Основные требования к организации здорового образа жизни. Методические принципы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Health promotion (укрепление здоровья).
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1.Основные требования к организации здорового образа жизни……………..….4
2.Методические принципы физического воспитания……………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….15

Вложенные файлы: 1 файл

титульный лист.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное  образовательное  учреждение

 высшего  профессионального образования

 «Российский  государственный профессионально-педагогический  университет» 

филиал  в г. Первоуральске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  дисциплине «Физическая культура» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

СОДЕРЖАНИЕ

Задание №7

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

1.Основные требования  к организации здорового образа  жизни……………..….4

2.Методические  принципы физического воспитания……………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Здоровый  образ жизни  — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Health promotion (укрепление здоровья).

     Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено.

     Здоровый  образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности  человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

     Актуальность  здорового образа жизни вызвана  возрастанием и изменением характера  нагрузок на организм человека в связи  с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

     Понятие методики в педагогической теории и  практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих в целом путь реализации образовательных или воспитательных задач. Методика базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания.

     Действенность любого педагогического средства зависит  во многом от метода его применения. Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств, причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности.

     Обучая  в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы  сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые  двигательные умения, навыки и связанные  с ними знания.

     1. Основные требования к организации здорового образа жизни

     К основным составляющим здорового образа жизни относят:

     1. режим труда и отдыха;

     2. организацию сна;

    3. режим питания;

    4. организацию двигательной активности;

    5. выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

    6. профилактику вредных привычек;

    7. культуру межличностного общения;

    8. психофизическую регуляцию организма;

Режим труда и отдыха

     Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

     Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению  важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей  адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Организация сна

     Сон - обязательная и наиболее полноценная  форма ежедневного отдыха. Для  студента необходимо считать обычной  нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Организация режима питания

     Культура  питания играет значительную роль в  формировании здорового образа жизни  студентов. Каждый студент может  и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами - белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

     Важным  аспектом культуры питания является режим питания, и распределение  калорийности пищи в течение суток.

     К режиму питания следует подходить  строго индивидуально.

Организация двигательной активности

     Один  из обязательных факторов здорового образа жизни студентов - систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином "двигательная активность".

     У большого числа людей, занятых в  сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача - определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.

     Важный  фактор оптимизации двигательной активности - самостоятельные занятия студентов  физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий - свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.

Личная  гигиена и закаливание

     Знание  правил и требований личной гигиены  обязательно для каждого культурного  человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4--5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый Душ и менять нательное белье.

     Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением  в соответствии с условиями и  деятельностью, в которых она  используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.

     Закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма  или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2 -5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

     Закаливание воздухом. Воздух влияет на организм своей температурой, влажностью и скоростью движения. Дозировка воздушных ванн осуществляется или постепенным снижением температуры воздуха, или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре.

     Закаливание солнцем. Солнечные ванны. Каждый вид солнечных лучей оказывает специфическое действие на организм. Световые лучи усиливают протекание биохимических процессов в организме, повышают его иммунобиологическую реактивность. Инфракрасные лучи оказывают тепловое воздействие, ультрафиолетовые имеют бактерицидные свойства, под их влиянием образуется пигмент меланин, в результате чего кожа приобретает смуглый цвет - загар, предохраняющий организм от избыточной солнечной радиации и ожогов.

     Закаливание водой - мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха.

Профилактика  вредных привычек

     Здоровый  образ жизни несовместим с  вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска  многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

     Алкоголь - это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для  данной группы веществ особенностями. Продолжительное и систематическое  употребление алкоголя раздражающе  действует на проводящую систему  сердца, а также нарушает нормальный процесс обмена веществ. Страдают также органы пищеварения.

     Курение - одна из самых вредных привычек. Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению  слизистых оболочек дыхательных  путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.

     К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.

Культура  межличностного общения

     Общение, эффективность которого определяется, развитостью коммуникативной культуры его участников, ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении.

     Коммуникативная культура предполагает наличие таких  социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий  умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим.

     Развитию  коммуникативной культуры, бесспорно, содействует разнообразная и  разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными  межличностными контактами гуманистического характера.

Информация о работе Основные требования к организации здорового образа жизни. Методические принципы физического воспитания