Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:30, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культурной личности современного специалиста, системы воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 6
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 12
КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 15
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 16
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ 18
РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 18
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ 19
Таблица 3. Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий в баллах 20
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 21
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 21
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ 22
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ 23
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 23
УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности (2 часа)
Основные понятия: психофизиологическая характеристика труда, работоспособность, утомление, переутомление, усталость, рекреация, релаксация, самочувствие.
Содержание. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.
Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания (4 часа)
1 часть
Основные понятия: методические принципы и методы физического воспитания, двигательные умения и навыки, физические качества, психические качества, формы занятий, учебно-тренировочное занятие, общая и моторная плотность занятия.
Содержание. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения
физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.
2 часть
Основные понятия: общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, зоны и интенсивность физических нагрузок, энергозатраты при физической нагрузке.
Содержание. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями (2 часа)
Основные понятия: формы самостоятельных занятий, мотивация выбора.
Содержание. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.
Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.
2.Второй год обучения (обязательная тематика)
Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений (2 часа)
Основные понятия: массовый спорт, спорт высших достижений, системы физических упражнений.
Содержание. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Универсиады и Олимпийские игры. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.
Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений (2 часа)
Тема лекции излагается с учетом особенностей избранного вида спорта или системы физических упражнений, с учетом условий занятий в каждом вузе.
Основные понятия: перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки, структура подготовленности занимающегося.
Содержание. Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.
Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом (2 часа)
Основные понятия: врачебный контроль, диагноз, диагностика состояния здоровья, функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, педагогический контроль, тест, номограмма, самоконтроль.
Содержание. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам
показателей контроля.
3. Третий - четвертый год обучения (обязательная тематика)
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов (2 часа)
Основные понятия: профессионально-прикладная физическая подготовка; формы (виды),
условия и характер
труда; прикладные знания, физические,
психические и специальные
прикладные умения и навыки; прикладные виды спорта.
1 часть
Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки
Содержание. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
2 часть
Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или
специальности.
Схема изложения раздела на каждом факультете: основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и
специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета.
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста (2 часа)
Темы лекций излагаются с учетом особенностей профессиональной деятельности выпускников каждого факультета.
Основные понятия: производственная физическая культура, физическая культура в рабочее и свободное время, профессиональное утомление, заболевания и травматизм.
Содержание. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в
ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Методико-практические занятия предусматривают освоение, самостоятельное расширенное и творческое воспроизведение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Деятельность студентов на этих занятиях направлена на овладение методами,
обеспечивающими достижение практических результатов. В качестве форм методико-практической подготовки могут использоваться ролевые, имитационные, психотехнические игры, социально-психологический тренинг, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к
практическому овладению
определенной методикой. Каждое методико-практическое
занятие согласуется с
При проведении методико-практических
занятий рекомендуется
- в соответствии
с планируемой темой занятия
преподаватель заблаговременно
выдает студентам задание по
ознакомлению с рекомендуемой
литературой и необходимые
- преподаватель
кратко объясняет методы
- студенты практически
при взаимоконтроле
- под руководством
преподавателя обсуждаются и
анализируются итоги
Дальнейшее закрепление
и совершенствование
Первый курс:
1. Методики эффективных
и экономичных способов
2. Простейшие методики
самооценки работоспособности,
3. Методика составления
индивидуальных программ
4. Основы методики самомассажа.5. Методика коррегирующей гимнастики для глаз.
6. Методика составления
и проведения простейших
Второй курс:
1. Методы оценки
и коррекции осанки и
2. Методы самоконтроля
состояния здоровья и
3. Методы самоконтроля
за функциональным состоянием
организма (функциональные
4. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
5. Методы самооценки
специальной физической и
6. Методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств.