Организация физической культуры в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культурной личности современного специалиста, системы воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 6
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 12
КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 15
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 16
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ 18
РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 18
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ 19
Таблица 3. Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий в баллах 20
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 21
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 21
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ 22
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ 23
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 23
УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат физкультура № 1.docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

            Третий раздел. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка

Перечень требований и тестов по каждому разделу, их оценка в очках разрабатываются кафедрой физического воспитания с учетом профиля выпускаемых специалистов. Тесты для овладения жизненно необходимыми умениями и навыками (передвижение на лыжах и плавание) являются обязательными. В каждом семестре рекомендуется  планировать выполнение студентами не более 2 - 3 зачетных тестов по данному  разделу подготовки.

Оценка по разделу  определяется по таблице 1 при условии  выполнения каждого из запланированных  тестов не ниже чем на одно очко.

Таблица 3. Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий в баллах

 

Семестры

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

1

       2,0

      3,0

       3,5

2

3

3,0

3,5

4,0

4

5

3,2

3,6

4,1

6

7

3,5

3,8

4,2

8




 


        

 

 

         

 

Согласно приказа Министерства образования РФ от 15.02.2005 года № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» основа контроля физической культуры студентов университета может быть представлена балльно-рейтинговой системой контроля (таблица 4). Она вводится в качестве альтернативы стандартной системе контроля студентов, с целью стимулирования систематической двигательной активности, осознанной самостоятельной работы студентов на протяжении всего периода обучения.

 

 

Таблица 4. Пример балльно-рейтинговой  системы контроля студентов.

Практические занятия  под руководством преподавателя

                2 часа-1,5 балла

Выполнение обязательных нормативов

 Удовл           Хорошо          Отлично   

5 баллов       10 баллов         15 баллов

Выполнение упражнений специализации

5 баллов       10 баллов         15 баллов

Помощь в судействе  соревнований

1 соревнование- 5 баллов

Участие в соревнованиях  внутри университета

1 соревнование- 5 баллов


 

 

Набрать баллов: 51-удовлетворительно

                         65-хорошо

                         80-отлично

При условии сдачи теоретического раздела на оценку «зачет»

 

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ  ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Условием допуска  является выполнение обязательных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже "удовлетворительно"), предусмотренных в течение последнего семестра обучения. Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам Программы. Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен обнаружить:

- понимание роли  физической культуры в развитии  человека и подготовке специалиста;

- знание основ  физической культуры и здорового  образа жизни;

- мотивационно-ценностное  отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на    здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание,  потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается и уровень выполнения студентом практических разделов Программы по общефизической, профессионально прикладной и спортивно-технической подготовке, которые характеризуют личный опыт, и степень овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование способностей и качеств, определяющих психофизическую готовность будущего специалиста, его самоопределение в физической культуре.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ

 

Государственные органы управления здравоохранением, предприятия, учреждения и организации государственной  системы здравоохранения в пределах своей компетенции:

- используют физическую  культуру как средство профилактики  и лечения заболеваний;

- осуществляют врачебный  контроль за лицами, занимающимися  физической культурой и спортом;  проводят врачебные обследования  студентов до начала учебных  занятий по физическому воспитанию  на 1 курсе и повторно на всех  последующих курсах в начале  каждого учебного года, а также  перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний,  травм или длительных перерывов  в занятиях физическими упражнениями;

- врачебно-педагогические  наблюдения осуществляются врачами  совместно с

преподавателями; в  задачи врачебно-педагогического наблюдения входят: контроль за состоянием здоровья студентов в процессе учебно-тренировочных занятий, за санитарно-гигиеническими условиями и состоянием мест занятий, за соблюдением гигиенических требований (одежда, обувь, режим питания и др.), а также профилактика травматизма;

- создают центры  и пункты оздоровления и реабилитации  средствами физической культуры  и спорта, диагностико-консультационные  пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные  диспансеры, обеспечивающие физкультурно-оздоровительную  работу со студентами, оснащают  их специальной аппаратурой и  медицинским оборудованием. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по учебной дисциплине "Физическая культура" не допускаются.

Результаты врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений докладываются и обсуждаются  на заседании кафедры и совета вуза в целях разработки мероприятий  по совершенствованию учебного процесса. Процесс обучения организуется  в  зависимости  от  состояния  здоровья, уровня физического развития  и  подготовленности  студентов,  их  спортивной квалификации, а также с учётом условий  и  характера  труда  их  предстоящей профессиональной деятельности. Физическая подготовка студентов является одной из главных задач  высших учебных заведений.

     Общее руководство физическим воспитанием и  спортивно-массовой  работой среди студентов, а также организация наблюдений за  состоянием  их  здоровья возложены  на   ректора,   а   конкретное   их   проведение   осуществляется административными  подразделениями  и  общественными   организациями   вуза. Непосредственная  ответственность  за  постановку   и   проведение   учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в  соответствии с  учебным  планом  и  государственной  программы   возложена   на   кафедру физического  воспитания  вуза.  Массовая  оздоровительная,  физкультурная  и спортивная работа  проводится  спортивным  клубом  совместно  с  кафедрой  и общественными организациями.

      За всё время обучения в вузе осуществляется  наблюдение  за  состоянием здоровья  студентов,   поликлиникой   или   здравпунктом   вуза   проводится регулярное медицинское обследование.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента. В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по учебной дисциплине "Физическая культура" не допускаются.

 В специальное  учебное отделение зачисляются  студенты, отнесенные по данным  медицинского обследования в  специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются  по полу и с учетом уровня  функционального состояния студентов.  Студенты, освобожденные по состоянию  здоровья от практических занятий  на длительный срок, зачисляются  в специальное учебное отделение  для освоения доступных им  разделов учебной программы. В спортивное учебное отделение - учебные группы по видам спорта (системам физических упражнений) - зачисляются студенты второго и старших курсов основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе. Численный состав групп определяется приказом ректора вуза по представлению кафедры с учетом спортивной квалификации, но не может превышать 15 человек. Студенты спортивного учебного отделения выполняют обязательные требования и нормативы (тесты), установленные для основного отделения, и в те же сроки. Отдельные студенты спортивного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением в

установленные сроки  обязательных зачетных требований и  тестов. В отдельных случаях к занятиям в спортивном отделении могут быть допущены студенты 1 курса, имеющие достаточную спортивную подготовленность в избранном виде спорта, но без освобождения от теоретических и методико-практических занятий.

Количество и  спортивный профиль учебных групп  определяется администрацией вуза и  кафедрой физического воспитания с  учетом материальных и штатных возможностей. Перевод студентов из одного учебного отделения (или учебных групп по видам занятий основного отделения) в другое осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года.

 

 

УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и  внеучебных занятий на протяжении всего  периода обучения в вузе.

Учебные занятия  проводятся в форме:

- теоретических,  практических, контрольных;

- элективных практических  занятий (по выбору);

- индивидуальных  и индивидуально-групповых дополнительных  занятий (консультаций);- самостоятельных  занятий по заданию и под  контролем преподавателя.

Внеучебные занятия  организуются в форме:

- выполнения физических  упражнений и рекреационных мероприятий  в режиме учебного дня;

- занятий в спортивных  клубах, секциях, группах по интересам;

- самодеятельных  занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

- массовых оздоровительных,  физкультурных и спортивных мероприятий.

Взаимосвязь разнообразных  форм учебных и внеучебных занятий  создает условия, обеспечивающие студентам  использование научно обоснованного  объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой  для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного  отношения к физической культуре.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данного реферата выступал анализ физической культуры и спорта как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, и их физического совершенствования. Были реализованы следующие задачи: 
1.Провести отбор литературы по данной тематике. 
2.Рассмотреть актуальность физкультуры в вузах. 
3.Проанализировать оздоровительную физкультуру в вузе. 
4.Выявить влияние занятий физической культурой на здоровье студента. 
             И в заключение необходимо отметить, что физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Деманов  А.В. Краткий курс лекций по  предмету  «Физическая  культура» (методическое пособие). Астрахань 1999 г.

    2. Ильинич  В.И. Студенческий спорт и жизнь.  Москва 1995 г.

    3. Массовая  физическая  культура  в  вузе.  Под  ред.   В.А.Маслякова,

В.С.Матяжова. Москва 1991 г.

Информация о работе Организация физической культуры в ВУЗе