Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое исследование влияния специфики двигательных методов на начальном обучении бальными танцами детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить различные новейшие подходы и методы начального обучения бальными танцами детей младшего и старшего дошкольного возраста.
2. Отобразить специфику работы педагога бального танца с детьми на начальном этапе обучения.
3. Анализ новейших методов, влияющих на двигательную активность детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………2
1.Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста на начальном этапе обучения бальными танцами ………………4
1.1 Понятие арт-терапии……………………………………………………..4
1.1.1 Функции и значение арт-терапии……………………………………...6
1.2 Понятие сказкотерапии…………………………………………………..7
1.2.1Теоретические основы сказкотерапии: фольклор в действии на двигательную активность дошкольников…………………………………………8
1.2.2 Сказкотерапия в сочетании с использованием фитбол-танцевальной гимнастики с детьми дошкольного возраста………………………………11
1.2.3 Танцевально-двигательная сказкотерапия для дошкольников……..16
1.2.4 Роль и значение сказкотерапии и фитбол-танцевальной гимнастики во влиянии на двигательную активность детей дошкольного возраста…….17
2. Понятие игротерапии……………………………………………………..19
2.1 Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического совершенствования дошкольников………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………....26
Список используемых источников…………………………………………..28
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….32
Приложение 3………………………………………………………………….33
Приложение 4………………………………………………………………….34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Использование
1.1 Понятие арт-терапии……………………………
1.1.1 Функции и значение арт-терапии……………………………………...6
1.2 Понятие сказкотерапии………………………
1.2.1Теоретические основы сказкотерапии: фольклор в действии на двигательную активность дошкольников…………………………………………8
1.2.2 Сказкотерапия в сочетании с использованием фитбол-танцевальной гимнастики с детьми дошкольного возраста………………………………11
1.2.3 Танцевально-двигательная сказкотерапия для дошкольников……..16
1.2.4 Роль и значение сказкотерапии и фитбол-танцевальной гимнастики во влиянии на двигательную активность детей дошкольного возраста…….17
2. Понятие игротерапии…………………………………………………
2.1 Роль и значение подвижных
танцевальных игр для физического совершенствования
дошкольников………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………..28
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….32
Приложение 3………………………………………………………………….33
Приложение 4………………………………………………………………….34
Введение
Актуальность исследования. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям – именно эти аспекты подразумевает под собой бальный танец. Но прежде чем приступать к обучению детей непосредственно бальным танцам, необходимо заинтересовать ребёнка, увлечь его в дальнейшее изучение этим занятием с помощью сказочной терапии и игротренинга. Заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи, что помогает воспитать не только двигательные способности ребёнка, но и коммуникативные качества.
Данная работа позволяет подробно рассмотреть влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретическое исследование влияния специфики двигательных методов на начальном обучении бальными танцами детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить различные новейшие
подходы и методы начального
обучения бальными танцами
2. Отобразить специфику
работы педагога бального
3. Анализ новейших методов,
влияющих на двигательную
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования. Значение данной работы является во влиянии бального танца и сопутствующих ему методик на двигательную активность детей дошкольного возраста.
База исследования: Библиотека им. А.С.Пушкина, библиотека ТГУ им. Г.Р.Державина, всемирная сеть Интернет.
1.Использование
нетрадиционных методик для
Существует множество разных методик для развития двигательной активности детей: сказкотерапия, всевозможные игротренинги, арт–терапия, танцедвигательная терапия и другие. Их эффективность уже давно доказана. Все эти методы идеально подходят для работы с детьми дошкольного возраста перед началом изучения бальных танцев.
1.1 Понятие арт-терапии
В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.
Понятие «арт-терапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества. В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:
1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
2) как комплекс арт-
3) как направление
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно – творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.
В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством и др.) , библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию) , музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки) , вокалотерапию ( лечение пением) , кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями) .
1.1.1 Функции и значение арт-терапии
Основные функции арт-терапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно – рефлексивная
(обеспечивающая коррекцию
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Различные варианты арт-терапии
предоставляют возможность
1.2 Понятие сказкотерапии
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Задачи сказкотерапии:
1.Научиться тому, как учить;
2.Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;
3.Изобрести метод
4.Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности, что помогает детям легко приобщиться к различным занятиям, в частности, к бальным танцам.
1.2.1 Теоретические основы сказкотерапии: фольклор в действии на двигательную активность дошкольников
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы обучения детей дошкольного возраста бальным танцам. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, двигательно-танцевальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс обучения танцам путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
Включение фольклора в процесс приобщения к танцевально-двигательной активности требует выполнения определённых условий:
1) Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические и танцевальные упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, игры в виде сказок, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски. [Приложение 1.]
2) Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
3) Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.
4) Педагог бального танца
должен учитывать, с одной
5) Моторная плотность
танцевально-двигательных
Основной формой организованного обучения физическим и танцевальным упражнениям в дошкольном учреждении являются двигательно-активные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях разнообразны. У детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражнению с названием (например, общеразвивающее упражнение «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса – всему краса» – ходьба с гордой осанкой).
Физические и танцевальные упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить танцевальное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных движений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физических занятий:
1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении движений можно использовать 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками или загадками.
2. Сюжетные танцевальные
занятия с «вкраплением», «
3. Театрализованные танцевальные
занятия с использованием
4. Музыкально - ритмические
занятия, основанные на
5. Игровые танцевальные занятия на основе русских народных подвижных игр.
6. Познавательные занятия
с использованием элементов
7. Интегрированные физкультурно-
Помимо перечисленных
форм работы необходимо включать фольклор
и в физкультурно-
Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.
1.2.2 Сказкотерапия в сочетании с использованием фитбол-танцевальной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения бальным танцем в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики. Для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания ( «Детство», «Старт», «Физкульт-ура!» и др.) Многие дети нуждаются в особых программахобучения бальными танцами, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только двигательно-танцевального, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы способствовали максимальной активности всех каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками.