Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа
Объект исследования: здоровый образ жизни.
Цель исследования: рассмотреть пути формирования здорового образа жизни.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические аспекты формирования здорового образа жизни;
Рассмотреть основные пути формирования здорового образа жизни.
Введение …………………………………………………………………….….. 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни …. 4
1.1. Понятие здорового образа жизни ……………………………….………. 4
1.2. Здоровый образ жизни как фактор, формирующий здоровье человека … 7
Глава 2. Пути формирования здорового образа жизни ……………….…….. 11
2.1. Преодоление отрицательного воздействия факторов риска …….……. 11
2.2. Формирование потенциала общественного здоровья ……….…………. 23
Заключение …………………………………………………………………….. 26
Список использованной литературы …………
Содержание:
Введение …………………………………………………………………….….. 2
Глава
1. Теоретические аспекты
1.1. Понятие здорового образа жизни ……………………………….………. 4
1.2. Здоровый образ жизни как фактор, формирующий здоровье человека … 7
Глава 2. Пути формирования здорового образа жизни ……………….…….. 11
2.1. Преодоление
отрицательного воздействия
2.2. Формирование
потенциала общественного
Заключение …………………………………………………………………….. 26
Список использованной литературы ………………………..……………….. 28
Введение
Актуальность работы. Представления человека о здоровом образе жизни формируются в единстве с его ценностно-смысловой организацией и теми ценностями, которые формирует государство как целевые установки, через СМИ.
Традиционно здоровый образ жизни и в научной литературе, и в субъективных представлениях людей трактуется как поведение, включающее регулярное и правильное питание, физические нагрузки, соблюдение режима (отдых, сон), отсутствие вредных привычек (пристрастия к алкоголю, курению, наркотикам).
Здоровый образ жизни – это образ жизни, который объединяет все, что способствует исполнению человеком каких-либо бытовых и общественных функций в наиболее удобных для организма условиях; включает в себя физиологически оптимальный, рационально организованный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение требований и правил психогигиены, рационального питания, личной гигиены, систематические занятия физической культурой и активный двигательный режим, отказ от вредных привычек, продуманную организацию досуга и т.п.
Принципиально важно, чтобы человек осознавал свою личную ответственность за собственное здоровье, чтобы он имел желание и возможность выбора той или иной стратегии его улучшения. И чем более он в состоянии контролировать свое здоровье, тем более он может воспринимать себя как существо автономное, самодостаточное и свободное. Задачи сохранения и укрепления здоровья россиян требуют комплексного подхода, скоординированного взаимодействия многих ведомств и, главное, самого активного участия граждан.
Забота о здоровье населения, его духовном и физическом развитии – одна из основных задач любого общества. На протяжении последних пятнадцати лет практическая работа в этом направлении в нашей стране была ориентирована, прежде всего, на лечение заболеваний, а не их профилактику, выяснение и устранение причин, негативно влияющих на здоровье населения, что делает тему курсовой работы актуальной.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни.
Объект исследования: здоровый образ жизни.
Цель исследования: рассмотреть пути формирования здорового образа жизни.
Задачи исследования:
Образ жизни - вид активной жизнедеятельности индивидуума. В структуру медико-социальной характеристики образа жизни входят[14; 62]:
1) условия труда и трудовая деятельность;
2) хозяйственно-бытовая
3) рекреационная деятельность, которая направлена на взаимодействие с окружающей средой и восстановление физических сил;
4) социальная деятельность в семье (уход за престарелыми родственниками, детьми);
5) взаимоотношения членов семьи, планирование семьи;
6) формирование социально-
7) медико-социальная активность (отношение к медицине, здоровью, ориентирование на здоровый образ жизни).
С образом жизни связывают такие понятия, как качество жизни (параметры, которые характеризуют степень обеспеченности человека с материальной точки зрения), уровень жизни (структура доходов на человека), стиль жизни (психологические особенности поведения индивидуума), уклад жизни (быт, порядок жизни, культура).
Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области улучшения общественного и индивидуального здоровья, его охраны в определенных социально-экономических условиях. Медико-социальная активность включает: выполнение медицинских рекомендаций, наличие гигиенических навыков, участие в оздоровлении окружающей среды и образа жизни, умение оказывать первую доврачебную помощь, использовать средства традиционной, народной медицины и т.д. Повышение уровня медицинской грамотности и активности населения - важнейшая задача участкового врача, педиатра, социального работника.
Важной составной частью медико-социальной активности является ориентировка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это поведение, которое базируется на научно обоснованных нормативах, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активизацию защитных сил организма, достижение активного долголетия [19; 85].
Любая социальная программа должна в своей основе ставить запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены - медицинской науки о здоровье, способах его улучшения и сохранения, о здоровом образе жизни. Отклонение программ от гигиенической принципов приводят к их неэффективности.
С формальной точки зрения, здоровый образ жизни - это комплекс полезных, устойчивых для здоровья привычек. Начинать их выработку лучше не в юношеском или старшем возрастах, когда мешают сформировавшиеся привычки и лень, а младшем возрасте. В детстве при правильном сочетании надлежащего воспитания, стабильного режима дня, условий учебы и здорового быта, привычки здорового образа жизни вырабатываются легко и закрепляются прочно на всю жизнь. В дальнейшем только нездоровые и особо хаотичные условия жизни могут разрушить сформировавшуюся систему привычек.
Здоровый стиль жизни содержит в себе следующие элементы: оптимальный режим труда и отдыха, плодотворный труд, лучший двигательный режим, искоренение вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Огромное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных явлений часто дают отрицательные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит к изменению сложившейся структуры природных компонентов.
Загрязнение поверхности гидросферы, суши, атмосферы, Мирового океана влияет на состояние здоровья людей, загрязнение атмосферы – на состояние дыхательных путей, эффект «озоновой дыры» – на образование злокачественных опухолей, загрязнение вод ухудшает общее состояние здоровья людей, снижает продолжительность жизни. Здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, окружающих человека [4; 69].
Здоровый образ жизни - единственное средство защиты от всех заболеваний одновременно. Все знают, что он ориентирован не на предотвращение каждого заболевания в отдельности, а всех в совокупности. В связи с этим он в особенности экономичен, рационален и желателен.
Здоровый образ жизни - это выработка у людей цепочки взаимосвязанных привычек и навыков. Необходимо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере личной гигиены и быта, не раздумывая над простыми поступками и постоянно придерживался при этом гигиенических рекомендаций.
В отличие от прошлых лет сейчас всем понятно, что здоровый образ жизни включает в себя культуру отдыха и разрядки. Это обусловлено физиологически обоснованной потребностью отвлекаться на получение удовольствий. Они должны быть естественными, натуральными, а не искусственными (наркотическими). Нужны стереотипы сочетания активного, пассивного и праздничного видов отдыха.
Здоровый образ жизни
формируют все стороны и
Таким образом, здоровый образ жизни должен формироваться с ранних лет, в детстве, потому что именно в детстве это легче всего сделать. Формирование здорового образа жизни и правил личной гигиены в более старшем (юношеском) возрасте не вполне рационально, ведь уже сложившаяся система привычек мешает привить основы здорового образа жизни.
1.2. Здоровый образ жизни как фактор, формирующий здоровье человека.
В настоящее время анализ развития любой страны включает в себя оценку здоровья населения, которое зависит от экономического положения государства. ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) приводит следующие данные: бедность связана с плохим репродуктивным здоровьем, высокой младенческой смертностью, ослаблением иммунитета, учащением заболеваний инфекционными заболеваниями (особенно ВИЧ и туберкулезом), самоубийствами, депрессиями, употреблением наркотических веществ и т.п. Жизнь в состоянии бедности предполагает низкую ожидаемую продолжительность жизни.
В сравнении с Европой Россия употребляет в два раза больше алкоголя и табака. Не сумев решить проблемы здорового образа жизни, российская медицина вынуждена бороться со следствием этого. То есть деньги тратятся на лечение болезней, которых можно было избежать, если бы больше внимания уделялось формированию здорового образа жизни.
Статистические данные показывают планомерное снижение численности населения России (рис. 1)[25; 12]:
Рис. 1. Численность населения России
В настоящее время, по данным Всероссийской переписи численность населения составляет 143,3 млн. человек, то есть тенденция к сокращению россиян сохраняется.
При этом надо учитывать, что из числа проживающих в России около 10 млн. человек являются мигрантами.
Эпидемиологические, социально-гигиенические, клинико-социальные и иные исследования показывают, что здоровье людей, в первую очередь, зависит именно от образа их жизни. По данным ВОЗ к факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся (рис. 2) [25; 14]:
То есть болезни человечества обусловлены, прежде всего, образом жизни и повседневным поведением. Поэтому, здоровый образ жизни должен рассматриваться как основа предупреждения заболеваний.
Рис. 2. Факторы, влияющие на здоровье человека
Подтверждается это, например, тем, что в США снижение уровня смертности населения на 94 %, детской смертности на 80 % и увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают с рационализацией образа жизни и улучшением условий жизни и труда, а не с успехами медицины. В России 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.
В связи с этим Межведомственная комиссия Совета безопасности России по охране здоровья населения определяет здоровье «как ведущий системообразующий фактор национальной безопасности»[25, 16]. Если среда обитания, здоровье популяции, рост смертности, снижение рождаемости выходят из-под контроля, то не может быть и безопасности.
В определении понятия здорового стиля жизни нужно учесть два основных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие определенным условиям жизнедеятельности. В установлении здорового образа жизни для каждого человека нужно учитывать его типологические особенности, половозрастную принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет.
Важное место при формировании здорового образа жизни должны занимать личностные и мотивационные особенности человека, его жизненные ориентиры, которые отдельно быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.
Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих биосоциальных критериев [8; 39].
1. Оценка морфофункциональных показателей здоровья:
2. Оценка состояния иммунитета:
3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:
Информация о работе Пути формирования здорового образа жизни