Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:53, реферат

Краткое описание

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника
1.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности…………………………………………………...4
1.2 Качественная характеристика социального работника…………………...11
2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе……………………………………………16
2.2. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 99.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»

 

 

 

 

 

Кафедра физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«физическая культура»

на тему:

«Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социального работника»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

группы ЭВС-21

Стрепетов А.Р.

               Проверила:

Васенева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Йошкар-Ола,

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.  Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника

1.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики  и особенности…………………………………………………...4

1.2 Качественная характеристика  социального работника…………………...11

2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

2.1. Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе……………………………………………16

2.2. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27 
ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

 Социальным  работникам, по роду своей деятельности  вовлеченным в длительное напряженное  общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам  системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального  выгорания» или феномен «эмоционального  выгорания», проявляется как состояние  физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными  взаимодействиями при работе  с людьми, сопровождающимися эмоциональной  насыщенностью и когнитивной  сложностью. Это связано также  с тем, что в своей деятельности  социальный работник, помимо профессиональных  знаний, умений и навыков, в значительной  мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным  донором».

 По мнению  исследователей, негативные психические  переживания и состояния могут  затрагивать разные грани трудового  процесса –– профессиональную  деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом  отрицательно сказывается на  профессиональном развитии личности.

 Социальная  работа предъявляет жесткие требования  к психофизиологическим особенностям  специалиста-профессионала и требует  научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной  работе и профилактики синдрома  эмоционального «выгорания». На  сегодняшний день насчитывается  незначительное число работ, посвященных  изучению стрессоустойчивости  в  профессиональной деятельности  социальных работников, что свидетельствует  о недостаточном внимании, уделяемом  исследователями разработке данной  проблемы.

  Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определила выбор темы нашего исследования: «Влияние социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социального работника».

 

1. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника

1.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики  и особенности

Улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного, комфортного существования являются непосредственно практическими задачами социальной работы. Осуществлять компетентно эти и другие задачи призван специалист, профессионал высокой квалификации, обладающий личностно-нравственной направленностью, профессионально необходимыми качествами.

Исследователи и практические работники единодушны в том, что социальный работник должен владеть немалым арсеналом умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, медицины, социологии, педагогики, экономики, права, этики и др. Знание теории, методики и технологии социальной работы и умение их применять в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность специалиста к профессиональной деятельности.

Однако представляется, что невозможно объективно выстроить структуру и содержание квалификационных характеристик только при помощи сопоставления теоретической и практической моделей профессионалов. Необходимо учитывать требования к свойствам, качествам личности и развитости различных компонентов сознания, психологии и практической деятельности социального работника, которые сегодня предъявляет реальная жизнь. Безусловно, профессионально обусловленные качества являются необходимым условием для эффективной деятельности. Однако не менее важны такие компоненты личности, как мировоззрение, его культура, гуманистическая и этическая направленность всей жизни. Существенно влияют на личностные и профессиональные качества специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, морально-правовой статус социального работника в обществе и др.

Рассматривая личностные образования, свойства социального работника, следует подчеркнуть концептуальную идею исследования, которая заключается в следующем: профессия, деятельность, ее специфика и особенности требует (вызывает) развития и формирования определенных профессионально важных качеств.

Деятельность, ее специфика в работе с различными направлениями, категориями и группами людей, их проблемами требует определенных личностно-профессиональных качеств и образований, характеристик, свойств, специалиста социальной работы.

Но вместе с тем следует учитывать следующие концептуальные положения:

Личность социального работника есть субъект профессиональной деятельности, включенный в конкретные социокультурные условия.

Личность социального работника - это человек, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе "человек-человек", в которой особую роль играют процессы общения, взаимоотношений, взаимодействия.

Личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональной деятельности. Целостность личности можно представить как единство природного и результатов социализации и персонализации; единство социального, нравственного, психологического, общекультурного, профессионального; нерасторжимость профессионально обусловленных качеств личности с деятельностью.

Личность социального работника формируется, развивается, самореализуется, самосовершенствуется в профессиональной деятельности и, как активный субъект этой деятельности, она изменяет себя и деятельность.

В итоге профессиографического анализа исследователями была построена обобщенная прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника. Метод моделирования широко используется в современной науке, включая педагогическую. "В педагогике моделирование приобретает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрывно связано с абстрагированием и идеализацией, посредством которого происходит выделение моделируемых объектов, отображаемых в модели," - отмечает В.В.Краевский.

Проблемы моделирования исследуются известными педагогами и психологами (работы С.И.Архангельского, П.Я.Гальперина, Б.С. Гершунского, В.В.Давыдова, Ю.А.Конаржевского, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, Н.Г.Салминой, В.А.Сластенина, Л.М.Фридмана, Т.И. Шамовой, Н.М. Яковлевой и др.), которые придерживаются понимания модели как системы, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Моделирование трактуется как метод познания объекта через модель. Действия с моделями позволяют исследовать отдельные новообразования, качества, стороны или свойства объекта. Причем, несмотря на то, что модель многозначна, в основе своей она сводится к условному образу (изображению, схеме, описанию) некоторого объекта или системы объектов. (см: схему 1).

Схема 1

Представим характеристику отдельных компонентов личности социального работника как профессионала. Исследователи (И.А. Зимняя, И.И. Ляшенко, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) подчеркивают, что чем труднее для освоения профессия, чем значимее она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Эта позиция имеет прямое отношение к личности социального работника.

Как показывают исследования, практико-гуманистическая направленность деятельности составляет определяющее базовое основание социальной работы. Важнейшей же характеристикой личности социального работника, в полной мере обусловливающей эффективность его деятельности, является ее "гуманистический потенциал" и ценностная ориентация, определяющая личностный смысл профессиональной деятельности, отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность. Для эффективного социального работника характерна ориентация на человека как высшую ценность, осознание и принятие его самоценности, неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.

В частности, М. Рокич уделял большое внимание изучению ценностей. Он определял ценности личности как "абстрактные идеи положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях"

М. Рокич писал о том, что "все люди обладают похожими ценностями, но в разной значимости для каждого. Все личностные ценности организованы в системы..."

Ниже приводятся таблицы, отражающие ценностные ориентации (ценностей - целей и ценностей - средств) студентов и работающих кадров - социальных работников.

Среднегрупповой проранжированный ряд жизненных ценностей имеет следующее представление (См. Таблицу № 1):

Таблица № 1

Ценности-цели

Ранговое место

Средний балл

 

соц. р-к

студент

соц. р-к

студент

Безопасность своей семьи, родных, близких

1

1

5,0

4,8

Отсутствие войн и межнациональных конфликтов

2

3

4,9

4,6

Безопасность страны

3

7

4,5

4,0

Счастье, преданная дружба

4

4

4,9

4,5

Внутренняя гармония (отсутствие конфликта с собой)

5

6

4,1

4,1

Выполнение своих обязанностей (профессиональных, семейных)

6

10

4,0

3,5

Признание в обществе, в кругу людей, коллег

7

5

3,9

4,2

Независимость, свобода выбора

8

9

3,8

3,8

Активная жизнь, внутренний подъем

9

8

3,6

3,9

Спокойная, благополучная жизнь

10

13

3,6

3,0

Равенство (равные возможности для всех), спасение души, вечная жизнь

11

14

3,4

2,9

Красота природы и искусства

12

12

3,3

3,1

Духовная и физическая близость

13

2

3,2

4,7

Удовольствия (приятная, с достатком жизнь, свободная от дел и забот)

14

11

2,3

3,3


 

Инструментальные ценности (т.е. ценности - средства) отражают следующие позиции респондентов социальных работников (См. таблицу № 2) :

Таблица № 2

Ценности-цели

Ранговое место

Средний балл

 

соц. р-к

студент

соц. р-к

студент

Ответственность (надежность)

1

7

4,7

3,8

Широта взглядов (терпимость к чужому мнению)

2

8

4,3

3,7

Умение отстоять свою позицию, мнение

3

1

4,4

4,7

Сдержанность, самоконтроль

4

6

4,2

3,9

Участливость (забота о благополучии других)

5

9

4,0

3,6

Упорство в работе, стремление к успеху, признанию

6

3

3,7

4,2

Искренность, справедливость

7

2

3,5

4.3

Интеллектуальность, осведомленность

8

4

3,4

4,1

Независимость (во взглядах и поведении)

9

5

3,3

4,0

Нежность, гибкость

10

11

3,2

3,2

Вежливость, учтивость

11

12

2.9

3,2

Последовательность, рациональность

12

10

2,8

3,4

Чистоплотность, аккуратность

13

13

2.7

2,9

Исполнительность, почтительность, повиновение

14

14

2,5

2,5


 

Как видно из приведенных данных, социальные работники отдают приоритет общечеловеческим ценностям (забота о семье, ближнем, мир без войн и конфликтов и т.д.), выполнению своих служебно-профессиональных, семейно-личных обязанностей. Но вместе с тем середина эталонного ряда отражает личностно-прагматическую ценностную ориентацию: признание своей профессии в обществе, личное движение к успеху в жизни, в деятельности, независимость, внутренний подъем и др. И такое же ранговое место имеет ценность - цель, как спокойная, благополучная жизнь. Это, несомненно, отражает современные реалии общественно-политической, социально-экономической, нравственной сфер жизни общества и человека.

Информация о работе Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социального работника