Основные принципы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:21, контрольная работа

Краткое описание

Принципы системы физического воспитания тесно связаны между собой. Они сохраняют свое значение руководящих положений только в единстве.
Ведущим является принцип связи физического воспитания с практикой жизни. Этот принцип выражает основную закономерность физического воспитания в нашей стране, его значение в подготовке людей к плодотворному труду и защите Родины. В свою очередь он требует самого совершенного по своему содержанию, формам и методикам физического воспитания. Таким может быть только всестороннее физическое воспитание, осуществляемое в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.

Содержание

Введение………………………………………….……………….…………… 3
1. Принципы системы физического воспитания …………………………... 5
1.1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности ……... 6
1.2. Принцип связи физического воспитания с практикой в жизни ……. 8
1.3. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания …………………………………………………………………….
11
2. Реализация принципов в процессе занятия физическими упражнениями в вузах ……………………………………………………….
14
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы……………………………………….. 22

Вложенные файлы: 1 файл

ШАБЛОН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.docx

— 43.20 Кб (Скачать файл)

Врач и педагог обязаны  на основе учета изменений, на основе учета изменений, происходящих в  организме занимающегося под  влиянием физических упражнений, предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий.

В заключении мы можем сделать  вывод, что смысл этого принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования  здоровья человека.

Этот принцип обязывает:

  • определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;
  • планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;
  • обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического

12

контроля в процессе заданий  и соревнований;

  • широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Таким образом, как следует  из вышеперечисленного, основное назначение принципов физического воспитания сводится к следующему:

во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения  задач физического воспитания;

во-вторых, к объединению  общей направленности процесса физического  воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению);

в-третьих, к определению  основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического  воспитания и путей реализации их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

2. Реализация принципов  в процессе занятия физическими  упражнениями в вузах.

 

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они  планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедры физического воспитания. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Эти занятия могут проводиться  во вне учебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Целью физического воспитания в вузах является содействие в  подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

  • воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
  • профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;

 

14

  • воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и  характера труда их предстоящей  профессиональной деятельности.

Одной из главных задач  высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. В  высшем учебном заведении общее  руководство физическим воспитанием  и спортивно-массовой работой среди  студентов, а также организация  наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными  подразделениями и общественными  организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и  проведение учебно-воспитательного  процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным  планом и государственной программы  возложена на кафедру физического  воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно  с кафедрой и общественными организациями.

Медицинское обследование и  наблюдение за состоянием здоровья студентов  в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия  направлены на широкое привлечение  студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и  спортом, на укрепление здоровья, совершенствование  физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное  от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях,

15

во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах.

Программное построение курса  физического воспитания Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание». Учебный материал программы предусматривает  решение задач физического воспитания студентов. Он состоит из теоретического и практического разделов. Содержание теоретического раздела программы  предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические  знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной  литературы.

Основным принципом при  определении содержания в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному  процессу. Его сущность заключается  в том, что учебный материал формируется  для каждого учебного отделения  с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов. Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания. Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы. Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три  учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования  и специальное. Каждое отделение  имеет особенности комплектования специфические задачи. Основой для  решения 

16

этих задач служит система  организационных форм и методов  обучения.

Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования  различных видов и форм учебной  работы.

Первым критерием распределения  студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских  групп: основную, подготовительную или  специальную.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической  подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической  подготовленности по контрольным упражнениям  и нормативам программы по физическому  воспитанию.

В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности, к основной и подготовительной медицинским группам.

Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с  учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение  техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов  и систем,

17

 повышение работоспособности  организма. 

Большое значение в учебных  занятиях этого отделения имеет  реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и  постепенное её повышение. Несмотря на оздоровительно-восстановительную  направленность занятий в специальном  отделении, они не должны сводиться  только к лечебным целям. Учебные  группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического  воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного  учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние  здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача  и решения кафедры по окончании  учебного года (или семестра) переводятся  в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в  результате болезни или других объективных  причин наблюдается ухудшение состояния  здоровья, то студенты переводятся  в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

В процессе прохождения курса  физического воспитания каждый студент  обязан:

  • систематически посещать занятия по физическому воспитанию в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
  • повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;
  • выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;
  • соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
  • регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом,

 

18

используя консультации преподавателя;

  • активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
  • проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;
  • иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Заключение

 

Принципы системы физического  воспитания тесно связаны между  собой. Они сохраняют свое значение руководящих положений только в  единстве.

Ведущим является принцип  связи физического воспитания с  практикой жизни. Этот принцип выражает основную закономерность физического  воспитания в нашей стране, его  значение в подготовке людей к  плодотворному труду и защите Родины. В свою очередь он требует  самого совершенного по своему содержанию, формам и методикам физического  воспитания. Таким может быть только всестороннее физическое воспитание, осуществляемое в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.

Принцип всестороннего развития личности в системе физического  воспитания выражает одну из главных  потребностей физического образования - необходимость формирования людей с всесторонне развитыми физическими и духовными способностями. Такие люди играют решающую роль в укреплении экономической и оборонной мощи нашей страны.

Среди факторов, от которых  зависит успешная реализация всестороннего  развития способностей в сфере материального  и духовного производства, первостепенная роль принадлежит здоровью человека. Поэтому первые два принципа могут  быть по-настоящему реализованы только в том случае, если при осуществлении  физического воспитания всегда в  центре будут интересы здоровья занимающихся.

Следовательно, физическое воспитание лишь тогда сохранит свое содержание как часть системы  воспитания, когда педагогический процесс  будет опираться на все три  указанных принципа.

20

Нарушение хотя бы одного из них неизбежно приведет не только к простому невыполнению какой-либо одной из педагогических задач, но к  нарушению воспитательной системы  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Список использованной литературы

 

1. Коц Я. М., Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 2001.Физическое воспитание: Учебник для студентов Вузов. М.: Высшая школа, 2003 –182 с.

2. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. "Энциклопедия физической подготовки", 2001. Учебник для вузов по физической подготовке. Издание – 4, Владос, 2005 – 357 с.

3. Дубровский В. И., Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник для студентов медицинских Вузов.  М.: МИА, 2006 – 598 с.

Информация о работе Основные принципы физического воспитания