ВВЕДЕНИЕ
Данная контрольная
работа посвящена анализу биосоциальной
проблемы развития феномена физической
культуры. Физическая культура является
частью культуры общества, ее
место в системе явлений культуры
огромно. Она имеет исторический
характер.
В то же время
физическая культура базируется
на биологической сущности организма
человека.
Для современного
социума характерно понимание
общественной и личной ценности
феноменов физической культуры
и спорта, важнейшую часть составляющих
общей культуры общества. Сегодня
нельзя найти ни одной сферы
человеческой деятельности, не связанной
с физической культурой и спортом.
Интенсивно развиваются процессы
интеграции физической культуры
и спорта в экономику, культуру,
здравоохранение, религию, экологию
и другие виды социальной жизни.
В то же время с переходом
страны на новое политическое
устройство, в результате которого
произошло резкое расслоение
населения по уровню доходов,
функционирование физической культуры
значительно изменяется.
Цель контрольной
работы - рассмотреть социально-биологические
основы физической культуры
9. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ
К УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Основное средство
физической культуры - физические
упражнения. Существует физиологическая
классификация упражнений, в которой
вся многообразная мышечная деятельность
объединена в отдельные группы
упражнений по физиологическим
признакам.
Устойчивость
организма к неблагоприятным
факторам зависит от врожденных
и приобретенных свойств. Она
весьма подвижна и поддается
тренировке как средствами мышечных
нагрузок, так и различными внешними
воздействиями (температурными колебаниями,
недостатком или избытком кислорода,
углекислого газа). Отмечено, например,
что физическая тренировка путем
совершенствования физиологических механизмов
повышает устойчивость к перегреванию,
переохлаждению, гипоксии, действию некоторых
токсических веществ, снижает заболеваемость
и повышает работоспособность.
У людей, которые
систематически и активно занимаются
физическими упражнениями, повышается
психическая, умственная и эмоциональная
устойчивость при выполнении
напряженной умственной или физической
деятельности.
К числу основных
физических (или двигательных) качеств,
обеспечивающих высокий уровень
физической работоспособности человека,
относят силу, быстроту и выносливость,
которые проявляются в определенных
соотношениях в зависимости от
условий выполнения той или
иной двигательной деятельности,
ее характера, специфики, продолжительности,
мощности и интенсивности. К
названным физическим качествам
следует добавить гибкость и
ловкость, которые во многом определяют
успешность выполнения некоторых
видов физических упражнений.
Значительная
группа физических упражнений
выполняется в строго постоянных
(стандартных) условиях как на
тренировках, так и на соревнованиях;
двигательные акты при этом
производятся в определенной
последовательности. В рамках определенной
стандартности движений и условий
их выполнения совершенствуется
выполнение конкретных движений
с проявлением силы, быстроты, выносливости,
высокой концентрации при их
выполнении.
Есть также
большая группа физических упражнений,
особенность которых в нестандартности,
непостоянстве условий их выполнения
в меняющейся ситуации, требующей
мгновенной двигательной реакции
(единоборства, спортивные игры).
Две большие
группы физических упражнений, связанные
со стандартностью или нестандартностью
движений, в свою очередь, делятся
на упражнения (движения) циклического
характера (ходьба, бег, плавание,
гребля, передвижения на коньках,
лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения
ациклического характера (упражнения
без обязательной слитной повторяемости
определенных циклов, имеющих четко
выраженные начало и завершение
движения: прыжки, метания, гимнастические
и акробатические элементы, поднимание
тяжестей). Общее для движений
циклического характера состоит
в том, что все они представляют
работу постоянной и переменной
мощности с различной продолжительностью.
Многообразный
характер движений не всегда
позволяет точно определить мощность
выполненной работы (т.е. количество
работы в единицу времени, связанное
с силой мышечных сокращений,
их частотой и амплитудой), в
таких случаях используется термин
"интенсивность". Предельная продолжительность
работы зависит от ее мощности,
интенсивности и объема, а характер
выполнения работы связан с процессом
утомления в организме. Если мощность
работы велика, то длительность ее мала
вследствие быстро наступающего утомления,
и наоборот. При работе циклического характера
спортивные физиологи различают зону
максимальной мощности (продолжительность
работы не превышает 20-30 с, причем утомление
и снижение работоспособности большей
частью наступает уже через 10-15с); субмаксимальной
(от 20-30с до 3-5 мин); большой (от 3-5 до 30-50
мин) и умеренной (продолжительность 50
мин и более).
Ациклические
движения не обладают слитной
повторяемостью циклов и представляют
собою стереотипно следующие
фазы движений с четким завершением.
Чтобы выполнить их, необходимо
проявить силу, быстроту, высокую
координацию движений (движения
силового и скоростно-силового
характера). Успешность выполнения
этих упражнений связана с
проявлением либо максимальной
силы, либо скорости, либо сочетания
того и другого и зависит
от необходимого уровня функциональной
готовности систем организма
в целом.
К средствам
физической культуры относятся
не только физические упражнения,
но и оздоровительные силы
природы (солнце, воздух и вода),
гигиенические факторы (режим
труда, сна, питания, санитарно-гигиенические
условия). Использование оздоровительных
сил природы способствует укреплению
и активизации защитных сил
организма, стимулирует обмен
веществ и деятельность физиологических
систем и отдельных органов.
Чтобы повысить уровень физической
и умственной работоспособности,
необходимо бывать на свежем
воздухе, отказаться от вредных
привычек, проявлять двигательную
активность, заниматься закаливанием.
Систематические
занятия физическими упражнениями
в условиях напряженной учебной
деятельности снимают нервно-психические
напряжения, а систематическая мышечная
деятельность повышает психическую,
умственную и эмоциональную устойчивость
организма при напряженной учебной
работе.
Библиография
1. Анатомия человека.
Учебник для институтов физической
культуры. Под ред. В.И. Козлова.
- М.: ФиС, 1978.
2. Анищенко В.С.
Физическая культура: Методико-практические
занятия студентов: Учеб. пособие.
- М.: Изд-во РУДН, 1999.
3. Аулик И.В. Как
определить тренированность спортсмена.
- М.: ФиС, 1977. - 102 с.
4. Бальсевич В.А.,Запорожанов
В.А. Физическая активность человека.
- Киев: Здоровье, 1987.
5. Богданов В.М.
Методические и практические
основы физического воспитания
студентов: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений.
- Самара: СГАУ, 1998. - 111 с.
6. Богданов В.М., Пономарев
В.С., Соловов А.В. Физическая культура
на расстоянии // Высшее образование
в России, N 4, 2001. - с.121-124.
7. Виленский М.Я.,
Ильинич В.И. Физическая культура
работников умственного труда. -
М.: Знание, 1987.
8. Виноградов П.А.,
Савин В.А. Спорт в мире информации
// Теория и практика физической
культуры, 1997, N 10. - с. 59-62.
9. Дильман В.Д.
Большие биологические часы. - М.:
Знание, 1982.
10. Дударев И.Л., Путивльский
И.И. Тренируйся сам. - Киев: Здоровье,
1986
Физи́ческая культу́ра
— сфера социальной деятельности,
направленная на сохранение и укрепление
здоровья, развитие психофизических
способностей человека в процессе осознанной
двигательной активности. Физи́ческая
культу́ра — часть культуры, представляющая
собой совокупность ценностей, норм
и знаний, создаваемых и используемых
обществом в целях физического
и интеллектуального развития способностей
человека, совершенствования его
двигательной активности и формирования
здорового образа жизни, социальной
адаптации путем физического
воспитания, физической подготовки и
физического развития (в соответствии
с Федеральным законом Российской
Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской
Федерации»).
Основными показателями
состояния физической культуры в
обществе являются:
уровень здоровья и
физического развития людей;
степень использования
физической культуры в сфере воспитания
и образования, в производстве и
быту.
Бронзовый призёр
Олимпиады 2006 года Екатерина Лобышева
в действии.
Общие сведения
Термин «физическая
культура» появился в конце XIX века
в Англии в период бурного становления
современного спорта, но не нашел широкого
употребления на Западе и со временем
практически исчез из обихода. В
России, напротив, войдя в употребление
с начала XX века, после революции
1917 года термин «физическая культура»
получил свое признание во всех высоких
советских инстанциях и прочно вошел
в научный и практический лексикон.
В 1918 году в Москве был открыт институт
физической культуры, в 1919 году Всеобуч
провел съезд по физической культуре,
с 1922 года выходил журнал «Физическая
культура», а с 1925 года и по настоящее время
— журнал «Теория и практика физической
культуры».
Уже само наименование
«физическая культура» называет
что-то очень важное. Физическая культура
является частью общей культуры человечества
и вобрала в себя не только многовековой
ценный опыт подготовки человека к
жизни, освоения, развития и управления
во благо человека заложенными в
него природой физическими и психическими
способностями, но, что не менее важно,
и опыт утверждения и закалки
проявляющихся в процессе физкультурной
деятельности моральных, нравственных
начал человека. Таким образом, в
физической культуре, вопреки её дословному
смыслу, находят свое отражение достижения
людей в совершенствовании своих
как физических, так и в значительной
мере психических и нравственных
качеств. Уровень развития этих качеств,
а также личные знания, умения и
навыки по их совершенствованию составляют
личностные ценности физической культуры
и определяют физическую культуру личности
как одну из граней общей культуры
человека Социальные и биологические
основы физической культуры.
На сегодняшний
день рядом теоретиков оспаривается
целесообразность использования термина
«физическая культура». Одним из
аргументов «против» является то, что
в большинстве стран мира данный
термин вообще отсутствует в научном
лексиконе. Исключение составляют лишь
страны восточной Европы, в которых
развитие физической культуры и спорта
более полувека велось по образу и
подобию советской системы. В
связи с этим, ведущими российскими
учеными-теоретиками спорта высказываются
подчас полярные мнения по поводу дальнейшего
использования в науке понятия
«физическая культура»: так, А. Г. Егоров
полагает, что этот термин следует
полностью заменить на принятое во
всем мире понятие «спорт», в то время
как Л. И. Лубышева считает научное
определение физической культуры «шагом
вперед» по сравнению с западной
спортивной наукой
По мнению А. А. Исаева,
вполне логично рассматривать физическую
культуру как цель, а спорт как
средство её достижения. Именно по этой
причине широкое распространение
приобретает дефиниция «спорт для
всех», отражаемая все более предметно
на международном уровне — в документах
ЮНЕСКО, Совета Европы, МОК. «Спорт для
всех» ставит физическую культуру на
её законное место качественной характеристики,
впитывая некогда принадлежавший ей
деятельностные составляющие. Теоретики
физической культуры советской школы,
писал А. А. Исаев, активно сопротивляются
процессу трансформации значения физической
культуры, продиктованного изменением
социально-политических доминант в
развитии современной России. Данное
обстоятельство, влияя на управленческие
решения, заметно тормозит выработку
адекватной переменам в обществе
спортивной политики России. Такой
подход является ключом к разрешению
методологических противоречий, связанных
с определением понятий «физическая
культура» и «спорт»Содержание
[убрать]
1 Средства физической
культуры
2 Составные части
физической культуры
2.1 Массовая физическая
культура
2.2 Физическая рекреация
2.3 Лечебная физическая
культура
2.4 Спорт
2.5 Адаптивная физическая
культура
2.6 Физическое воспитание
3 Христианство о
физкультуре
4 Литература
5 См. также
6 Примечания
[править]
Средства физической
культуры