Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 09:48, реферат

Краткое описание

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали.

Содержание

Введение 2
1. Основы здорового образа жизни студента. Физическая
культура в обеспечении здоровья. 3
1.1 Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 3
1.2 Влияние окружающей среды, наследственности на здоровье
человека. 4
1.3 Влияние культурного развития личности на отношении к самому себе. 4
1.4 Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности. 5
2. Социально-биологические основы физической культуры. 9
2.1 Организм как единая саморазвивающаяся и
саморегулирующаяся биологическая система. 9
2.2 Природные социально-экологические факторы и их воздействие
на организм. 10
3. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной
деятельности. Средства физической культуры в регулировании
работоспособности. 11
3.1 Основные понятия. 11
3.2 Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения. 12
3.3 Работоспособность в умственном труде и влияние на нее
внешних и внутренних факторов. 13
3.4 Средства физической культуры в регулировании умственной
работоспособности, психоэмоционального и функционального
состояния студентов. 16
4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического
воспитания. 20
4.1 Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном
заведении. 20
4.2 Цели и задачи общей физической подготовки.
4.3 Принципы физического воспитания. 24
4.4. Воспитание физических качеств. 29
5. Основы методики самостоятельных занятий физическими
упражнениями. 35
5.1 Основы методики занятий оздоровительным бегом. 35
5.2 Самоконтроль во время самостоятельных занятий физическими
упражнениями. 36
5.3 Правила проведения самостоятельных занятий физическими
упражнениями. 38
Заключение 40

Список используемой литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физкультуре.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

4-й вариант - ежедневные занятия  по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в содержание которых включаются  плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й вариант - отличается комплексной  организацией ЗОЖ студентов в  экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

 

4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

 

4.1 Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении.

 

Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение. Она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы студентов.

Большие  воспитательные и образовательные возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим  образом не организован процесс преподавания.

Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении  по содержанию,  организации и  проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение  воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.

Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с  обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения.

Именно на это и направлена учебная  программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне  и гармонично развитой личности выпускника  высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни,  физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности. Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям,  переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать  в обычных и экстремальных условиях. Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале  содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества,  поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс. Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по выполнению  требований профессионально-прикладной физической подготовки.

 

4.2 Цели и задачи общей физической подготовки.

 

Функции физической культуры – это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. Являясь органической частью культурного общества, физическая культура выполняет ряд общекультурных функций.

Физическая культура как самостоятельная часть культуры общества имеет и свои специфические социальные функции. Они в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры и ее способность удовлетворять потребности общества в области физического воспитания и спортивной деятельности людей. Ни одна из разновидностей культур не сможет заменить физическую культуру в специфических функциях.

 Большие расхождения в представления о функциях физической культуры затрудняют создание единой научной концепции. Изучение социальных функций позволяет глубже вникнуть в сущность физической культуры, лучше представить ее роль и место в обществе. Доктор педагогических наук профессор Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций физической культуры, тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества.

 Материально-производственная  функция физической культуры  является фундаментальной по отношению к другим функциям: социальной, политической и духовной.

Материально-производственная сфера:

а) функция производства и воспроизводства человеческой жизни способствует формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации человека, участвует в общем процессе продолжения человеческого рода. Эта функция подразделяется на более конкретные:

- оздоровительную, благодаря которой  физическая культура способствует  сохранению и повышению общего  состояния здоровья людей;

- рекреативную, назначение которой  восстанавливать физические и  психические силы человека с  помощью средств физического  воспитания: туризма, гимнастики, различных  игр, использования природных факторов (физическая рекреация – использование  игровых и других элементов физической культуры для активного отдыха; рекреация от латинского recreatio – отдых и французского – recreatif – cодержащий в себе элементы развлечения, занимательности);

- лечебную, в соответствии с  которой с помощью средств  физической культуры восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого организма;

 б) профессионально-прикладная, назначение  которой – обучение и совершенствование  профессиональных навыков и умений  работников различных специальностей  посредством физических упражнений. Она включает:

- функцию совершенствования профессиональных  навыков и умений работников  различных сфер производства;

- производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются  производственные травмы и профессиональные  заболевания;

- производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается работоспособность и снижается утомление во время работы.

 Социальные функции – это  функции, которые характеризуют  особенности функционирования физической  культуры и спорта применительно  к различным социальным группам. Ее разновидности:

- социализирующая, назначение ее  способствовать процессу социализации  личности, связанной с физической  культурой (т.е. личность приобретает  определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные  роли);

- коммуникативная, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного;

- интегративная, в соответствии  с которой происходит объединение  людей в различные социальные  группы – спортивные клубы, коллективы и т.д.;

- зрелищная – наиболее характерна  для спорта. Благодаря ей люди  удовлетворяют свои потребности  в зрелищах;

- семейно – бытовая – физическая  культура и спорт оказывают  воздействие на семью, а семья  влияет на содержание деятельности  в сфере ФК и спорта (спортивные семьи);

- воспитательная – благодаря  ей происходит процесс целенаправленного  формирования личности;

- престижная – дух состязательности  помогает самоутвердиться как  личности, добиться признания спортивного  результата обществом.

 Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например, попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций);

- военно-прикладная – связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих;

- классовая – зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает;

- агитационно – пропагандистская, благодаря которой в сфере  физической культуры и спорта  проводится пропаганда преимуществ  соответствующего социального и  государственного устройства;

- управленческая (регуляторная) –  функционирование и развитие  физической культуры осуществляется  под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных  органов управления;

- отвлечение – как средство  отвлечения отдельных личностей и социальных групп от антиобщественных поступков;

- сотрудничества – укрепление  сотрудничества между спортивными  представителями различных стран  посредством соревнований, обмена  тренерами и спортсменами.

Духовные функции:

-мировоззренческая, данные функции отражают идеологическая, особенности проявления философская, форм общественного научная, сознания в сфере ФК идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная

- творческая – способность  принимать решение в экстремальной  ситуации, поиск нового нестандартного;

- информационная – состоит в  культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального  опыта физической культуры);

- нормативнаяиоценочная – нормирование  общественной потребности в развитии  физической способности членов  общества (они имеют нормативную и оценочную сторону – эталоны, нормативы);

- гедонистическая – выражается  в том, что люди, занимаясь физическими  упражнениями, получают физическое  и духовное удовольствие от  этих занятий, испытывая при этом  чувство приятного мышечного утомления;

- катарсическая (функция «очищения») состоит в том, что с помощью  средств физической культуры  и спорта снимается излишнее  психическое напряжение. После активной  двигательной деятельности наступает  приятное психическое состояние;

- эстетическая – формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным).

 Все функции – материально-производственная, социальная, политическая и духовная  – находятся в диалектическом  единстве.

 Будучи органически включенной  в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции и общекультурные.

Специфические функции – это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся:

- специально-образовательные;

- прикладные,

- развивающие,

- спортивные,

- рекреативные,

- реабилитационные.

Специально – образовательные функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний;

- развивающие функции выражены  в расширении функциональных  возможностей организма, воспитании  физических качеств при регулярных  занятиях физическими упражнениями;

- прикладные функции выражены  при использовании физической  культуры в системе специальной  подготовки к труду в качестве  фактора профессионально-прикладной  физической подготовки;

- спортивные функции выражены  в области спорта высших достижений. Они заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений;

- рекреативные функции выражены  при использовании средств физической  культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;

- реабилитационные - для восстановления  утраченных функциональных возможностей (использование физической культуры  в лечебных целях).

 Современные исследовательские  данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечнососудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей.

 Общекультурные функции присущи  как физической культуре, так  и другим видам общечеловеческой  культуры, они включают социальные, политические и духовные функции.

 

4.3 Принципы физического воспитания.

 

В физическом воспитании получили свое воплощение педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно называть общеметодическими принципами. К ним относятся: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.

Информация о работе Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями