Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 14:39, контрольная работа
Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Введение 2
1.Спортивно-техническая подготовка 3
2.Спортивно-тактическая подготовка 11
3.Физическая подготовка 16
4.Психическая подготовка 18
Заключение 22
Список литературы 23.
воспитание тактического мышления. В качестве практического раздела содержания спортивной тренировки тактическая подготовка наиболее полно представлена на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и на этапах между основными соревнованиями.
На этапе непосредственной подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки должна обеспечивать в первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в данном состязании. Цель моделирования при этом — апробировать выработанный тактический замысел и план в условиях, как можно больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.
В современном
спорте, когда встречаются равные
по силам соперники и часто
победитель определяется с минимальным
преимуществом,
тактические умения спортсменов становятся
особенно актуальными. В спортивных играх
и единоборствах, где существует непосредственный
контакт между соперниками, тактическое
мастерство имеет решающее значение для
победы.
Возможность опережать противника в его
решениях и действиях находится в прямой
зависимости от точности оценки ожидаемой
и возникающей ситуации. Такая оценка
осуществляется на основе анализа многих
факторов: условий соревнования, уровня
подготовленности соперников, смысловой
направленности борьбы, лимита времени
и других. Умение спортсмена выделять
в поступающей информации принципиально
важные моменты позволяет ему успешно
прогнозировать дальнейшее развитие событий
и тем самым находить правильные тактические
решения.
Анализ соревновательных взаимодействий
неизменно приводит к необходимости моделирования
спортсменом поведения соперника и различных
вариантов развития событий. Актуальность
такого моделирования в тактической деятельности
спортсменов подчеркивается многими специалистами.
Деятельность спортсмена в соревновательной
ситуации определяется его мысленным
отображением предполагаемого поведения
противника.
Тактическое поведение спортсменов в
единоборствах и спортивных играх базируется
на аналогичной интеллектуальной деятельности,
что обусловлено общими особенностями
соревнования: активно противодействующий
соперник, лимит времени на принятие решения,
рефлективность мышления и другие. Это
позволяет рассматривать многие психические
процессы как универсальные механизмы
тактического поведения в единоборствах
и спортивных играх. Результат интеллектуальной
деятельности - это принятое спортсменом
решение, которое практически реализуется
в его действиях.
Анализ литературных источников показал
ведущую роль процесса принятия решения
в тактической деятельности спортсменов.
Этот процесс осуществляется на двух уровнях:
сенсорно-перцептивном и прогностическом.
Для моделирования ситуаций принятия
решения в зависимости от степени абстрагирования
условий используют специфическую и неспецифическую
формы. Переход от сенсорно-перцептивного
уровня к прогностическому осуществляется
при помощи неспецифической формы.
Моделирование ситуаций принятия решения
Сенсоpно-пеpцептивный уровень
Пpогностический уровень
Специфическая фоpма
Неспецифическая фоpма
Неспецифическая фоpма
Специфическая фоpма
Тpенажеpы, мишени, манекены
Сенсомотоpные pеагирования на абстpактный
раздражитель
Логические задачи, вероятностный прогноз,
рефлексивные игры
Прогнозирование событий на базе опыта
и анализа текущей ситуации.
Специфическую форму сенсорно-перцептивного
уровня отличает стремление к максимальному
сходству с реальностью, учет и реализация
в модели как можно большего количества
факторов, составляющих соревновательную
ситуацию. При этом используются различные
макеты, способные выполнять определенные
действия, имитирующие поведение реального
соперника. Главной задачей таких макетов
является неожиданное для спортсмена
изменение ситуации, требующее принятия
решения в экстремальных усло-виях. Возможности
моделирования на этом уровне детерминируются
технической сложностью используемых
устройств, которая, в свою очередь, обусловлена
потребностью в таком устройстве на разных
этапах подготовки.
При неспецифической форме моделирования
ситуаций принятия решения на сенсорно-перцептивном
уровне создаются условия для проявления
особенностей простого и сложного реагирования,
перцептивной и рецепторной антиципации.
Но в процессе моделирования необходимо
учитывать основные особенности моделируемой
деятельности, например: появление объекта
или изменение его, равномерное или ускоренное
движение, последовательное или дискретное
предъявление и т.п.
Проявления интеллектуальной деятельности
человека очень разнообразны и многогранны,
поэтому выделение отдельных качеств,
обусловливающих принятие решения в тактических
взаимодействиях, имеет большое значение.
Как указывают многие специалисты, для
единоборств и спортивных игр наиболее
актуальными являются оперативное мышление,
устойчивость и переключение внимания,
способность к вероятностному прогнозу
и рефлексии.
Физическая подготовка.
Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.
Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.
Соотношение средств и методов
ОФП и СФП зависит от индивидуальных
особенностей спортсмена, его спортивного
стажа, периода тренировок и решаемых
задач.
Принцип единства основывается на том,
что приспособительные реакции организма
на нагрузки носят избирательный характер
и не могут обеспечить развитие всех необходимых
для показа высокого спортивного результата
качеств. Каждое качество в зависимости
от биологической структуры используемых
движений, от интенсивности нагрузки развивается
специфически. Отклонение в ту или иную
сторону при использовании либо специфических
средств, либо общеразвивающих физических
упражнений, не дает необходимого эффекта.
Уровень развития физических качеств
неодинаков у представителей различных
видов спорта.
Единственно правильное решение вопроса
об использовании общей и специальной
физической подготовки состоит в их разумном
сочетании на разных этапах учебно-тренировочного
процесса.
На начальном этапе подготовки должна
преобладать базовая ОФП независимо от
вида спорта Использование средств ОФП
для разносторонней подготовки необходима
и спортсменам высокого класса В разных
видах спорта для ОФП используются различные
средства, специфические для данного вида
спорта. Но при этом нельзя впадать в другую
дойность — использовать преимущественно
специализированные упражнения, тем более
одни и те же. Это эмоционально обедняет
процесс подготовки и, во-вторых, организм
адаптируется к ним — результат — неэффективность
тренировочного процесса.
Психическая подготовка
Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).
Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.
Общая подготовка решается двумя путями:
Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта.
В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки — реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.
Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация (по А. В. Родионову, 1995).
По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на:
По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы :
1) психолого-педагогические (убеждающие,
направляющие, двига
тельные, поведенческо-организующие,
социально-организующие,
. комбинированные);
По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:
По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:
По времени применения эти средства и методы делятся на:
По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участ ников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).
На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.
Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.
Коррегирующие средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целепо-лагания, прием «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).
Релаксирующие средства направлены да снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можноназвать варианты пси-хорегулируюшей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий пассаж.
Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использование слова — важнейшее средство психической подготовки.
Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.
Значительный раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции, По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки), Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.