Основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи: на основе анализа научно методической литературы определить основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике.
1.1 Функции физической культуры…………………………………………........4
1.2 Основные средства и методы физического воспитания……………......….10
1.3 Дифференцированный подход к учащимся при обучении и воспитании физической культурой ……...…………………………………………................13
1.4 Реализации основных функций физической культуры физкультурной практике……………………………………………………………………………14
1.4.1 Дозирование нагрузки……...………………………………………………17

1.4.2 Самостоятельные занятия учащихся………………………………………19
1.5 Основа основ - желание учиться….………………………………………….20
1.6 Внеклассная работа по физическому воспитанию………………………....22
Выводы…………………………………………………………………………….24
Библиография……………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

готова.docx

— 70.28 Кб (Скачать файл)

Физическая  подготовка старшеклассников увязывается  с их занятиями производительным трудом. В зависимости от характера  профессии (строительных, механизаторских, конвейерных, станочных, монтажных, слесарных) юноши и девушки выполняют специфические упражнения.

Таким образом, на уроках происходит постепенное нарастание сложности как самих видов  физкультурно-спортивной деятельности, так и упражнений внутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разработаны требования к учащимся, учебные нормативы по усвоению навыков, развитию двигательных качеств. Педагогам рекомендуется строго учитывать физические и моральные возможности каждого школьника, осуществлять продуманный, дифференцированный подход в процессе физического развития детей, формирования у них умений и навыков самостоятельных занятий физкультурой в домашних условиях.

Третья часть  комплексной  программы посвящена  внеклассным формам занятий физической культурой и спортом. Для начальных классов предлагается создание групп общей физической подготовки, кружков физической культуры по гимнастике, плаванию, настольному теннису, конькам, бадминтону. В V—VI классах занятия групп общефизической подготовки становятся более разнообразными, физкультурные кружки уступают место спортивным секциям по гимнастике, легкой атлетике и игровым видам спорта: баскетболу, футболу, хоккею. Подростки VII—VIII классов могут продолжать посещение группы общей физической подготовки; в секциях осваивать технику по отдельным видам спорта; участвовать в лыжных гонках, туристских походах. Юноши и девушки IX—XI классов также занимаются в группах общей подготовки, совершенствуют свое мастерство в спортивных секциях, овладевают военно-прикладными специальностями. (5, 6)

Четвертая часть комплексной программы включает в себя общешкольные, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В школах проводятся ежемесячные дни здоровья и спорта. Это направлено на достижение всеобщности физического воспитания детей во внеклассной работе.

К комплексной  программе тесно примыкает работа по физическому воспитанию детей, проводимая общественными организациями, спортивными обществами, объединениями при клубах, во дворцах, домах школьников, в специализированных спортивных школах. Для школьников организуются летние спортивные лагеря, туристские походы и экспедиции. Многие учащиеся участвуют в военизированных мероприятиях, связанных с ними марш-бросках, маневрах, соревнованиях. Значительный вклад в организацию физического воспитания детей вносят средства массовой информации — телевидение, печать. В массовых специальных и популярных изданиях публикуются комплексы упражнений, описание спортивных игр, маршруты походов под руководством опытных спортсменов-инструкторов. Физкультурные и спортивные занятия детей в секциях спортобществ, в ДЮСШ, специализированных спортивных школах вводят часть ребят в большой спорт. Важно, чтобы спортивные увлечения школьников развивались на фоне широких общественных интересов, не замыкали детей в узкий и ограниченный круг проблем спортивного профессионализма.

Физическое  воспитание учащихся неразрывно связано со всеми другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решениям экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку, быстро приобрести умение и навык. Физкультурные занятия формируют у детей добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Школьники развивают в себе способность эстетического восприятия красоты человеческого ума и тела, проявляющиеся в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое воспитание — неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности.

К критериям  физической воспитанности относятся соответствующие   возрастным   возможностям   детей   показатели   физического развития: двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях. О физической развитости ярко свидетельствуют закаленность организма, здоровье, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх. Показателями    физической   воспитанности,    нравственно-физической культуры  являются:  систематическая   физзарядка   и  тщательное соблюдение личной гигиены; четкая организация труда и отдыха,  полезное для тела и духа проведение свободного времени, последовательное проявление нравственной принципиальности и нетерпимости к злу; развитая способность эстетического наслаждения содержанием и формой прекрасного в физической деятельности человека.

 

 

 

1.2  Основные средства и методы физического воспитания

 

          Формирование у учащихся основных функций физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: 1) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; 2) режим питания, труда и отдыха; 3) утренняя гимнастика; 4) уроки физкультуры; 5) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

Однако  эффективность всех этих средств определяется двумя условиями: с одной стороны, комплексным их использованием, а с другой — применением всего разнообразия методов физического воспитания. Какие же из этих методов являются наиболее существенными?

В процессе формирования основных функций физической культуры и физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диапазон применения физических упражнений (тренировки) исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состязаниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражнениями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.п. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и в туристических походах — это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.

Однако эффективность  физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения, учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укреплении и совершенствовании своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание, как уже отмечалось, не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоровья, оно охватывает также формирование у учащихся потребности в повышении своей физической культуры в целом и разумного отношения к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в формировании основных функций физической культуры учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются, прежде всего, в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Примеры из жизни выдающихся людей, известных спортсменов, а также лучших учащихся и самих учителей служат предметом подражания для школьников в процессе занятий физической культурой.

Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и  лекций на спортивные темы, а также  в процессе индивидуальной разъяснительной  работы с учащимися по вопросам физического  воспитания.

Один из основных — метод объяснения (словесный). Он применяется на всех этапах обучения. Объяснение должно быть понятным ученикам во всех деталях. Излагать материал надо четко и кратко, останавливаясь главным образом на ключевых вопросах, связывая их между собой. В период начального обучения объяснять надо так, чтобы ученики поняли, как надо выполнять тот или иной элемент движения, в период же углубленного разучивания — почему именно так, а не иначе.

Самые простые  упражнения можно выполнять без  объяснений: более сложные требуют объяснения и показа «с листа». Показ изучаемых движений — сначала в целом, потом по частям (расчленено) и опять в целом — желательно дополнять демонстрацией иллюстративных материалов — рисунков, слайдов.

Сложные упражнения можно разделять  на части. При изучении таких упражнений используют подготовительные упражнения. Одни из них имитируют форму движений разучиваемой части упражнения, другие — характер усилий, третьи — и то, и другое в совокупности. Например, при изучении прыжка в высоту перешагиванием для ознакомления с движением маха ногой учащийся становится боком к наклоненной под углом планке и несколько раз повторяет такое упражнение: делает шаг вперед толчковой ногой, затем сильный мах другой, переносит маховую ногу через планку и переносит на нее массу тела. Чтобы прочувствовать характер усилий отталкивания, учащийся резко выпрыгивает вверх, стараясь коснуться вытянутой вверх рукой подвешенного мяча (баскетбольной корзины). Чтобы овладеть сочетанием отталкивания и маха другой ногой, учащийся выполняет эти движения с небольшого разбега, приземляясь на горку матов (высотой на уровне пояса). Однако, применяя метод расчлененного упражнения, не следует излишне дробить изучаемое двигательное действие. Следует расчленять движение на такие элементы, которые школьник может выполнить достаточно правильно уже с нескольких попыток. Желательно, чтобы конечное положение одного элемента служило началом другого. Два-три освоенных элемента соединяют в связку. Во всех элементах стараются четко зафиксировать подготовительную, основную и заключительную фазы положения тела.

Основную  фазу движений не всегда можно разделить  на части. Этого, например, нельзя сделать  в движениях с безопорным положением (в прыжках в длину и высоту). При разучивании таких положений просто переключают внимание школьника последовательно с одного момента движения на другой, например, в прыжке в высоту перешагиванием — на перенесение через планку маховой ноги, на положение туловища, на положение рук, на перенос толчковой ноги.

В процессе закрепления навыка нужно обращать внимание на устранение лишних движений, мешающих освоению рациональной техники, на уменьшение напряженности, перемещение внимания школьника с процесса овладения техникой на количественный результат.

Учитель должен контролировать процесс овладения  учащимися двигательным навыком от начала до конца. Прежде всего, он оценивает готовность учащихся к началу обучения с помощью тестов, контрольных упражнений на технику исполнения. Затем контролируют ход освоения навыка, и если ученик допускает серьезную ошибку, то сразу же проводит более подробный инструктаж или применяет корригирующее упражнение. Овладению пространственными и. временными параметрами, движений помогает использование ориентиров — флажков, отметок на полу, отбивания ритма хлопками и т. п.

Идеомоторный  метод (продумывание, проговаривание) применяют в фазе овладения схемой движения, а также при отработке ритма (мысленный подсчет). На этапе углубленного разучивания движений стараются посредством проговаривания сосредоточить внимание на наиболее важных моментах выполнения движений, произнося вслух или про себя: «Плечи!», «Вход!», «И... раз!» и т. п.

Большое значение имеет организация своевременной  помощи в выполнении движений.

Для освоения ритма движений учитель  сначала воспроизводит его сам, говоря быстро или протяжно: «Раз.,, два... три...». Затем предлагает учащимся вслух повторить этот ритм, а потом уже во время выполнения упражнения и про себя.

В процессе разучивания учащиеся должны освоить  и правильно употреблять спортивную терминологию: техника движений; параметры движений — пространственные, временные, силовые; перемещения линейные и угловые (в суставах), траектория, форма и направление, размах (амплитуда) движения; период, фаза, момент движения; длительность, темп; ритм; скорость, ускорение; масса, сила (интенсивность), количество движения, мощность. Если некоторые понятия школьникам еще не знакомы, то учитель в доступной форме объясняет их значение.

Изученные движения требуют повторения (подкрепления навыка), бег, прыжки, метание, лазанье, передвижение на лыжах постоянно используются во всех классах для развития двигательных качеств школьников. Под контролем учителя техника выполнения этих движений постоянно совершенствуется.

Начальное обучение движениям принято проводить  после общеразвивающих упражнений, служащих одновременно разминкой для создания оптимального уровня физического и эмоционального возбуждения организма к предстоящей работе. Если этот уровень выше или ниже пределов (порогов) оптимального функционирования центральной нервной системы и двигательного аппарата, эффективность обучения снижается. Строго определенных границ нет, но условно можно считать, что оптимальные условия для разучивания упражнений создаются после 10—15 мин проведения общеразвивающих упражнений при частоте сердцебиений примерно 130—160 уд/мин.

Важное стимулирующее  значение в физическом воспитании имеют  методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

 

 

 

1.3  Дифференцированный подход к учащимся при обучении и воспитании физической культурой

 

 В каждом классе в начале года, как у мальчиков, так и у девочек составляются группы (отделения). На самых первых занятиях можно сохранить состав отделений прошлого года, но как только закончится тестирование, состав групп уточняют. Рекомендуется комплектовать не более двух-трех групп мальчиков и девочек, иначе группы будут слишком малочисленными и их придется объединять. Лучше ограничиться двумя группами, но обязательно взять на отдельный учет как наименее, так и наиболее подготовленных учеников. Например, это могут быть, с одной стороны, школьники, длительное время пропускавшие занятия по болезни, а с другой, хорошие спортсмены. Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются в составе отделений и тоже берутся на индивидуальный учет. В ходе занятий учитель подбирает упражнения и дозирует нагрузки с учетом состояния здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств) школьников. Принимаются во внимание также особенности высшей нервной деятельности (в том числе темперамента), интересы и способности каждого ученика. (8)

Информация о работе Основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике