Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 02:40, реферат
Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.
В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
1.Подвижные игры в дошкольном возрасте…………………………….
1.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста, определение подвижных игр……………………………………………………………
1.2. Понятие «подвижная игра»………………………………………….
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………...
2. Связь подвижных игр и умственного развития у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….
2.1. Понятие умственной работоспособности…………………………..
2.2. Влияние физкультурных упражнений на умственное развитие…..
Используемая литература ……………………………………………..
ФГВОУ ВПО ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования
Реферат по учебной дисциплине Физическая культура
На тему «Подвижные игры и умственное развитие детей дошкольного возраста»
Выполнила студентка
группы ПДДО-21
Головкова Екатерина Алексеевна
Киров
2014
Содержание:
1.Подвижные игры в дошкольном возрасте…………………………….
1.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста, определение подвижных игр……………………………………………………………
1.2. Понятие «подвижная игра»………………………………………….
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………...
2. Связь подвижных игр
и умственного развития у
2.1. Понятие умственной работоспособности…………………………..
2.2. Влияние физкультурных упражнений на умственное развитие…..
Используемая литература ……………………………………………..
Глава 1. Подвижные игры в дошкольном возрасте
1.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость) (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева).
Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.
Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.
В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
По мнению Кенеман А.В., важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического развития в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В своей работе Дегтярева И.П. говорит о том, что первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Поскольку целью физического развития является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического развития детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое развитие достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического развития.
Абдульманова Л.В., определяет физические упражнения, как основное специфическое средство физического развития оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического развития. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Правильное физическое развитие детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Кистякова М.Ю. выделяет следующие условия и факторы успешной организации физического развития детей:
1. Уметь анализировать
и оценивать степень
2. Формулировать задачи
физического развития на
3. Организовать физическое
развитие в определенной
4. Проектировать желаемый
уровень конечного результата, предвидя
трудности на пути к
5. Сравнивать достигнутые
результаты с исходными
6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Таким образом, физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.
В процессе физического развития детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.
Объективность оценки физического развития во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развитии двигательных навыков и физических качеств.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
1.2. Понятие «подвижная игра»
Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.
Эти действия частично ограничиваются
правилами (общепринятыми, установленными руководителем
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной
деятельности — это систематически организуемые подвижные игры,
требующие устойчивых условий проведения
и способствующие успешному овладению
учащимися элементами спортивной техники
и
простейшими тактическими действиями
в отдельных видах спорта.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.
Ярко выражаемая в подвижных
играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные
возможности для тренировки функций коры
головного мозга, для образования новых
временных как положительных, так и отрицательных
связей,
увеличения подвижности нервных процессов.
Это положительно сказывается
на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических
приемов и их сочетаний, создает предпосылки
к более успешному овладению тактическими
действиями, а также подтверждает, что
занятия подвижными
играми содействуют воспитанию воли, выдержки,
дисциплинированности и других качеств,
необходимых каждому для достижения успехов
в спорте.
Такую несколько общую характеристику
вспомогательного значения подвижных
игр в занятиях спортом необходимо дополнить
замечаниями. Они касаются своеобразия
задач, особенностей подбора и проведения
подвижных игр применительно к специфике
занятий гимнастикой, легкой атлетикой,
лыжной подготовкой и спортивными играми.
Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.
Содержание исходит из опыта
человечества, передающегося от поколения
к
поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих,
характер развития игрового конфликта.
Он заимствуется из окружающей действительности
и образно отражает ее действия (например,
охотничьи, трудовые, военные, бытовые)
или создается специально, исходя из задач физического
воспитания, в виде схемы противоборства
при различных взаимодействиях играющих (
Правила — обязательные требования
для участников игры. Они обусловливают
расположение и перемещение игроков, уточняют
характер поведения, права и обязанности играющих,
определяют способы ведения игры, приемы
и условия учета ее результатов. При этом
не исключаются проявление творческой
активности и
инициатива играющих в рамках правил игры.
Двигательные действия в подвижных
играх очень разнообразны. Они могут быть,
например, подражательными, образно-творческими,
ритмическими; выполняться в виде двигательных
задач, требующих проявления ловкости, быстроты,
других физических качеств. В играх могут
встречаться короткие перебежки с внезапными
изменениями направления и задержками
движения; различные метания на дальность
и в цель; преодоление препятствий прыжком,
сопротивлением силой; действия, требующие
умения применять разнообразные движения,
приобретенные в процессе специальной
физической подготовки, и др. Все эти действия
выполняются в самых различных комбинациях
и сочетаниях.
Информация о работе Подвижные игры и умственное развитие детей дошкольного возраста