Развитие выносливости у пловцов на первом этапе подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 04:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности методики развития выносливости при обучении юных пловцов на начальном этапе.
Гипотеза: можно предположить, что развитие общей выносливости при обучении плаванию на начальном этапе должно происходить с учетом возрастных особенностей юных пловцов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ 5
1.1. Этапы многолетней тренировки 5
1.2. Задачи и содержание этапов начальной подготовки 9
1.3. Возрастные особенности начальной подготовки юных пловцов (возраст 8-10) 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 15
2.1. Понятие о выносливости 15
2.2. Факторы, определяющие проявления выносливости 19
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 22
3.1. Средства и методы 22
3.2. Контроль, планирование развития общей выносливости 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Вложенные файлы: 1 файл

Плавание.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

На специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировка направлена на повышение специальной работоспособности, что достигается широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, и собственно соревновательных.

Таким образом, многолетняя подготовка пловцов является необходимой. Оптимальный возраст для этапа начальной подготовки составляет 8-10 лет.

1.2. Задачи  и содержание этапов начальной  подготовки

Этапы  предварительной  и  начальной  подготовки, являясь  неотъемлемой  частью  многолетнего  процесса  подготовки  юных  спортсменов, имеют  свои  специфические  особенности, обусловленные  целями  и  задачами  данных  этапов, а  также  спецификой  избранного  вида  спорта.

Этап начальной подготовки пловцов начинается для девочек 8-9 лет, для мальчиков 9-10 лет. Продолжительность 3-4 года. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования. Важнейшим на втором этапе является доступность для подростка тренировочных и соревновательных нагрузок, развитие физических качеств и функциональных возможностей, в строгом соответствии с особенностями возраста.

Цели начального обучения детей плаванию [22, c. 71]:

1. Научить детей  уверенно и безбоязненно держаться на воде.

2. Максимально  использовать все факторы, способствующие  укреплению здоровья детей и  их физическому развитию.

3. Заложить прочную  основу для дальнейших занятий  плаванием.

На этапе  начальной спортивной подготовки пловцов  основными задачами являются:

- поиск одаренных  детей на основе морфологических  критериев и показателей двигательной  одаренности; 

- формирование  устойчивого интереса и мотивации  к занятиям плаванием; 

- обучение основам  техники спортивных способов  плавания, широкому кругу двигательных навыков;

- укрепление  здоровья и закаливание, всестороннее  физическое развитее.

Основными задачами в функциональной подготовке пловцов на начальном этапе являются [19, c. 52]:

1. совершенствование  выносливости в аэробной зоне  и начало совершенствования выносливости в смешанной аэробно-анаэробной зоне энергетического обеспечения;

2. начало совершенствования  силовой выносливости;

3. начало развития скоростных и скоростно-силовых качеств;

4. становление  техники спортивного плавания  в соответствии с общепринятыми стандартами;

5. совершенствование  гибкости;

6. начало психологической  и тактической подготовки.

Одна из важнейших  задач этого этапа - воспитание спортсмена. От того какой сложится вокруг него нравственный климат, какие жизненные  установки он получит в этот сложный период развития, во многом зависит формирование морально-психологического облика будущего спортсмена.

С.М.Гордон и  Г.Соколов отмечают различия в обучения плаванью мальчиков и девочек. Авторы выделили "запас" времени, определенный по разнице от начала занятий (9-10 лет) до возраста наивысших достижений - у девушек 15 - 16 лет, у юношей 18 - 19 лет и мужчин - спринтеров - 21 - 22 года выделяют этапы - начальной подготовки: девочки 6-9 лет, мальчики 6-11 лет; длительностью от 1 до 2 лет у девочек и 1 до 3 лет у мальчиков - этап заканчивается выполнением 3-го разряда [3, c. 69].

Этап базовой  подготовки у девочек с 9 - 11 до 12 лет, у мальчиков с 11 - 13 до 14 лет длится 1-3 года и должен завершаться выполнением  норматива кандидата в мастера спорта. Этап начальной специализации у девочек от 11 -13 до 14 лет, у мальчиков от 13 -14 до 15 лет завершается выполнением норматива мастера спорта и на этом этапе пловцы для дальнейшей лодготовки делятся на группы, спринтеров и стайеров. Этап наивысших достижений по данным этих авторов приходится на период биологического созревания и проходит от 13 - 14 до 17 - 18 лет у девушек и от 14 - 15 до 22 лет у юношей.

На этапе  начальной подготовки пловцов, который  в большинстве случаев совпадает  с возрастом от 8 до 10 лет, принципиальны преимущественно общефизическая направленность и «щадящие» нагрузки. Однако самым главным и по существу первичным по отношению к этим и другим важным положениям является глубокое осознание тренером того, что больше всего заинтересовать детей спортом может удовольствие от движений и общения с дружелюбным, внимательным и многое знающим педагогом, иными словами, «игра в спорт» в самом широком понимании, успех которой прежде всего зависит от отношения тренера к ученикам и работе.

Подготовка  начинающих пловцов характеризуется  разнообразием средств и методов, применением материала различных  видов спорта и подвижных игр, а также игрового метода. Основное содержание начального этапа подготовки составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения [19, c. 38].

С первых же шагов  начального обучения плаванию необходимо предусмотреть соответствие между  усвоением движений и уровнем развития двигательных способностей ребенка.

При начальном  обучении плаванию лучше всего применять  ныряние, прыжки в воду, скольжение, продвижение вперед и правильное дыхание.

Начальное обучение плаванию проводится в два этапа. В конце первого этапа дети должны приобрести навыки, которые помогут им уверенно и надежно чувствовать себя на воде.

На втором этапе  разучиваются техника спортивных способов плавания, старты и простые повороты. На первом и втором этапах постепенно отрабатываются двигательные навыки.

На первом этапе  основами плавания занимаются преимущественно  дошкольники.

В обучении детей  плаванию на начальном этапе особое место занимают игры. «Маленькие игры» составляют необычайно эффективное средство как целенаправленный игровой элемент в системе физической подготовки. Различные игры, знакомые многим детям, можно проводить в воде, внося в них незначительные изменения. Это позволит инструктору внести разнообразие в урок, сделать интересным процесс обучения.

Эффективность обучения зависит также от того, как часто повторяются занятия. Многочисленные исследования показали, что непродолжительные, но частые занятия обеспечивают больший успех, чем занятия, проводимые дольше, но реже. Действительно, группы, которые занимаются плаванием 6 раз в неделю, делают большие успехи, чем группы, с которыми проводятся занятия 3, 2 или только 1 раз в неделю.

При развитии двигательных навыков важное значение имеет и  развитие двигательных качеств. Повышенные нагрузки на сердечно-сосудистую систему и на двигательный аппарат помогают вырабатывать выносливость, силу и ловкость. Все упражнения, требующие смелости или ловкости, сначала выполняют наиболее подготовленные дети. Однако инструктору не рекомендуется выдвигать одних и тех же детей и только их ставить в пример. Это может развить у них ненужное чувство превосходства, другие же могут утратить веру в свои силы, что нанесет вред всему коллективу [10, c. 47].

Продолжительность занятий, за время которых ребенок может  овладеть основными навыками плавания и выполнить определенные нормативы, зависит от трех основных факторов: от профессиональной подготовки и педагогического мастерства инструктора, от уровня развития юных пловцов и от внешних условий.

Инструкторы прежде всего должны подготовить такой  комплекс упражнений и в такой последовательности, чтобы они обеспечили систематическое совершенствование плавательных навыков, способствовали развитию моторики у ребенка и стимулировали рост его спортивных достижений.

Следует всегда тщательно  продумывать, как разговаривать с детьми, особенно школьного и младшего школьного возраста, как пробудить в них интерес к занятиям, как построить урок с физической и психической точек зрения. Все это нужно для того, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Интересные и разнообразные занятия помогут инструктору увеличивать время пребывания детей в воде. Все объяснения должны быть краткими, простыми и понятными для ребенка, а задания — четко сформулированными [3, c. 120].

Таким образом, обучение плаванию детей 8-10 лет должно строиться в соответствие с возрастными особенностями ребенка, в частности с учетом анатомо-морфологических особенностей организма детей. Начальный этап обучения плаванию включает в себя два основных этапа.  При этом особое внимание необходимо уделять неравномерности созревания функций у мальчиков и девочек.

1.3. Возрастные  особенности начальной подготовки  юных пловцов (возраст 8-10)

При подготовке юных пловцов надо прежде всего учитывать биологический возраст. Возраст максимального годового прироста показателей (сенситивный период) является основополагающим для разработки программ педагогического воздействия, направленных на интенсификацию роста этих показателей (В.К. Бальсевич, В.П. Филин, Н.Ж. Булгакова и др.).

Длина и масса тела - структурные  предпосылки для формирования силовой и функциональной подготовленности юного пловца. Рост этих показателей у мальчиков и девочек происходит неодинаково. Наиболее интенсивный прирост длины тела у девочек приходится на 10-13 лет с пиком прироста в 11-12 лет, а у мальчиков с 12 до 15 лет с пиком прироста в 13-14 лет [6, c. 94].

Возрастная динамика силовых  показателей служит отражением динамики развития массы тела с естественным годичным опозданием по срокам пиков прироста, т.е. функциональная реализация мышечной массы в силовые показатели отстает от возрастного увеличения. У девочек прирост силовых показателей, зафиксированных на суше и в воде, происходит в возрасте 10-14 лет, а у мальчиков с 12 до 16 лет. Причем разница в абсолютных величинах силовых показателей, зарегистрированных на суше, больше, чем в воде. Вероятно, девочки из-за лучшей межмышечной координации имеют более эффективный гребок и лучшие гидродинамические качества. Это демонстрирует показатель длины скольжения, который выше у девочек во всем возрастном диапазоне 11-16 лет. Ускорение ростового процесса наблюдается уже в предпубертатном периоде (8-11 лет у девочек и 9-12 лет у мальчиков).

Анатомо-физическое развитие мальчиков и девочек 8-10 лет существенно отличается. В этом возрасте заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 8 лет составляет 1400 мл, у девочек 8 лет - 1200 мл. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого) [18, c. 30].

Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

  При  планировании  подготовки пловцов необходимо  учитывать  особенности  формирования  адаптации  к  тренировочным  нагрузкам, заключающиеся, в  частности, и  в  том, что  даже  однократная  физическая  нагрузка  умеренной  продолжительности  способствует  практически  полному  развёртыванию  всех  функциональных  систем  организма  для  его  адаптации  к  мышечной  деятельности. Адаптация  юных  пловцов  к нагрузкам средней и   высокой степени интенсивности зависит, прежде  всего, от  степени развития  различных функциональных  систем  организма. Чем более  разносторонней  будет  подготовка  юного  спортсмена, тем  более  высоким  будет  уровень  его  тренированности.

Развитие  срочной  и  долговременной  адаптации  тесно  связано  с  работоспособностью  спортсмена  и  особенностью  протекания    процессов  утомления  и  восстановления.  Эффективного  протекания  адаптации  юных  спортсменов  можно  добиться выполнением  в  три - четыре  раза  меньших  объёмов  работы  при  значительно  меньшей  её  интенсивности  по  сравнению  с  взрослыми  спортсменами. Это  связано  с  тем, что  при  выполнении  одинаковой  с  взрослыми  спортсменами  работы, энергетические  затраты  у  юных  спортсменов  будут  значительно  выше. Также  на  это  влияют  невысокие  анаэробные  возможности. Ограниченные  возможности  креатин - фосфатного  механизма  энергообеспечения  связаны  с  невысоким  содержанием  КрФ  в  мышцах, кроме  этого  и  низкий  уровень  содержания  гликогена  в  мышцах  значительно  ограничивает  анаэробные  гликолитические  возможности, что  в  совокупности  приводит  к  быстрой  утомляемости. Таким  образом, для  улучшения  адаптационных  возможностей  целесообразно  применять  кратковременные  нагрузки  анаэробной  и   аэробной  направленности  и  достаточно  разнообразные  по  своему  воздействию [11, c. 53].

В  процессе  организации  тренировочного  процесса  необходимо  учитывать, что  при  обучении  сложным  движениям  детям  требуется  больше  времени, чем  взрослым, но  закрепление  движения  будет  более  глубоким.      Детский  возраст наиболее  благоприятен  для обучения  сложным в координационном отношении движениям.

Информация о работе Развитие выносливости у пловцов на первом этапе подготовки