Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:30, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культурной личности современного специалиста, системы воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 6
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 12
КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 15
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 16
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ 18
РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 18
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ 19
Таблица 3. Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий в баллах 20
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 21
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 21
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ 22
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ 23
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 23
УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Третий раздел. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка
Перечень требований
и тестов по каждому разделу, их оценка
в очках разрабатываются
Оценка по разделу определяется по таблице 1 при условии выполнения каждого из запланированных тестов не ниже чем на одно очко.
Семестры |
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
1 |
2,0 |
3,0 |
3,5 |
2 | |||
3 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4 | |||
5 |
3,2 |
3,6 |
4,1 |
6 | |||
7 |
3,5 |
3,8 |
4,2 |
8 |
Согласно приказа Министерства образования РФ от 15.02.2005 года № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» основа контроля физической культуры студентов университета может быть представлена балльно-рейтинговой системой контроля (таблица 4). Она вводится в качестве альтернативы стандартной системе контроля студентов, с целью стимулирования систематической двигательной активности, осознанной самостоятельной работы студентов на протяжении всего периода обучения.
Таблица 4. Пример балльно-рейтинговой системы контроля студентов.
Практические занятия под руководством преподавателя |
2 часа-1,5 балла |
Выполнение обязательных нормативов |
Удовл Хорошо Отлично 5 баллов 10 баллов 15 баллов |
Выполнение упражнений специализации |
5 баллов 10 баллов 15 баллов |
Помощь в судействе соревнований |
1 соревнование- 5 баллов |
Участие в соревнованиях внутри университета |
1 соревнование- 5 баллов |
Набрать баллов: 51-удовлетворительно
65-хорошо
80-отлично
При условии сдачи теоретического раздела на оценку «зачет»
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Условием допуска является выполнение обязательных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже "удовлетворительно"), предусмотренных в течение последнего семестра обучения. Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам Программы. Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен обнаружить:
- понимание роли
физической культуры в
- знание основ
физической культуры и
- мотивационно-ценностное отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается и уровень выполнения студентом практических разделов Программы по общефизической, профессионально прикладной и спортивно-технической подготовке, которые характеризуют личный опыт, и степень овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование способностей и качеств, определяющих психофизическую готовность будущего специалиста, его самоопределение в физической культуре.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ
Государственные органы
управления здравоохранением, предприятия,
учреждения и организации государственной
системы здравоохранения в
- используют физическую
культуру как средство
- осуществляют врачебный
контроль за лицами, занимающимися
физической культурой и
- врачебно-педагогические
наблюдения осуществляются
преподавателями; в
задачи врачебно-педагогического
- создают центры
и пункты оздоровления и
Результаты врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений докладываются и обсуждаются на заседании кафедры и совета вуза в целях разработки мероприятий по совершенствованию учебного процесса. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.
Общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.
За всё время обучения в вузе осуществляется наблюдение за состоянием здоровья студентов, поликлиникой или здравпунктом вуза проводится регулярное медицинское обследование.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента. В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по учебной дисциплине "Физическая культура" не допускаются.
В специальное
учебное отделение зачисляются
студенты, отнесенные по данным
медицинского обследования в
специальную медицинскую
установленные сроки обязательных зачетных требований и тестов. В отдельных случаях к занятиям в спортивном отделении могут быть допущены студенты 1 курса, имеющие достаточную спортивную подготовленность в избранном виде спорта, но без освобождения от теоретических и методико-практических занятий.
Количество и спортивный профиль учебных групп определяется администрацией вуза и кафедрой физического воспитания с учетом материальных и штатных возможностей. Перевод студентов из одного учебного отделения (или учебных групп по видам занятий основного отделения) в другое осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года.
УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.
Учебные занятия проводятся в форме:
- теоретических, практических, контрольных;
- элективных практических занятий (по выбору);
- индивидуальных
и индивидуально-групповых
Внеучебные занятия организуются в форме:
- выполнения физических
упражнений и рекреационных
- занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
- самодеятельных
занятий физическими
- массовых оздоровительных,
физкультурных и спортивных
Взаимосвязь разнообразных
форм учебных и внеучебных занятий
создает условия, обеспечивающие студентам
использование научно обоснованного
объема двигательной активности (не менее
5 часов в неделю), необходимой
для нормального
Целью данного реферата выступал
анализ физической культуры и спорта как
средства сохранения и укрепления здоровья
студентов, и их физического совершенствования.
Были реализованы следующие задачи:
1.Провести отбор литературы по данной
тематике.
2.Рассмотреть актуальность физкультуры
в вузах.
3.Проанализировать оздоровительную физкультуру
в вузе.
4.Выявить влияние занятий физической
культурой на здоровье студента.
И в заключение необходимо отметить, что
физическая культура представляет собой
сложное общественное явление, которое
не ограничено решением задач физического
развития, а выполняет и другие социальные
функции общества в области морали, воспитания,
этики. Она не имеет социальных, профессиональных,
биологических, возрастных, географических
границ. Теория физической культуры исходит
из основных положений теории культуры
и опирается на ее понятия. В то же время
она имеет специфические термины и понятия,
которые отражают ее сущность, цели, задачи,
содержание, а также средства, методы и
руководящие принципы. Главным и наиболее
общим является понятие «физическая культура».
Как вид культуры она в общесоциальном
плане представляет собой обширнейшую
область творческой деятельности по созданию
физической готовности людей к жизни (укрепление
здоровья, развитие физических способностей
и двигательных навыков). В личностном
плане физическая культура - мера и способ
всестороннего физического развития человека.
1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 1999 г.
2. Ильинич
В.И. Студенческий спорт и
3. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А.Маслякова,
В.С.Матяжова. Москва 1991 г.