Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 00:20, контрольная работа
Сегодня гимнастика занимает важное место, является средством укрепления здоровья, физического развития, закаливания организма, формирования жизненно–необходимых двигательных навыков и умений. Гимнастика популярна из–за ее доступности. Наряду со сложными элементами, есть много разных простых упражнений, которые доступны каждому человеку, в не зависимости от его возраста и пола.
Гимнастика занимает основное место в системе физического воспитания. Велико значение гимнастики в физическом совершенствовании молодежи. Постоянные занятия гимнастикой успешно решают задачи начального физического воспитания, закладывают прочные основы для развития физических качеств и способностей, формируют красивую осанку и телосложение, обеспечивают ритмичную, слаженную деятельность органов сердечно–сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др. систем в организме человека.
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Виды спортивной гимнастики…………………………………………….
4
2. Особенности методики тренировки………………………………………
6
3. Правила проведения спортивной гимнастики…………………………..
10
Заключение…………………………………………………………………….
14
Список использованных источников……………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Виды спортивной гимнастики………… |
4 |
2. Особенности методики |
6 |
3. Правила проведения спортивной гимнастики………………………….. |
10 |
Заключение…………………………………………………… |
14 |
Список использованных источников………………………………………. |
15 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня гимнастика занимает важное место, является средством укрепления здоровья, физического развития, закаливания организма, формирования жизненно–необходимых двигательных навыков и умений. Гимнастика популярна из–за ее доступности. Наряду со сложными элементами, есть много разных простых упражнений, которые доступны каждому человеку, в не зависимости от его возраста и пола.
Гимнастика занимает основное место в системе физического воспитания. Велико значение гимнастики в физическом совершенствовании молодежи. Постоянные занятия гимнастикой успешно решают задачи начального физического воспитания, закладывают прочные основы для развития физических качеств и способностей, формируют красивую осанку и телосложение, обеспечивают ритмичную, слаженную деятельность органов сердечно–сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др. систем в организме человека.
При рассмотрении вопросов работоспособности гимнастов выяснилось, что она изменяется волнами, подъемы ее сменяются спадами 9–12 раз в году. В начале учебного года эта волна имеет большую протяженность – 3–5 мес., а потом волны становятся короткими – 1–2 мес.; в конце года наступает спад работоспособности, который продолжается 1 мес.
Основываясь на этой закономерности, специалисты по гимнастике отнесли 1-ю волну к подготовительному периоду, последующую волну назвали соревновательной. Спад работоспособности в конце года определяют как переходный период годичного цикла. Каждый из периодов имеет свои методы.
Цель работы – рассмотреть виды спортивной гимнастики и методики тренировки.
1. ВИДЫ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
К спортивным видам гимнастики относят спортивную и художественную гимнастику, спортивную акробатику и спортивную аэробику.
Спортивная гимнастика является многоборным видом спорта. К ней относят:
Спортивная гимнастика является олимпийским видом спорта. Развитием спортивной гимнастики в РФ руководит Федерация спортивной гимнастики России [6, с. 128].
Художественная гимнастика является чисто женским видом спорта. Основными средствами являются упражнения танцевального характера, которые выполняются с предметами и без предметов. Художественная гимнастика служит хорошим средством физвоспитания девочек, девушек и женщин. Несколько элементов художественной гимнастики включено в школьную программу по физкультуре. В старших классах проводятся уже самостоятельные занятия художественной гимнастикой.
Развитием художественной гимнастики в РФ руководит Федерация художественной гимнастики России. Художественная гимнастика также является олимпийским видом спорта.
Спортивная акробатика включает в себя 3 группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения. К акробатическим упражнениям относятся упражнения на батуте. Большой диапазон сложности акробатических упражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, полу и физической подготовленности.
Для занятий спортивной акробатикой нет необходимости в сложном оборудовании, необходима только акробатическая дорожка, гимнастические маты. Заниматься спортивной акробатикой можно как в спортзале, так и на спортплощадке.
Развитием акробатики в РФ руководит Федерация акробатики России, которая проводит соревнования, включая первенства РФ.
Спортивная аэробика является видом спорта, где спортсмены исполняют комплекс упражнений, включающий сочетания сложно–координационных ациклических движений, различных по сложности элементов.
Спортивная аэробика включает в себя такие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестерки. Базу хореографии в данных упражнениях составляют «основные» аэробные шаги и их соединения [6, с. 130].
С 1995 г. Международным олимпийским комитетом аэробика признана официальной дисциплиной, входит в Международную федерацию гимнастики. В РФ руководят развитием и организуют соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики РФ при поддержке Федерации спортивной гимнастики РФ.
2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ
1) Подготовительный период тренировки длится 3–5 мес. (все зависит от задач, которые стоят). Например, продолжительность данного периода будет разной при разучивании новой обязательной программы и при повторении старой программы.
Подготовительный период включает [4, с. 201]:
а) цикл вхождения в спортивную форму;
б) цикл изучения разрядных программ.
В данном периоде осваиваются новые элементы обязательной и произвольной программы, развиваются физические качества, совершенствуются психическая подготовка и исполнительское мастерство. Полезно здесь и участие в отдельных соревнованиях небольшого масштаба.
Подготовительный период является важной частью системы тренировки гимнастов. Между тем, подготовительный период неоправданно уменьшают и у мастеров и у гимнастов других разрядов. Наличие очень длительного подготовительного периода способствует успешному решению задач технической подготовки, для этого необходимы:
а) весьма длительный подготовительный период;
б) правильный выбор техники исполнения осваиваемых упражнений;
в) разнообразное использование средств физподготовки, приемов, которые облегчают формирование необходимых двигательных навыков, то есть использование соответствующих упражнений;
г) правильное проведение тренировочного процесса.
Подготовительное занятие, как правило, включает несколько упражнений; в основной части решаются задачи технической, психологической, тактической и физической подготовки; в заключительной части завершается тренировочное занятие, организм гимнаста приводится в спокойное состояние, и создаются хорошие условия для восстановления энергии.
2) Соревновательный период тренировки длится 6–8 мес., включает несколько соревновательных циклов, каждый из которых имеет 3 этапа [2, с. 99].
На первом этапе соревновательного цикла гимнаст отводит большое внимание совершенствованию техники исполнения элементов программы, на втором этапе закрепляются комбинации, и осуществляется участие в соревнованиях; на третьем этапе предусматривается активный отдых.
Необходимо строго придерживаться оптимальных сроков 2-го периода соревновательного цикла, который у гимнастов высокой квалификации продолжается до 30 дн. Если этот срок увеличить, то состояние лучшей спортивной формы наступит до соревнований, а на самих состязаниях спортсмен не покажет отличные результаты. Но если сроки существенно снизить, то спортсмен не сможет достигнуть нужной формы. В некоторых случаях сильнейшие гимнасты могут в течении 1-го соревновательного цикла (в течение 1-го месяца) принимать участие в 2–3-х состязаниях с интервалами в 4–5 дн. (в том только случае, когда состязание длится 1–2 дн.). в цикле следует планировать только 1 такое соревновании в случае крупных ответственных соревнований (Олимпийские игры, Первенство мира), когда в течение недели спортсмен выступает 4 раза.
В соревновательном периоде может быть от 4-х до 8-ми соревновательных циклов, количество которых определяется уровнем мастерства: чем оно выше, тем больше циклов, и, соответственно, наоборот.
В соревновательном периоде тренировки перед спортсменом стоит несколько задач: закрепить технику выполнения всех комбинаций, развить физические качества, совершенствовать волевые качества, решить ряд тактических задач, акклиматизироваться, участие в соревнованиях.
Необходимо пересмотреть традицию, которая сложилась у мужчин. На одних занятиях они тренируют только обязательные элементы, на других – только произвольные элементы. Однако, такое строгое деление тренировок на обязательные и произвольные элементы (особенно в многоборье – упражнения на коне, опорные прыжки, упражнения на кольцах) неэффективно. Закономерности двигательной памяти человека требуют частого повторения технически сложных элементов.
Тренировочные занятия в соревновательном периоде, так же как и в подготовительном, включают разминку, основную и заключительную части. Разминка на занятиях данного периода, как правило, короткая (7–8 мин.), короче и основная часть, т. к. повторяются в основном целые комбинации.
3) Переходный период
В переходном периоде, который длится 1 мес., решаются задачи активного отдыха, который необходим спортсмену после соревновательного периода. Данный период – это связующее звено между соревновательным периодом предыдущего года и подготовительным периодом последующего года. Переходный период позволяет копить силы, служит и завершающей стадией заканчивающегося года и начальным этапом нового года. Также в данном периоде подводятся итоги, анализируются ошибки прошлого года, намечаются перспективы на будущий год, составляются планы [5, с. 167].
Тренируясь в переходном периоде, спортсмен решает, что ему необходимо сделать в будущем году. Переходный период представляет собой заключительную стадию тренировки, в которой создаются предпосылки для будущих успехов. Сложно достичь высоких спортивных результатов в соревновательном периоде, если в предыдущем году не было переходного периода.
По наблюдениям, наиболее сильные гимнасты в данном периоде резко меняют характер деятельности, не занимаются спортивной гимнастикой и, в какой–то мере, выходят из состояния хорошей спортивной формы (это особенно относится к специальной выносливости).
В переходном периоде следует применять средства из др. видов спорта, уменьшая при этом нагрузку по гимнастике. Средства эти зависят от времени года. Так, если подготовительный период выпадает на весну и лето, то следует заниматься прыжками в длину и высоту, эффективен бег на короткие дистанции, прыжки в воду, кроссы. Если подготовительный период выпадает на зиму, то следует заниматься лыжными прогулками, катанием на коньках, игрой в баскетбол или волейбол. В каждом конкретном случае в зависимости от недостатков общего физического развития и личных склонностей спортсмен выбирает один, а в отдельных случаях и 2 дополнительных вида.
При этом важно решать оздоровительно–гигиенические задачи, задачи восстановления, общего физического развития и эмоционального отдыха.
Занятия в этом периоде можно проводить 2-мя способами: раздельным и комбинированным [3, с. 155].
При раздельном способе часть занятий в недельном цикле отводится на тренировку только по спортивной гимнастике, а часть – на упражнения из др. видов спорта.
При комбинированном варианте каждое занятие содержит и спортивную гимнастику и упражнения из дополнительных видов спорта.
Занятия проходят следующим образом: вначале осуществляется разминка, потом тренировка в 2–3-х видах многоборья, затем игровые, легкоатлетические и др. упражнения. Таким образом, основная часть тренировочного занятия включает как бы 2 раздела: 1-й – это упражнения спортивной гимнастики, 2-й – дополнительные средства физического воспитания.
3. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
1) Упражнения на брусьях. Различают параллельные (муж.) и разновысокие (жен.) брусья. Брусья представляют собой 2 деревянные жерди овальной формы, которые укреплены на металлической станине: для мужчин на высоте 1 м 75 см, для женщин – 1 м 65 см и 2 м 45 см. Высота всех снарядов отсчитывается от поверхности расположенных возле них страховочных матов [1, с. 137].
Женские упражнения на брусьях содержат обороты в обоих направлениях вокруг верхней и нижней жерди, различные технические элементы, которые исполняются над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси с помощью хвата 1-й и 2-мя руками, а также без помощи рук.
Мужские упражнения на брусьях содержат динамичные элементы, такие как вращения, маховые движения и статичные элементы, такие как горизонтальные упоры, стойки на руках. Спортсмену следует использовать всю длину снаряда, «работать» как над, так и под брусьями.
2) Вольные упражнения (жен. и муж.) исполняются на специальном гимнастическом ковре 12x12 м. Вокруг ковра есть «граница безопасности», ее ширина 1 м. Ковер имеет эластичную поверхность, которая достаточно плотная для толчков, но, в то же время, обеспечивает гимнастам мягкое приземление. Вольные упражнения – это комбинация из отдельных элементов, таких как кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках, и их связок, разных по темпу и «настроению».
В ходе выступления гимнастам необходимо максимально полно использовать площадь ковра. Оценивается как сложность программы и отдельных ее элементов, так и чистота, уверенность выполнения. Также важна оригинальность выполняемой композиции, артистизм гимнаста, особенно у женщин, выступления которых проходят под музыку и включают отдельные танцевальные па, чем напоминают элементы из художественной гимнастики. Время выступления на ковре не должно превышать 70 с. у мужчин и 90 с. у женщин.
Информация о работе Правила проведения спортивной гимнастики