Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста пи занятиями бальными танцами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретическое исследование влияния специфики двигательных методов на начальном обучении бальными танцами детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить различные новейшие подходы и методы начального обучения бальными танцами детей младшего и старшего дошкольного возраста.
2. Отобразить специфику работы педагога бального танца с детьми на начальном этапе обучения.
3. Анализ новейших методов, влияющих на двигательную активность детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1.Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста на начальном этапе обучения бальными танцами ………………4
1.1 Понятие арт-терапии……………………………………………………..4
1.1.1 Функции и значение арт-терапии……………………………………...6
1.2 Понятие сказкотерапии…………………………………………………..7
1.2.1Теоретические основы сказкотерапии: фольклор в действии на двигательную активность дошкольников…………………………………………8
1.2.2 Сказкотерапия в сочетании с использованием фитбол-танцевальной гимнастики с детьми дошкольного возраста………………………………11
1.2.3 Танцевально-двигательная сказкотерапия для дошкольников……..16
1.2.4 Роль и значение сказкотерапии и фитбол-танцевальной гимнастики во влиянии на двигательную активность детей дошкольного возраста…….17
2. Понятие игротерапии……………………………………………………..19
2.1 Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического совершенствования дошкольников………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………....26
Список используемых источников…………………………………………..28
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….32
Приложение 3………………………………………………………………….33
Приложение 4………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 59.04 Кб (Скачать файл)

Гимнастика и танцевальное занятие с использованием фитболов относиться к одному из видов танцевальной фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.

Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Шар посылает оптимальную  информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект танцевальных занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.

Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному  воздействуют на психическое состояние  и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета.

Мячи позволяют индивидуализировать  лечебно-танцевальный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. [Приложение 2.]

Гимнастикой с мячами можно  заниматься индивидуально или в  группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

Необходимо помнить, что  это занятие – сказка. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки педагогом-хореографом. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество движений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов разные виды ритмических хлопков), звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием.

Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять  то или иное движение, а от самого процесса игры. Упражнения на мячах  могут проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия. В целом использование мячей не должно превышать 40% общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать и танцевать.

Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статистической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача –  обучение технически правильному выполнению общеразвивающих танцевальных движений и развитию двигательной координации.

Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Дети шестого года имеют  более координированные движения, которые  подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому приказу. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе бального танца, выполнять все команды, данные педагогом-хореографом, организовано и дисциплинировано.

По структуре двигательный тренинг напоминает классические занятия  на двигательную активность со строгой  трехчастной формой, где есть:

1.вводная часть, в задачи  которой входит развитие всех  видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений;

2.основная часть –  освоение общеразвивающих танцевальных  движений;

3.заключительная часть  – подвижная игра и релаксация.

В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождение в серии упражнений.

На седьмом году жизни  происходит переход от игровой деятельности к учебной. В этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Изменяется качество игр. Все большее значение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с элементами бальной хореографии.

«Золотые правила» фитбол –танцевальной гимнастики:

1. Подбирать мяч каждому  ребёнку надо по росту, так,  чтобы при посадке на мяч  между туловищем и бедром, бедром  и голенью, голенью и стопой  был прямой угол. Правильная посадка  предусматривает также приподнятую  голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

2. Перед занятием с  мячами следует убедиться, что  рядом отсутствуют какие –  либо острые предметы, которые  могут повредить мяч.

3. Надевать детям удобную  одежду, не мешающую движениям,  и нескользкую обувь.

4. Начинать с простых  движений и облегчённых исходных  положений, постепенно переходя к более сложным.

5. Ни одно движенение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

6. Избегать быстрых и  резких движений, скручиваний в  шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.

7. При выполнении упражнений  лёжа на мяче, не задерживать  дыхание.

8. Выполняя на мяче  упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

9. При выполнении различных  движений мяч не должен двигаться. 

10. Физическая нагрузка  по времени должна строго дозироваться  в соответствии с возрастными возможностями детей.

11. Следить за техникой  выполнения упражнений, соблюдать  приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.

12. На каждом занятии  необходимо стремиться к созданию  положительного эмоционального  фона, бодрого, радостного настроения.

13. Возможно проведение  комплексных занятий, когда одновременно  с выполнением физико-танцевальных движений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.

Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.

 

 

 

 

1.2.3 Танцевально-двигательная сказкотерапия для дошкольников

В основе танцевальных игр, проведенных с использованием коррекционных  мячей, лежат все общеразвивающихдвижения, разученные ранее. Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми является принцип повторности, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те жедвижения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.

Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями бальных танцев с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог-хореограф рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее выученными ранее знакомыми танцевальными движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение этих движений не становиться скучным и однообразным повторением. Каждое упражнение требует предварительного разучивания и многократного закрепления в свободной деятельности.

Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. В практической танцевальной деятельности с детьми (практикум по фитбол – танцевальной гимнастике) используются сказки, написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей младших дошкольных групп [Приложение 3].

 

 

 

1.2.4 Роль и значение  сказкотерапии и фитбол-танцевальной гимнастики во влиянии на двигательную активность детей дошкольного возраста

Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями, что помогает им приобщиться в дальнейшем к изучению бальной хореографии. Слово сказки живет в детском сознании. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий и танцедвигательных движений воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и телом с помощью элементов хореографии и выражает своё знание в танцевальных движениях. Таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором  роде поэзия жизни и фантастика будущего. В сочетании с фитбол-танцевальной гимнастикой сказкотерапия интегрирует личность, развивает творческие способности детей, оздаравливает и заинтересовывает их дальнейшим изучением бальной хореографии.

На сегодняшний день фитболы широко используются как за рубежом, так и в отечественной практике детских дошкольных учреждений. Фитболы имеют ярко выраженный лечебный эффект. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, формируют правильную осанку, заряжают энергией, создают сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, усиливают кровообращение, обмен веществ.

Упражнения фитбол – танцевальной гимнастики и сказкотерапии просты по структуре движений. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога-хореографа , затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

Неоценим вклад сказкотерапевтического фитбол – тренинга на развитие, воспитание и перевоспитание личности ребёнка. Проведённое исследование доказало, что занятия в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает творческие способности, раскрывает природный потенциал детей, формирует положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляция, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку и справедливость.

Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно-образовательную, коррекционную, развивающую работу в дошкольном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие игротерапии

физическое воспитание бальный  танец педагог

К великому таинству игры вот  уже многие века пытаются приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.

Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных  положений русской народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все потенциалы для различных занятий, в том числе потенциалы для занятия бальными танцами.

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, коллектив спортивно-бального танца, исключая прямое давление, наказание. [6,17].

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять  и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в занятии бальными танцами, усвоить социальные нормы поведения; игра повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.

Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого (в частности педагога бального танца) посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой – либо ситуации, поданной в игровой форме. Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Педагог бального танца должен учесть желания каждого ребёнка, сделать так, чтобы игра приносила детям радость.

Информация о работе Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста пи занятиями бальными танцами