Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:53, реферат

Краткое описание

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника
1.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности…………………………………………………...4
1.2 Качественная характеристика социального работника…………………...11
2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе……………………………………………16
2.2. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 99.93 Кб (Скачать файл)

4) максимальная  определенность внешних оценок  с акцентом на положительные  стороны результата;

   5) использование растянутого алгоритма — каждое рабочее задание разбить на составные части, подробно разобрать, дать подводящие упражнения;

6) снижение  уровня рабочего напряжения —  избегать критики, порицания, но  и чрезмерного положительного  эмоционального подкрепления деятельности;

7) избегание  ситуации соревнования, предпочтительнее  соревнование с самим собой  по принципу «сегодня лучше, чем  вчера»;

8) организация  работы таким образом, чтобы человек  периодически добивался успеха, что способствует повышению уверенности  в себе;

9) избегание  обучения и работы в группах  лиц, существенно превосходящих  человека по способностям и  профессиональному уровню;

10) создание  установки не столько на результат, сколько на процесс, способы и  средства выполнения задания;

11) периодическое  предложение заданий подчеркнуто  гипотетического характера, в которых  нет неверных решений.

 Для лиц  с гиперсильной нервной системой, со сниженной тревожностью, с  завышенной самооценкой предпочтительнее  другие, в некоторой степени противоположные, условия деятельности.

 Учет индивидуальных  особенностей позволяет оптимизировать  учебную и профессиональную деятельность, помогает выработке индивидуального  стиля деятельности. Но сам по  себе он не дает максимальной  эффективности и не всегда  возможен. Поэтому следует целенаправленно  формировать значимые для деятельности  свойства личности, а при необходимости  одновременно проводить психологическую  коррекцию. Эти два процесса в  большинстве случаев тесно связаны; однако идеальным является случай, когда можно обойтись без предварительной  коррекции. Для этого надо начинать  целенаправленное формирование  личности как можно раньше, что  позволяет избежать закрепления  нежелательных черт. В оптимальном  случае при ярко выраженных  способностях оно может быть  начато еще в детстве подбором  соответствующих спортивных занятий  и педагогико-воспитательной работы. Однако формирование ПВК личности  является лишь одной из составляющих  процесса гармоничного становления  целостной личности профессионала. Этот процесс не должен ограничиваться  рамками профессиональной деятельности. Особенно важна возможность творческого  самовыражения. Поскольку основной  способ бытия личности — развитие, профессиональная деятельность  должна постоянно ставить перед  человеком новые задачи. Застревание  на одном профессиональном уровне, даже при очень высокой эффективности деятельности, как бы консервирует личность: исчезает один из важнейших стимулов ее развития — противоречие между высокой интегральной оценкой себя как профессионала и более низкой оценкой выполнения отдельных профессиональных задач. В этом случае чаще всего личность встает на путь постепенной профессиональной деформации.

  Особое  внимание нужно обратить на  формирование защитных механизмов  у каждого социального работника. Как правило, это удается сделать  только с помощью серии тренинговых  групп, проводимых специалистом  в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы  формируются при осознании и  принятии целей, методов, своей роли (и ее границ), концепции телефонной  помощи. Каждый должен ответить  на вопрос: "Что я делаю?", "Кто я такой?", "Зачем я  помогаю?", "Как?"

 Умение  справляться с собственными негативными  переживаниями, с агрессией, чувством  брезгливости, раздражительностью: умение  не реагировать эмоционально  на открытую провокацию со  стороны абонентов, не принимать  ее на свой счет – это  способности, помогающие предотвратить  «выгорание».

 Социальные  работники должны хорошо представлять  профессиональные риски, их социально-психологическую  и биологическую природу, иметь  информацию о способах предупреждения  такого рода заболеваний, правильно  реагировать на их наличие. Социальный  работник должен иметь представление  о различных формах проявления  психологического кризиса на  том или ином этапе своей  деятельности. Организация мониторинга  здоровья социальных работников  —  важнейшее направление деятельности  социальных служб и в целом  системы социального обслуживания  населения.

 Психогигиена  социального работника обеспечивается  его толерантностью к синдрому  «сгорания». Социальный работник  должен обладать эмоциональной  устойчивостью, быть готовым к  психическим перегрузкам, избегать  возможных отклонений в собственных  оценках и действиях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей - алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии “социальный работник” ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных работников на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования. Профессия “социальный рабтник” необходима современному российскому обществу в целях воспитания и перевоспитания подростков.

Синдром «выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который  определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за  продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве  усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей  видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении  работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.

В связи с этим, важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ботов В.М. Психодиагностика индивидуально-психологических особенностей в подготовке социальных работников // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. (Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва.) Социальная работа. - М., 1992. Вып.6.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: SVR Аргус, 1994.

3. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. Библиотечка социального работника. - М.: Союз, 1994.

4. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. - Барнаул, 1994.

5. 3айнишев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. Вып. 6. / Отв.ред. И.А.Зимняя. -М., 1992. - 206с.

6. Оганян К.М. Модель социального работника: методологический и педагогический аспекты // Методологические и психолого-педагогические проблемы деятельности социального работника. - СПб., 1994.

7. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. N1.

8. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М., 1994. -127с.

 

 

 


Информация о работе Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социального работника