Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы в школе. Виды физкультурно-оздоровительной работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:16, реферат

Краткое описание

В последнее время, в Украине, реализуется ряд государственных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся. Ученые и практики создают различные оздоровительные программы для детей, подростков и молодежи. К сожалению, не всегда авторы этих программ задумываются над концептуальными основами создаваемых программ, принципами их построения, копируют опыт создания таких программ в западноевропейских странах и США, при этом не учитывают менталитет тех, кому они предназначены.
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба в Украине.

Содержание

Вступление.
Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Виды физкультурно-оздоровительной работы в школе.
гимнастика до занятий:
- значение гимнастики;
- организация и проведение гимнастики до занятий;
- содержание гимнастики;
игры на переменах;
физкультминутка;
спортивный час:
- задачи спортивного часа;
- структура спортивного часа;
- содержание спортивного часа;
e) массовые физкультурные мероприятия:
- дни физической культуры и спорта.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 71.62 Кб (Скачать файл)

Огромное значение для  здоровья и красоты имеет утренняя гимнастика. Выполняемая ежедневно, она позволяет сохранить физическую форму, хорошее настроение в течение  целого дня, повышает работоспособность. 
Утреннею гимнастику делают перед завтраком, через несколько минут после пробуждения. Люди, не совсем хорошо себя чувствующие или несколько ленивые, могут делать гимнастику в постели. После ночного отдыха, во время которого все процессы, происходящие в организме, замедляются, необходимо постепенно перейти к дневному ритму жизни. Поэтому первые движения утренней гимнастики должны быть естественными, не требующими больших усилий. Лучше всего для этих целей подходят дыхательные упражнения, потягивания и т.д. Затем переходят к более интенсивным движениям. Подробное описание можно найти в специальной литературе или журналах. Гимнастика оказывает положительное воздействие не только на внешний вид человека, но и на результаты его профессиональной деятельности. При этом совсем не обязательно наличие огромного гимнастического зала, тренера и т.д. Изменение вынужденной позы, расслабление напряженных мышц, выполнение нескольких наклонов и махов руками, разминка суставов и т.д. прекрасно снимают мышечное напряжение. И не только его. Короткий отдых оказывает положительное влияние на нервную систему, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Гимнастика в качестве активного отдыха в рабочее время и по его окончании особенно показана тем, кто трудится сидя. Как же должна выглядеть гимнастика после трудового дня для людей различных профессий? Иногда работа вынуждает человека находиться длительное время в одной позе, что влечет за собой напряжение определенных групп мышц. Некоторые профессии связаны с постоянным напряжением внимания. Упражнения для ежедневной гимнастики нужно подбирать с учетом этих факторов. Физическая работа часто односторонне развивает силу и объем мышц. Выполнение упражнений, вовлекающих неработающую группу мышц, позволяет в какой-то мере выровнять эту диспропорцию. Например, работа, нагружающая только одну руку, приводит к резкому увеличению мышц этой руки. Однако, ежедневно упражняя другую руку, можно сгладить эту разницу. После работы, требующей постоянного внимания, обязательны упражнения, снимающие это напряжение, - прогулки на свежем воздухе, дыхательные упражнения. Ежедневная короткая гимнастика в этом случае не должна быть очень сложной и требовать особого внимания, поэтому не следует часто вводить новые упражнения. Работающим стоя, нужно делать гимнастические упражнения в положении сидя или лежа даже при упражнениях для верхней части туловища. Это позволит избежать перегрузки нижних конечностей, которые после рабочего дня и так достаточно нагружены. Работающие в положении сидя и склонившись, особое внимание должны уделять упражнениям, захватывающим мышцы спины, грудной клетки и ног.

Организация и проведение гимнастики до занятий

По мнению ряда специалистов и учителей, эта форма вызывает наибольшую сложность. В то же время опыт многих школ показывает, что при соблюдении всех необходимых организационных и методических условий трудностей можно избежать. К этим условиям следует отнести:

–глубокое понимание значимости гимнастики педагогами;

–согласование с родителями необходимости  более раннего прихода детей  в школу;

–подготовку всех педагогов школы  к умению лично выполнять, руководить и контролировать ее выполнение;

–подготовку мест занятий на воздухе  и в помещении;

–подготовку актива учащихся;

–личную заинтересованность каждого  учащегося в зарядке и понимание  разницы задач упражнений утренней гимнастики и гимнастики до занятий.

Только после решения этих вопросов можно приступать к организации  гимнастики до начала занятий.

Гимнастика до занятий решает такие  специфические задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность  учеников на первых уроках, закаливает организм, предупреждает искривление  осанки.

Организация проведения гимнастики до занятий включает определение мест каждому классу и отдельному ученику  на спортивной площадке и в помещении (но не в классе) на случай ненастной  погоды; построение девочек в задних рядах отдельно (эти места остаются постоянными на весь год); подготовку ответственных педагогов и инструкторов из числа старшеклассников; разучивание упражнения на уроках; оборудование на местах проведения гимнастики вешалок для ранцев, портфелей, верхней одежды. Руководит гимнастикой до занятий дежурный учитель, каждым классом – физорг и инструктор. Классные руководители и учитель физической культуры контролируют и принимают меры, содействующие качественному выполнению упражнений. Проводят гимнастику по группам классов (1-3; 4-6; 7-8; 9-11) или с каждым классом отдельно. Для каждого класса (группы классов) составляется свой комплекс упражнений, но их количество в комплексе, число повторений и характер упражнений одинаковы. Например, в комплексе 7 упражнений. Седьмое – прыжки – выполняется на 4 счета, количество повторений – 16. Это даст возможность записать музыкальное сопровождение, которым могут воспользоваться все классы. После записи музыки на каждое упражнение делается пауза, куда может быть включен дикторский текст, призывающий подготовиться к выполнению следующего упражнения. Организованный вход в школу осуществляется по классам, начиная с первого.

Основными положениями методики проведения гимнастики до занятий являются: состояние  комплекса из 5-7 упражнений динамического  характера, воздействующих на все группы мышц. Правильность выполнения упражнений с особым вниманием к осанке и  дыханию, чего легче достичь, используя  наглядность. Основным средством гимнастики до занятий являются комплексы гимнастических упражнений, но зарядка может дополняться упражнениями, способствующими решению конкретных задач, стоящих перед школой, в определенные периоды. Например, подготовка всех школьников ко дню бега, массовому кроссу, конкурсы строевой подготовки и др.

Комплексы упражнений должны постоянно  и постепенно обновляться, их характер и интенсивность выполнения соответствовать времени года. Темп выполнения каждого упражнения постепенно повышается и к концу выполнения снижается. При этом от начала до конца выполнения комплекса нагрузка постепенно повышается. Продолжительность гимнастики не должна превышать 15 мин.

Гимнастику до занятий следует  проводить не только в первую, но и во вторую смену при двухсменном режиме работы школы. Для повышения интереса учащихся к гимнастике можно применять форму соревнований между классами на лучшее ее проведение.

Содержание гимнастики

Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств  гимнастики облегчает подбор необходимых  упражнений для решения тех или  иных задач. 

Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время выполнения упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных согласованных действий при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильной осанки. 

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – координационно несложные движения, которые применяются для всестороннего развития организма, для развития функциональных возможностей, для воспитания «школы движений» и т.п. ОРУ можно выполнять без предметов, с предметами и отягощениями, на снарядах и тренажерах, на месте и в движении, одному или вдвоем. 

Акробатические  упражнения – весьма действенное средство развития двигательных способностей, координации, ловкости, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачивания через голову, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность их беспрерывного усложнения позволяет использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. К акробатическим упражнениям относят прыжки, балансирования, вольтижные элементы, выполняемые индивидуально, в парах, втроем, вчетвером, а также групповые пирамиды (фигурные построения с поддержками). 

Прыжки в гимнастике делятся на простые (неопорные) и опорные и характеризуются выраженной фазой полета. Опорные прыжки представляют собой движения, целью которых является преодоление препятствия с промежуточной опорой руками. Прыжки служат прекрасным средством формирования прикладных умений и навыков (напрыгивание, спрыгивание, перепрыгивание (преодоление) препятствий); развития ловкости, прыгучести, быстроты; воспитания волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли.

Упражнения на гимнастических снарядах (на перекладине, брусьях параллельных и разновысоких, коне с ручками, кольцах, бревне) характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов. Упражнения на снарядах многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм и доступны для применения в занятиях с лицами разного пола, возраста, уровня физической подготовленности.

Прикладные упражнения включают разновидности ходьбы, бега, метаний, лазаний, переползаний, переноски грузов, упражнения в равновесии. Для данной группы упражнений характерны менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи, что способствует формированию умений и навыков активного взаимодействия с окружающей средой. Прикладные упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.

Вольные упражнения (ВУ) – это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции и выполняемых слитно, в соответствии с гимнастическим стилем. ВУ выполняются в более простых и естественных условиях, чем, например, упражнения на снарядах, в связи с чем их применяют для знакомства с характеристиками движений (направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность, выразительность) и овладения их школой; а также для воспитания силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. 

Упражнения художественной гимнастики – это специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, прыжки, повороты и т.п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). Они носят динамический, танцевальный характер, тесно связаны с музыкой и служат для воспитания гибкости, пластичности, выразительности, координации, совершенствования чувства равновесия.

Игры на переменах

Правильно организованные подвижные  игры благоприятно отражаются на состоянии  и самочувствии учеников: они продуктивнее занимаются, лучше воспринимают материал, внимательно слушают учителя, спокойнее  ведут себя в классе. Игры проводятся на больших переменах (желательно на свежем воздухе) под руководством учителя  или кого-то из учащихся. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. Для игр старших и  младших школьников лучше отводить отдельные места. Хорошо проводить  одновременно несколько игр, что  дает детям возможность выбора. Игра, проводимая во время перемены, должна отвечать следующим требованиям: допускать  возможность смены состава участников; быть хорошо знакомой детям; иметь простые  правила; отвечать физической подготовленности учащихся; быть интересной. Необходимо поощрять стремление детей к самостоятельным  играм.

Игры для I - IV классов

1. Перебежки

Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место - небольшой кружок вокруг своих ступней  на земле.

По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее  место.

2. Передача мяча

Играющие делятся на две  или несколько команд, располагающихся  на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну  по одному. Головные игроки находятся  на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде  преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь  начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит  мяч, он бежит к намеченной черте  и кладет мяч на землю. Тот, кто  сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.

Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.

3. Смена номеров

Играющие становятся по кругу  плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится  водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

4. «Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в  колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний - ягненка, остальные - овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя  «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых  «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

5. Эстафета со  скакалкой

Играющие делятся на две  команды и становятся в колонну  по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы  скакалку. По сигналу преподавателя  они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок  становится в конец колонны, а  второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь  не окажется во главе колонны. Побеждает  команда, первой закончившая эстафету.

Информация о работе Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы в школе. Виды физкультурно-оздоровительной работы в школе