Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:48, реферат

Краткое описание

Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
1Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста 5
1.1Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста 5
1.2Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 8
2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания 13
2.1Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста 13
2.2Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями 16
2.3Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания 20
Заключение 22
Литература 23

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самого себя. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях  проявляется воля ребенка – преодоление  препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить  условия, побуждающие к преодолению  трудностей. Большое значение имеют  применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств. Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества. Таким образом, занятия физическими упражнениями – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.

 

2.3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка  в процессе физического воспитания

 

Обучение является составной  частью целостного педагогического  процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

Содержание обучения составляют физические упражнения, в  том числе подвижные игры, подобранные  в соответствии с программой.

Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Обучение требует у  ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс  обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми; словесно- логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательно - моторной - в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Обучение детей тесно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребенка, развитие его морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности. Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познает общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания.

Обобщая научные и  практические данные, теория физического воспитания раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного  приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес  к физической стороне своей жизни. Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1 Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. М., 2004

2 Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности. – Малаховка, 2005

3 Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста. – М., 2004

4 Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М.: - 2006

5 Запорожец А.В., Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 2005

6 Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». – М: Просвещение, 2005

7 Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно-учебных заведений. – М., 2005

8 Леонтьев А.Н. Современная психология. М., 2006

9 Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн., 2004

10 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

11 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005

12 Шебеко В.Н., Ермак  Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М., 2006

13 Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников, 3-и издания, 2004

14 Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед.колледжей и училищ. – М.,2005


Информация о работе Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания