Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

В процессе занятий физическими упражнениями необходимо соблюдать профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия.
Некоторые из них мы рассмотрим в данной работе.

Содержание

1. Введение
2. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
3. Закаливание. Суть, правила, средства. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
4. Гидропроцедуры как средство восстановления работоспособности.
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 42.76 Кб (Скачать файл)

Нет человека, который не хотел бы быть здоровым. Но это требует усилий, и тем  больших, чем нарушено здоровье. Начальные  стадии закаливания – солнечные, воздушные и водные процедуры, купания  в прохладной и холодной воде. Ученые заметили, что человек, надолго изолированный  от солнца, перестает получать витамин  Д, который образуется при облучении  кожи ультрафиолетовыми лучами, в  результате чего возникают нарушения  деятельности различных органов. Поэтому  предупреждение «солнечного голодания» является обязательным условием закаливания. Воздух – среда обитания всего живого на Земле. Холодный воздух, действуя на поверхность обнаженной кожи, закаливает организм. При ветре тело остывает быстрее, чем в безветрие. Чем выше скорость ветра, тем больше теплоотдача кожи и тем выше закаливающие свойства воздуха. Также в профилактике заболеваний, укреплении здоровья и лечении болезней огромную роль играет вода. Вода в целом и ледяная вода в частности обладает рядом свойств, которых нет у других жидкостей. Молекулы воды имеют различные структурные связи между кислородом и водородом, влияющие на ее свойства. Холодная вода является естественным стимулятором резервных сил организма. Вода отличается от лекарственных препаратов тем, что оздоравливающе влияет на весь организм, в то время как многие лекарства действуют избирательно, нередко дают отрицательный побочный эффект.

Желательно  закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь. Дело в  том, что через две недели после  прекращения закаливающих процедур возникает заметная дезадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы  повысить их устойчивость к воздействию  низких и высоких температур воздуха  и за счет этого предотвратить  частые заболевания.

Основные  эффекты закаливающих процедур:

- укрепление  нервной системы,

- развитие  мышц и костей,

- улучшение  работы внутренних органов,

- активизация  обмена веществ,

- невосприимчивость  к действию болезнетворных факторов.

 Основные  задачи закаливания - укрепление здоровья детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Закаливание, как средство совершенствования  защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и  слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.

Средства  закаливания просты и доступны. Главное  отбросить многие укоренившиеся  предрассудки бабушек и родителей  и не кутать детей, не бояться свежего воздуха. При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

- проводить  закаливающие процедуры систематически,

- увеличивать  время воздействия закаливающего  фактора постепенно,

- учитывать  настроение ребенка и проводить  процедуры в форме игры,

- начинать  закаливание в любом возрасте,

- никогда  не выполнять процедуры, если  ребенок замерз, то есть не  допускать переохлаждения ребенка,

- избегать сильных раздражителей:  продолжительного воздействия холодной  воды или очень низких температур  воздуха, а также перегревания  на солнце,                                  - правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,

- закаливаться всей семьей,

- закаливающие процедуры сочетать  с физическими упражнениями и  массажем,

Закаливание проводится при непременном  соблюдении следующих условий:

- учет индивидуальных особенностей  ребенка при выборе метода  закаливания;

- комплексное  использование всех природных  факторов и закаливающих процедур;

- постепенность  в увеличении силы воздействия  природного фактора;

- систематичность  закаливания - оно осуществляется  круглый год, но виды его  и методики меняются в зависимости  от сезона и погоды;

- спокойное,  радостное настроение ребенка  во время закаливающей процедуры.

Для оздоровления детей всех возрастов очень полезна  во всех отношениях ходьба босиком, хотя бы потому, что она является профилактикой  плоскостопия и деформации стопы (искривление  большого пальца стопы с последующими негативными проявлениями этой патологии).

Чтобы достичь  хорошего общего физического развития детей и устойчивости к заболеваниям, ученые рекомендуют приучать детей  к систематическому хождению босиком (дома, во дворе, на даче и даже в парках, садах, на улице). Начинать нужно в  летний период, а затем в прохладное время продолжать это полезное для  здоровья занятие. Детям раннего  возраста свойственно естественное стремление ходить босиком, если им не запрещают родители, особенно по лужам после дождя.

Многие люди, приученные с детства ходить босиком, сохраняют эту привычку на всю  жизнь и не имеют проблем с  плоскостопием, деформацией стоп и  др. Кроме того, они реже болеют простудными  заболеваниями. Как уже было сказано, во всех случаях нужно придерживаться «золотых правил» закаливания —  постепенности и систематичности. Ребенка нужно приучать к хождению босиком вначале на ковре, а в  теплые летние дни - на траве или нагретом песке.

Детям от 1 года и старше, прошедшим такой курс закаливания, можно разрешить побегать босиком по крашеному деревянному  или паркетному полу, а летом - по траве или по песку не более 30 минут в день; затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом  ребенок дошкольного возраста может  с пользой для здоровья круглый  год дома, а в теплое время и  во дворе ходить без обуви. Полезны  после хождения босиком ножные ванны  с постепенным понижением температуры  воды.

Поскольку стопы  рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям, как и  взрослым, полезно одновременно с  хождением босиком полоскать  горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С.

 Начинать  закаливание ребенка можно в  любом возрасте после осмотра  малыша врачом-педиатром.

Ослабленным и больным детям назначают  главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание  тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35-36°), снижают очень медленно. И  лишь после улучшения общего состояния  ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным  диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

По интенсивности  воздействия на организм водные процедуры  располагаются в следующем порядке: влажное обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании  ослабленных детей, перенесших тяжелое  заболевание, необходима осторожность. Вначале, в течение первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько  же - руки и грудь, далее руки, грудь  и спину и т.д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и  к другим методам закаливания.

 Все процедуры,  по закаливанию детей, не должны  им приносить отрицательных эмоций  и дискомфорта. Надо помнить  и о том, что для детей  с хроническими заболеваниями  к закаливанию необходима и  соответствующая терапия. В совокупности  с лечением, закаливание принесет  положительный результат, укрепит  здоровье ребенка, позволит ему  расти крепким, адаптированным  к неблагоприятным воздействиям, человеком.

Закаливающие  водные процедуры

Самым распространенным видом закаливания является закаливание  водой. Его необходимо проводить  в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными  ваннами и закаливанием солнцем.

 Закаливание  водой может проводиться как  местные или общие процедуры.  К местным процедурам относят  умывание, обтирание, обливание,  ванны. Закаливание только тогда  эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.

Существуют  и интенсивные методы закаливания, к ним  относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Основные виды контрастных закаливающих процедур:

контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ,

сауна, баня. Нужно внимательно присматриваться к тому, как ребенок переносит охлаждение, как действует на него жара. Здесь может иметь значение и возраст, и недавно перенесенное заболевание, и состояние нервной системы. Дети, очень чувствительные к охлаждению, нуждаются в особом подходе, в большей постепенности мер закаливания. Здесь необходим совет врача. Совсем отказываться от закаливания без особых причин не следует, так как для детей, резко реагирующих на охлаждение, оно как раз очень важно.

Иногда ребенок  плохо относится к закаливающим процедурам только потому, что изнежен, не желает выполнять то, что ему  непривычно. В таком случае придется проявить чуткость и настойчивость  в воспитании привычки к закаливающим процедурам.

Умывание  — самый доступный вид закаливания  водой. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру  до комнатной, а затем использовать воду из-под крана.

Традиционно принято после водных процедур растирать  тело полотенцем до покраснения кожи. В последние годы ряд ученых, занимающихся вопросами закаливания, высказали мнение, что растирание кожи, повышая ее температуру, сокращает время действия охлаждения и снижает эффект закаливания. Так, согласно исследованиям А. К. Подшибякина, интенсивный самомассаж, так же как и растирание кожи, приводит к повышению ее температуры на 2—3 градуса и более по сравнению с исходной. Детям все же необходима рекомендация растирать кожу после умывания или душа, так как терморегуляция у них еще недостаточно развита и разогревание кожи в этом случае поможет организму быстрее устранить последствия охлаждения.

Прогулки  на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может  во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы  не стеснять движений.

Закаливающее  влияние оказывают все гигиенические  водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое  умывание выполняется теплой. При  сочетании гигиенических мер  с закаливающими достигается  систематическая тренировка организма  и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое  воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости  закаливающих мероприятий в режиме дня.

Начинать  закаливание водой надо с наименее резких воздействий — местных  обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. В качестве местных  закаливающих водных процедур можно  использовать умывание после сна, мытье  рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом, обтирание, игру с водой. Все эти процедуры  обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму.

Общие водные закаливающие процедуры оказывают  более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется  прежде всего большей площадью холодового воздействия, поскольку вода соприкасается одновременно со всем телом, за исключением головы. Кроме того, при общих процедурах водой обливают и закрытые обычно части тела — грудь, живот, расположенные над органами интенсивной теплопродукции (печенью, сердцем, почками) и потому имеющие более высокую температуру.

Воздух, солнечные  лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни дошкольника  круглый год. С этой точки зрения следует подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они  живут.

Воздушные ванны  применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению  всей поверхности тела с воздухом. При этом кроме температуры, имеют  значение влажность и движение воздуха. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно  на террасе, на открытом балконе. Детей  раздевают догола или оставляют  только короткие трусики. Вначале воздушные  ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.

 Во время  воздушных ванн дети должны  быть в движении, в прохладные  дни надо подбирать более подвижные  игры, в теплые — спокойные. 

 Солнечные  ванны оказывают на организм  дошкольников общее укрепляющее  действие, усиливают обмен веществ,  повышают сопротивляемость организма  к заболеваниям. В коже под  влиянием солнечных лучей образуются  вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Информация о работе Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями