур. Не следует забывать, что в начале закаливания резкие переходы от одной температуры к другой вредны.
Закаливать организм нужно ежедневно, строго соблюдая предписания врача.
Закаливание воздухом является наиболее доступным. Проводить его можно в каждом лагере в любых климатических условиях.
Закаливание воздухом начинается на утренней зарядке и продолжается в процессе занятий различными видами физических упражнений.
Нужно рекомендовать ребятам большую часть времени находиться на открытом воздухе без головного убора, в трусах, в легкой обуви или даже босиком. Желательно организовать послеобеденный сон на воздухе.
Закаливание ребят, как правило, нужно начинать в теплую погоду при температуре воздуха не ниже 20—23°. Продолжительность воздушных ванн может быть от 10— 15 минут до 2 часов. При увеличении времени приема ванн необходимо учитывать температуру воздуха, его влажность и силу ветра.
Хорошее самочувствие, прилив бодрости и энергии, хороший аппетит и крепкий сон говорят о благотворном воздействии воздушных ванн. Появление озноба и общей слабости указывает, что воздушная ванна была слишком холодна и продолжительна. В этих случаях необходимо обратиться к врачу.
Информация о работе Организация спортивно-массовой работы в летнем лагере