Содержание
Введение (стр.1-2)
Глава I. Теоретические аспекты влияния
подвижных игр на развитие физических
качеств у детей младшего школьного возраста
(стр. 3-9)
1.1
Роль и значение подвижных
игр для физического совершенствования
школьников (стр. 3-4)
1.2
Анатомо-физиологические особенности
учащихся младших классов (стр.4-5)
1.3
Особенности воспитания физических
качеств у учащихся младших
классов (стр.5-7)
1.4
Классификация и содержание подвижных
игр применительно к задачам
воспитания двигательных качеств
в программе по физической
культуре (стр.7-8)
1.5
Выводы (стр.9)
Глава II. Методика проведения различных
подвижных игр для развития физических
качеств у детей младшего школьного возраста
(стр. 10-19)
2.1 Игры, направленные на развитие
силы (стр. 10-112)
2.2 Игры, направленные на развитие
быстроты (стр. 13-14)
2.3 Игры, направление на развитие
выносливости (стр. 14-16)
2.4 Игры для развития ловкости
(стр. 16-17)
2.5 Игры для развития гибкости
(стр. 17-18)
2.6 Выводы (стр. 19)
Заключение (стр. 20-21)
Список литературы (стр. 22)
Введение
Приобщение к занятиям физической культурой
и спортом с раннего возраста позволяет
человеку достичь высокого уровня развития
двигательных действий и физических качеств.
Известно, что уже в детском возрасте закладывается
фундамент физических качеств, от которых
зависит успешная трудовая деятельность,
крепкое здоровья и работоспособность.
В решении этих задач используется все
многообразие средств системы физического
воспитания. Среди них видное место в оздоровлении
и всестороннем развитии занимают подвижные
игры.
Регулярные использование подвижных игр
способствует: укреплению здоровья, содействию
правильному физическому развитию, разносторонней
подготовленности детей, воспитанию активности,
смелости, решительности, дисциплинированности,
коллективизма и других черт характера.
Подвижные игры развивают жизненно-важные
двигательные умения и навыки, воспитывают
любовь к систематическим занятиям спортом.
В младшем школьном возрасте дети свободно
держат мяч, передают его, ударяют по нему.
Они уже могут освоить определенную последовательность
изменений ситуаций, подчинить свою деятельность
сознательно поставленной цели, принимать
решение, соответствующее обстановке,
предвидеть возможные действия соперника.
Все это свидетельствует о том, что детям
вполне доступны подвижные игры и упражнения,
подготавливающие к различным видам спорта.
Рекомендуется также включать в занятия
упражнения на месте, в движении, с дополнительными
заданиями, сочетание различных действий
с мячом. При закреплении навыков действий
с мячом целесообразно усложнять выполнение
их в игре и видоизменять условия двигательной
деятельности детей. Смена упражнений
и игр обеспечивает многообразие и эмоциональность
их проведения.
Нередко у детей, наблюдается утомление
и потеря интереса к уроку. Это естественная
реакция организма на однообразие учебных
занятий. И стоит учителю включить в урок
эстафету, игру или провести соревнование,
как дети забывают об усталости, появляется
интерес к игре.
В подвижных играх участники проявляют
определенные физические качества. Руководя
играми, можно следить за активным проявлением
этих качеств в их гармоническом единстве,
а также в большей степени развивать те
из них, которые имеют важное значение
на различных ступенях развития и обучения
школьников.
Задачи реферата:
1.рассмотреть
теоретические аспекты влияния
подвижных игр на развитие
физических качеств у детей
младшего школьного возраста;
2. изучить методику
проведения различных подвижных
игр для развития физических
качеств у детей младшего школьного возраста;
3. сделать выводы
по результатам исследования.
Глава I.
Теоретические аспекты
влияния подвижных игр на развитие физических
качеств у детей младшего школьного возраста
1.1 Роль и значение
подвижных игр для физического
совершенствования
школьников
подвижная игра школьник физический
Формирование человека на всех этапах
эволюционного развития проходило в неразрывной
связи с активной мышечной деятельностью,
поэтому физические нагрузки приобрели
важную биологическую роль в его жизнедеятельности
.
Анализ научно-методической литературы
, многочисленные педагогические наблюдения
показывают, что важнейший результат игры
- это радость и эмоциональный подъем детей.
Благодаря этому свойству игры, в значительной
степени игрового и соревновательного
характера, больше чем другие формы и средства
физической культуры, соответствуют воспитанию
двигательных способностей у учащихся.
Игровые виды и действия требуют всего
комплекса скоростных способностей от
учащегося в связи с тем, что для стимулирования
развития быстроты необходимо многократно
повторять движения с максимальной скоростью,
а также учитывать функциональные возможности
учащегося. От последних в свою очередь
зависит скорость движений. Необходимо
также учитывать и сочетать методы относительно
стандартного повторения движений с максимальной
скоростью и методы достаточно широкого
варьирования скоростных упражнений.
Уровень развития двигательных качеств
в настоящее время находится на невысоком
уровне, который не может быть удовлетворен
современным требованиям, предъявляемым
к физическому воспитанию в школе. Поэтому,
проблема воспитания двигательных качеств
весьма актуальна и требует дальнейшего
ее совершенствования .
Подвижные игры различной направленности
являются очень эффективным средством
комплексного совершенствования двигательных
качеств. Они же в наибольшей степени позволяют
совершенствовать такие качества как
ловкость, быстрота, сила, координация
и др. При рациональном использовании
игра становится эффективным методом
физического воспитания. Использование
подвижных игр предусматривает не только
применение каких-либо конкретных средств,
но может осуществляться путем включения
методических особенностей игры в любые
физические упражнения .
За последние годы подвижные все решительнее
завоевывает симпатии педагогов. Творчески
работающие педагоги стремятся широко
и разносторонне вводить игру или ее элементы
в повседневную жизнь учащихся. А ценность
игр заключается в том, что приобретенные
умения, качества, навыки повторяются
и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся
условиях, которые предъявляют к детям
другие требования. Элементарные умения
и навыки, приобретенные учащимися в игровых
условиях не только сравнительно легко
перестраиваясь при последующем, более
углубленном изучении техники движений,
но даже облегчают дальнейшее овладение
соответствующими техническими приемами.
А на этапе совершенствования двигательных
действий и неоднократное повторение
в игровых условиях помогает развивать
у учащихся способность наиболее экономно
и целесообразно выполнять многие изучаемые
движения в целостном, законченном виде
. Можно полагать, что использование учащимися
старших классов подвижных игр различной
направленности на уроках физической
культуры в школе значительно повысят
уровень и темп развития учащихся.
1.2 Анатомо-физиологические
особенности учащихся младших
классов
Одно из основных условий высокой эффективности
системы физической подготовки учащихся
заключается в строгом учете возрастных
и индивидуальных анатомо-физиологических
особенностей, характерных для отдельных
этапов развития детей и подростков.
Основным критерием биологического возраста
считается скелетная зрелость, или «костный»
возраст. В старшем школьном возрасте
наблюдается значительное усиление роста
позвоночника, продолжающееся до периода
полного развития. Быстрее всех отделов
позвоночника развивается поясничный,
а медленнее - шейный. Окончательной высоты
позвоночник достигает к 25 годам. Рост
позвоночника по сравнению с ростом тела
отстает. Это объясняется тем, что конечности
растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет
начинается окостенение верхних и нижних
поверхностей позвонков, грудины и срастание
ее с ребрами. Позвоночный столб становится
более прочным, а грудная клетка продолжает
усиленно развиваться, они уже менее подвержены
деформации и способны выдерживать даже
значительные нагрузки .
К 12-14 годам срастаются нижние сегменты
тела грудины. В 11-14 лет увеличивается
преимущественно подвижность грудной
клетки в отличие от предыдущих периодов
роста грудной клетки.
Окостенение костей предплюсны весьма
длительный процесс, начинающейся на 4-8
месяце эмбриогенеза, т.е. значительно
раньше костей запястья, и заканчивающийся
только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны
отражаются половые особенности. У девочек
точки окостенения появляются раньше,
чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с
диафизами в костях плюсны наступают в
период 14-18 лет, а в фалангах пальцев от
9 до 18 .
У школьников младших классов рост тела
в длину не замедляется. Если у подростков
преобладает рост тела в длину, то у младших
школьников явно преобладает рост в ширину.
Кости становятся более толстыми и прочными,
но процессы окостенения в них еще не завершены.
К 11-14 годам уже сформирована высоко дифференцированная
структура мышечного волокна, происходит
увеличение массы мышечных тканей за счет
роста диаметра мышечного волокна. Установлено,
что поперечник двуглавой мышцы плеча
к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам
в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом
происходит не равномерно: в течение первых
15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с
14 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы
роста характерны для мышц нижних конечностей
по сравнению с мышцами верхних конечностей.
Ярко выражены половые различия по мышечному
и жировому компонентам: масса мышц (по
отношению к массе тела) у девушек приблизительно
на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой
ткани примерно на 10% больше. Различие
в мышечной силе с возрастом увеличивается:
в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет
- 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек
происходит более интенсивно, чем рост
мышечной силы. В тоже время у девушек,
по сравнению с юношами, выше точность
и координация движений .
Опорно-двигательный аппарат у младших
школьников способен выдерживать значительные
статические напряжения и выполнять длительную
работу, что обусловлено нервной регуляцией,
строением, химическим составом и сократительными
свойствами мышц .
Значительно меняются в процессе онтогенеза
функциональные свойства мышц. Увеличиваются
возбудимость и лабильность мышечной
ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденных
плохо выражена способность мышц к расслаблению,
которая с возрастом увеличивается. С
этим обычно связана скованность движений
у детей и подростков. Только после 11-13
лет движения становятся более пластичными.
1.3 Особенности
воспитания физических качеств
у учащихся младших классов
Многочисленные исследования специалистов
показывают то, что уровень развития двигательных
качеств в настоящее время находится на
невысоком уровне, который не может быть
удовлетворен современным требованиям,
предъявляемым к физическому воспитанию
в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема
воспитания двигательных качеств весьма
актуальна и требует дальнейшего совершенствования.
Правильное решение задачи развития двигательных
качеств дошкольников обуславливается
использованием не только различных методических
приемов и средств на занятиях подвижными
играми мало времени уделяется занятиям
физическими упражнениями.
Очень часто изменения в развитии двигательных
качеств происходят уже в младшем школьном
возрасте и поэтому целесообразно осуществлять
целенаправленное развитие тех или иных
двигательных качеств у детей в те возрастные
периоды, когда наблюдается их наиболее
интенсивный возрастной рост . Однако
следует помнить о том, что нереализованные
в определенном возрасте двигательные
возможности организма в дальнейшем трудно
поддаются значительным изменениям. Поэтому
необходимо уже в данном возрасте уделять
огромное внимание развитию двигательных
качеств у детей. Всесторонняя физическая
подготовка младшего школьника должна
предполагать, достижение оптимального
уровня и гармоничного развития силы,
быстроты, выносливости, ловкости.
Многие специалисты показывают, что развитие
двигательных качеств - одна из центральных
задач физического воспитания в школе,
и ее решение должно осуществляться комплексно,
начиная с раннего возраста. При выполнении
двигательных действий всегда проявляется
не одно, а комплекс качеств. Часто очень
трудно определить, какое качество является
ведущим при выполнении конкретного двигательного
действия. Поэтому для более боле правильного
отражения явлений действительности введены
понятия комплексных качеств: скоростно-силовые
качества, силовая выносливость, скоростно-силовая
выносливость, “взрывная” сила и т.д.
Известно, что развивать двигательные
качества можно как с помощью общеразвивающих
и подготовительных, так и с помощью специальных
упражнений. На уроках физической культуры
учащиеся овладевают различными видами
физических упражнений, которые способствуют
развитию двигательных качеств. Обучение
детей двигательным навыкам в ходьбе,
беге, тесно связаны с развитием у них
быстроты, силы, выносливости, так как
при выполнении любого упражнения в той
или иной мере проявляются все основные
двигательные качества .
Одним из основных путей всестороннего
воспитания двигательных качеств в условиях
школы является применение специальных
упражнений и подвижных игр, с помощью
которых можно не только успешно обучать
детей различным двигательным навыкам,
но и целенаправленно влиять на воспитание
всех двигательных качеств. Поэтому уже
с младшего школьного возраста необходимо
уделять большое внимание подвижным играм
и специальным упражнениям.
Многочисленные результаты исследований
показывают, что в условиях школы можно
добиваться значительного прироста всех
двигательных качеств у детей путем увеличения
в занятиях времени и объема средств .
Практикой физического воспитания подтверждается,
что успешное развитие двигательных качеств
у младших школьников вызывает у них интерес
к выполнению различных упражнений, поэтому
необходимо как можно больше разнообразить
средства, методы и формы этой работы.
В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным
средством комплексного совершенствования
двигательных качеств являются подвижные
игры, которые могут, применены как на
уроках по физической культуре, так и в
других внеучебных формах.