Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:32, реферат

Краткое описание

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.
Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.тема 4.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального  образования              

                             

                            Российской Федерации                             

                    Оренбургский Государственный Университет                  

                      Кафедра физического воспитания                     

     Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

                               студентов.                               

                   Средства физической культуры                   

                в регулировании работоспособности.               

Группа: 2000 ПИ-1

Выполнил: Фридман М

Проверила: Алексеева Э.Н.

Оценка     ____________

Роспись    ____________

                             Оренбург 2000г.                            

     1. Психофизиологическая  характеристика интеллектуальной  деятельности и

                          учебного труда студентов                         

Результаты исследований свидетельствуют  о том, что здоровье человека напрямую

связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во

многом зависит успешность учебной  и производственной деятельности студента.

Очевидно, что имеющее тенденцию  к росту утрачивание резервных  возможностей,

сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным

факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов  ведут к

существенному снижению эффективности  обучения и дальнейшей профессиональной

деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение умственной работоспособности  наблюдается при психических  болезнях,

органических заболеваниях головного  мозга, а также при пограничных  состояниях

заболеваний. Даже при пограничных  нервно-психических расстройствах

продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

Обучение в высшей школе требует  от студентов значительных интеллектуальных и

нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных  сессий

до  пределов возможного.

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки

выпускников вузов является активная учебно-трудовая  и познавательная

деятельность  студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в

условиях  объективно существующих противоречий, к которым относятся:

1)     противоречия между большим объемом  учебной и научной информации, и,

дефицитом времени на ее освоение;

2)     между объективно текущим постепенным,  многолетним процессом

становления социальной зрелости будущего специалиста  и желанием как можно

быстрее самоутвердиться и проявить себя;

3)     Между стремлением к самостоятельности  в отборе знаний с учетом  личных

интересов и жесткими рамками учебного плана  и учебных программ

Эти противоречия создают высокое  нервно-эмоциональное напряжение, которое

отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.

Студенческий возраст характеризуется  интенсивной работой над формированием

своей личности, выработкой стиля  поведения. Это время поиска молодыми людьми

ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные,

общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является

также заключительным этапом поступательного  возрастного развития

психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в

этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.

Трудности обучения в вузе связаны  не только с необходимостью творческого

усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии

умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но

существуют еще и скрытые  трудности, которые сказываются  порой весьма

существенно на учебе  психоэмоциональном состоянии студентов.

К ним относятся целый ряд  обстоятельств студенческой жизни, кажущихся

малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие

отрицательный эффект, который можно  назвать неспособностью студентов  к

обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

1)                                     Резко отличающиеся от школьных  методы

и организация обучения, требующие  значительного повышения самостоятельности  в

овладении учебным материалом

2)                                     Отсутствие хорошо налаженных

межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива

3)                                     Ломка старого, сложившегося за  годы

учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского».

4)                                     Сопутствующее поступлению в  вуз новые

заботы, которые чаще возникают  у студентов, проживающих в общежитии.

Особенно в затруднительном  положении оказываются студенты младших курсов. С

одной стороны они должны сразу  включаться в напряженную работу, требующую

применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление

новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма.

Включение студентов в новую  систему жизнедеятельности может  сопровождаться

нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой

активности, беспокойством и т.д.

На психофизическом состоянии  студентов отражаются также субъективные и

объективные факторы. К объективным  факторам относятся возраст, пол, состояние

здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и

др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний,

способность адаптироваться к новым  условиям обучения в вузе, психофизические

возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер,

темперамент,  коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому

подобное.

Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов,

возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень  и

информационный объем, которых  все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является

экзаменационный период 0 один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в

большинстве случаев в условиях дефицита времени  и характеризующийся

повышенной  ответственности с элементом  напряженности. Отрицательное

воздействие на организм усиливается при суммарно влиянии нескольких факторов

риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

     2. Динамика работоспособности студентов в учебном году

                         и факторы, ее определяющие                        

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению

конкретной  умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и

параметров  эффективности. Основу работоспособности  составляют специальные

знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности,

например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические  – состояние

сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной  и других систем;

физические  – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.:

совокупность  специальных качеств, необходимых  в конкретной деятельности.

Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню

мотивации и поставленной цели.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от

свойств личности, типологической особенности  нервной системы, темперамента.

Наряду  с этим, на нее влияют новизна  выполняемой работы, интерес к  ней,

установка на выполнение определенного кокретного задания, информация и оценка

результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов

претерпевает  изменения, которые отчетливо наблюдаются  в течение дня, недели,

полугодия (семестра), учебного года.

                               Учебный день                              

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой

продуктивности учебного труда. После  звонка они не могут сразу

сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и

более 30 минут, прежде чем работоспособность  достигает оптимального уровня.

Этот период врабатывания характеризуется  постепенным повышением

работоспособности с определенными  колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой) работоспособности  имеет продолжительность 1,5

– 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется

изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая

выполняется.

Третий  период – период полной компенсации, характеризуется появлением

начальных признаков утомления, которые  компенсируются волевым усилием  и

положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает  неустойчивая компенсация, нарастает  утомление,

наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности

учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное  снижение работоспособности, которая

перед окончанием работы может смениться  кратковременным ее повышением за счет

мобилизации резервов организма (конечный порыв).

При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое

уменьшение ее продуктивности. В  результате снижения работоспособности  и

угасания рабочей доминанты.

Учебный день студента кроме аудиторных занятий включает самоподготовку.

Наличие второго подъема работоспособности  объясняется не только суточным

ритмом, а главным образом психологической  установкой на выполнение учебных

заданий.

Вариантность изменения отдельных  сторон работоспособности обусловлены  и тем,

что учебная деятельность студентов  характеризуется постоянным переключением

различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные

занятия и другие)

    

8

10

12

14

16

18

20

22

24


 

    

Учебные

занятия

Отдых

Самоподготовка


 

    

     Рис.1 Работоспособность студентов в течение учебного дня

                              Учебная неделя                             

Динамика умственной работоспособности  в учебном недельном цикле

характеризуется наличием периода  врабатывания в начале (понедельник,

вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и

снижением в последние дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем,

что связывают с явлением «конечного порыва».

Типичная кривая работоспособности  может изменяться при наличии  фактора

нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни

недели. Такими факторами могут  быть выполнение контрольной работы, участие в

коллоквиуме, подготовка и сдача  зачета.

                             

    

пн

вт

ср

чт

пт

сб


 

     Рис 2. Работоспособность студентов в учебной неделе. Пунктиром отмечено

                          явление конечного порыва                         

                      Учебный семестр и учебный год                     

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период

врабатывания, сопровождаемый постепенным  повышением уровня работоспособности.

Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает  период устойчивой

работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты,

работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой

работоспособности усиливается. В  период зимних каникул работоспособность

восстанавливается к исходному  уровню, а если отдых сопровождается активным

использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной

работоспособности

Начало второго полугодия также  сопровождается периодом врабатывания

продолжительность которого сокращается  по сравнению с первым полугодием до

1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины

февраля до начала апреля характеризуется  устойчивым уровнем. Причем, этот

уровень может быть выше, чем в  первом полугодии. В апреле наблюдаются

признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В

зачетную сессию и в период экзаменов  снижение работоспособности выражено

резче, чем в первом полугодии. Процесс  восстановления отличается более

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособ