Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 15:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть организацию спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть особенности физического воспитания в летнем оздоровительном лагере.
2.Рассмотреть основные формы спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
3.Проанализировать методику проведения спортивно – массовой работы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Особенности физического воспитания в летнем оздоровительном
лагере……………………………………………………………………………... 5
2 Основные формы работы по физическому воспитанию в летнем лагере…………………………………..…………………………………………. 7
2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика …………………………………….. 7
2.2 Занятия в спортивных секциях……………………………………………. 8
2.3 Занятие физической культурой в отрядах летнего
оздоровительного лагеря …………....…………………………………………. 9
2.4 Экскурсии и походы………………………………………………………… 10
2.5 Закаливание и купание…………………………………………………….. 13
2.6 Обучение плаванию………………………………………………………… 15
3 Методика проведения спортивно-массовой работы…………………………. 18
3.1 Методика проведения утренней гигиенической гимнастики..............…. 18
3.2 Методика проведения отрядных физкультурных занятий……………… 21
3.3 Методика проведения физкультурных праздников………………………. 22
3.4 Методика проведения спартакиад………………………………………… 22
3.5 Методика проведения физических упражнений………..……………….. 25
3.6 Методика проведения игр…………………………………………………. 26
3.7 Методика проведения соревнований……………………………………… 28
3.8 Методика проведения плавания в детском лагере………………………. 29
Заключение……………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников……………………………………………. 33
Приложение А Примерные комплексы утренней гигиенической
гимнастики……………………………………………………… 35
Приложение Б Перечень необходимой документации в летнем
оздоровительном лагере…………………………………….… 38
На зарядке должен обязательно присутствовать врач (медсестра). Общелагерная зарядка обычно начинается приветствие ее руководителя: "Доброе утро, ребята!". После приветствия дети начинают выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики. В этот комплекс включают обычно 8-12 упражнений, воздействующих на основе группы мышц (упражнения для рук, ног, туловища), а также комбинированные упражнения, основной методический принцип при составлении такого комплекса - правильная, посильная для детей, дозировка нагрузки. Она должна постепенно повышаться к середине комплекса, а затем несколько снижаться от середины комплекса входе выполнения последних двух-трех упражнений. Упражнения следует выполнять, не задерживая дыхания, четко, энергично, сохраняя красивую осанку. Каждое упражнение комплекса выполняется 6-10 раз.
Комплекс зарядки обычно начинается с ходьбы на месте (1 мин.); затем легкого бега на месте (1 мин.). Если расстояние от спального помещения до места зарядки 100-150 м. и дети на зарядку передвигаются в быстром темпе, то ходьбу и бег на месте построения можно не проводить. После ходьбы и бега выполняют упражнения типа потягивания, затем для рук, плечевого пояса, туловища, ног, комбинированные упражнения. Заканчивают комплекс прыжками и ходьбой на месте (1 мин.) в сочетании с упражнениями на дыхание. [5 с. 12]
Для того, чтобы зарядка была интересной, комплексы упражнений рекомендуется менять (за одну лагерную смену не менее двух-трех комплексов) с постепенным их усложнением за счет повышения трудности координации движений и увеличения количества упражнений. Целесообразно заменять комплекс постепенно, по частям. Новые комплексы зарядки рекомендуется предварительно специально разучивать поотрядно под руководством воспитателей в часы спортивно-массовой работы.
При каждом удобном случае следует разъяснять детям значение утренней гимнастики для укрепления здоровья, напоминать, что ежедневное выполнение зарядки, понимание ее роли и места в режиме дня, умение самостоятельно составлять простейшие комплексы упражнений является одним из основных требований в летнем лагере отдыха. В целях повышения организованности и качества зарядки целесообразно проводить специальные конкурсы (или соревнования) между отрядами на лучшее ее выполнение. При проведении такого конкурса рекомендуется учитывать, например, такие элементы зарядки: быстроту, четкость построения, однообразие и опрятность формы одежды, дисциплину строя и равнение, правильное и одновременное выполнение упражнений и т.д. Оценку каждого такого элемента зарядки можно производить по пятибалльной системе. Отряд, набравший наибольшую сумму баллов, становится победителем конкурса и награждается переходящим вымпелом. При равенстве показателей (в баллах) победу всегда следует присуждать младшему по возрасту отряду.
Как уже говорилось, с детьми 7-9 лет необходимо зарядку проводить отдельно. Ею руководит или инструктор по плаванию или воспитатели этих отрядов, проинструктированные педагогом по физическому воспитанию.
Для школьников специальной медицинской группы во время, отведенное распорядком дня на зарядку, целесообразно организовать занятие специальной лечебной гимнастикой. Проводить такие занятия может медсестра или один из воспитателей отряда, получивший соответствующий инструктаж. [5 с. 13]
Пример утренней гимнастики:
Ежедневная утренняя гимнастика: комплекс упражнений
1. Исходное положение (И.п.) — стоя, руки подняты вверх. Наклониться вперед, стараясь коснуться ладонями пола. Выдох. Выпрямиться, руки вверх. Вдох. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 8-10 раз.
2. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны ладонями кверху. Повернуть туловище налево — выдох. Вернуться в и.п. — вдох. Повернуться направо — выдох. Повторить 5 раз в каждую сторону.
3. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, левая рука на пояс, правая — ладонью внутрь вверху. Наклоняя туловище влево, одновременно отставлять в сторону левую ногу. Вернуться в и.п. Повторить 5 раз в каждую сторону.
4. И.п. — сидя на корточках, руки упираются в пол. Выполнять пружинящие приседания, стараясь не отрывать ступней от пола. Повторить 8-10 раз.
5. И.п. — сидя или стоя.
Выполнять вращения головой
6. И.п. — стоя, ладони на ягодицах. Прогибаться назад, опираясь ладонями о ягодицы. Повторить 8—10 раз.
7. И.п. — стоя, руки опустить свободно вдоль тела, правую руку поднять вперед-вверх, одновременно опуская вниз-назад левую и пружиня ногами. То же, поменяв руки. Повторить 10 раз.
8. И.п. — стоя прямо, руки опустить свободно вдоль тела. Подскоки на месте, мягко приземляясь на носки. [10]
После утренней зарядки надо провести водные процедуры - душ или обливание, после чего энергично растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты. Растирать тело надо по ходу кровеносных сосудов: от кисти рук до плеча, от спины до бедра, а живот и грудь - круговыми движениями справа налево.
Детям после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 в конце. Это хорошая закаливающая процедура.
Физические упражнения в детских лагерях можно придумывать самые разнообразные. Главное, чтобы они были интересны ребятам и прививали им любовь к спорту. [15]
3.2 Методика проведения отрядных физкультурных занятий
Ведущее место в оздоровительной работе с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря играет правильная организация ежедневных занятий физической культурой. Каков бы ни был отрядный план, можно ежедневно уделять для физических упражнений от 30 минут до 1,5 часа. Педагог по физическому воспитателю может проводить занятия с отрядом 1-2 раза в неделю, поэтому воспитателю самому нужно подготовиться к самостоятельному проведению. Основой таких занятий может послужить проводимый ниже материал. Занятия будут, несомненно, эффективней, если они проводятся в сочетании со спортивно - массовыми мероприятиями. Вот примерный принцип планирования и проведения отрядных занятий для среднего возраста (10-12 лет).
Пробежки в медленном темпе 2-3 минуты.
Упражнение с малым мячом.
Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Переноска товарища способом "Кресло"
Эстафета с метанием малого мяча.
Для старшего возраста (13-15 лет).
1. Выполнение команды "В
одну шеренгу по звеньям
Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Одновременно используется игра "Отряд, смирно!". Бег в легком темпе 5-6 минут. Упражнения с гимнастическими палками. Беговые упражнения. Преодоление препятствий. Переноска товарища. Эстафета с переноской товарища.
Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Повороты в движении. Бег в легком темпе 5-6 минут. Упражнения с гранатами. Беговые и прыжковые упражнения. Игры "Тяни на гранаты", "Кто больше?". [5 с. 15]
3.3 Методика проведения физкультурных праздников
На празднике открытия лагеря организуются массовые игры и аттракционы, простейшие состязания на ловкость, быстроту в форме аттракционов, эстафет, товарищеские встречи по спортивным играм.
На празднике закрытия лагеря показываются заранее подготовленные выступления: вольные упражнения. Проводятся соревнования по легкой атлетике, финальные встречи по спортивным играм, массовые подвижные игры, награждается спортивный актив лагеря. [14 с. 68]
День физкультурника в летних лагерях рекомендуется отмечать проведением массовых праздничных мероприятий. К этому дню приурочивается проведение массовых игр, финальных соревнований спартакиады, соревнования между лагерями.
В день родителей лучше всего проводить смотры-конкурсы на лучшее исполнение отрядом комплекса утренней гимнастики, строя и песни, финальные соревнования отрядов по подвижным играм типа "Спортландия".
3.4 Методика проведения спартакиад
В летнем оздоровительном лагере в каждой смене проводится общелагерная спартакиада, на которой подводятся итоги физкультурной работы. Подготовка к спартакиаде ведется в течение всей смены, начиная с организации соревнований на первенство отрядов.
Примерная программа спартакиады:
- торжественное открытие, парад участников;
- показательные массовые гимнастические упражнения;
- соревнования (лично-командное первенство).
Показательные массовые гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в исполнении нескольких отрядов (лучше приблизительно одного возраста) с исполнением комплекса утренней гимнастики, повторяя его 3-4 раза. Несмотря на их простоту, при массовом но четком исполнении, они производят большой эффект и могут быть подготовлены в течении нескольких дней.
Красивое построение, чередуя колонны девочек и мальчиков, использование различных мячей, надувных шаров, флажков различных размеров и цветов, искусственных цветов, зеленых веточек при сопровождении музыки сделает выступление ребят красочным и интересным. Массовое выступление выиграет, если оно будет чередоваться с различными перестроениями и проводиться на художественном (заранее продуманном и выполненном) фоне. Например, поставленные туристские палатки различных ярких цветов, из которых выбегают отдельные колонны общего построения ребят и т.д.
Условия проведения соревнований. Личное первенство в каждом виде спорта определяется по лучшему результату, показанному участником а своей возрастной группе, командное — по наибольшей сумме очков, набранных всеми участниками команды по видам спорта, которые входят в программу спартакиады. За первое место в виде спорта команда получает столько очков, сколько участвует команд. Например, если в первой группе участвует 6 команд, то за первое место команде насчитывается 6 очков, за второе 5 очков и т. д.
Легкая атлетика
Состав команды—10 человек: 5 мальчиков, 5 девочек.
Программа
Для мальчиков Для девочек
Бег 60 м
Прыжки в длину с разбега Прыжки в длину с разбега
Метание теннисного мяча Метание теннисного мяча
Эстафета 5x50 м Эстафета 5x50 м
Каждый участник может выступить не более чем в двух видах программы. В зачет идет лучший результат одного участника. Личное первенство определяется по лучшему результату, командное — по наибольшей сумме очков по таблице оценки результатов. В случае равенства очков у двух или более команд первое место присуждается по итогам эстафеты.
Волейбол
Состав команды — 7 человек.
Игры проводятся по круговой системе. Каждая игра состоит из трех партий. За выигрыш команда получает 2 очка, за проигрыш — 0 очков. В случае равенства очко у двух или более команд победитель определяется по результатам переигровки между ними.
Отряд может выставлять смешанную команду. Игры приводятся по упрощенным правилам.
Баскетбол
Состав команды — 7 человек.
Игры проводятся по круговой системе. За выигрыш команда получает 2 очка, за проигрыш — 0 очков. В случае равенства очков у двух команд проводится переигровка. В случае равенства очков у трех и более команд места распределяются по лучшей разности забитых и пропущенных мячей в играх спорящих команд, в случае равенства и этой разности — в играх между всеми командами.
Отряд может выставлять смешанную команду. Игры проводятся по упрощенным правилам.
Малый теннис
Состав команды — 2 человека: мальчик и девочка.
Игры проводятся по круговой системе. Каждая игра состоит из трех партий.
Игры проводятся одиночные между мальчиками, одиночные между девочками и парные.
За каждую выигранную партию команда получает 2 очка, за проигрыш — 0 очков. В случае равенства очков у двух и более команд победитель определяется в дополнительной парной игре.
Плавание
Состав команды — 2 человека: мальчик и девочка.
Мальчики и девочки плывут 50 м вольным стиле. Личное первенство определяется по лучшему времен командное — по наибольшей сумме очков по таблице оценки результатов или по наименьшей сумме времени.
Информация о работе Организация спортивно-массовой работы в летнем лагере