Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:53, реферат
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника
1.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности…………………………………………………...4
1.2 Качественная характеристика социального работника…………………...11
2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе……………………………………………16
2.2. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
4) максимальная определенность внешних оценок с акцентом на положительные стороны результата;
5) использование растянутого алгоритма — каждое рабочее задание разбить на составные части, подробно разобрать, дать подводящие упражнения;
6) снижение
уровня рабочего напряжения —
избегать критики, порицания, но
и чрезмерного положительного
эмоционального подкрепления
7) избегание ситуации соревнования, предпочтительнее соревнование с самим собой по принципу «сегодня лучше, чем вчера»;
8) организация
работы таким образом, чтобы человек
периодически добивался успеха,
что способствует повышению
9) избегание обучения и работы в группах лиц, существенно превосходящих человека по способностям и профессиональному уровню;
10) создание
установки не столько на
11) периодическое
предложение заданий
Для лиц
с гиперсильной нервной
Учет индивидуальных
особенностей позволяет
Особое
внимание нужно обратить на
формирование защитных
Умение
справляться с собственными
Социальные
работники должны хорошо
Психогигиена
социального работника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей - алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии “социальный работник” ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных работников на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования. Профессия “социальный рабтник” необходима современному российскому обществу в целях воспитания и перевоспитания подростков.
Синдром «выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.
В связи с этим, важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ботов В.М. Психодиагностика индивидуально-психологических особенностей в подготовке социальных работников // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. (Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва.) Социальная работа. - М., 1992. Вып.6.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: SVR Аргус, 1994.
3. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. Библиотечка социального работника. - М.: Союз, 1994.
4. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. - Барнаул, 1994.
5. 3айнишев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. Вып. 6. / Отв.ред. И.А.Зимняя. -М., 1992. - 206с.
6. Оганян К.М. Модель социального работника: методологический и педагогический аспекты // Методологические и психолого-педагогические проблемы деятельности социального работника. - СПб., 1994.
7. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. N1.
8. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М., 1994. -127с.