Роль физической культуры в формировании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:57, реферат

Краткое описание

Цель работы: посредством изучения аспектов физической культуры получить представление о ее роли в формировании личности человека.
Задачи:
Проследить взаимосвязь ценностей физической и общемировой культур.
Дать характеристику физической культуре личности.
Определить роль физической культуры в формировании личности.

Содержание

Введение
3
1. Физическая культура в системе формирования всеобщей культуры
Происхождение культуры 5
1.2. Физическая культура как феномен общей культуры 6
Ценности физической культуры 8
2. Человек в контексте социально-культурной парадигмы современности
2.1. Человек социальный
2.2. Девиация современного общества
2.3. Физическая культура личности


10
11
14

3. Формирование личности средствами физической культуры

17

Заключение
20

Список использованной литературы
21

Вложенные файлы: 1 файл

Физра1.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Наблюдаемое в связи  с этим практическое отчуждение физической культуры от самого человека, от его  индивидуальных мотивов и потребностей и, следовательно, от активного отношения к своей физической природе, от возможностей полноценно овладевать и в последующем использовать предметно-ценностное ее содержание, предопределило в обществе пассивное отношение к физической культуре как явлению культуры. Поэтому сегодня ставиться задача реабилитации имиджа физической культуры в обществе.

 

    1. Ценности физической культуры

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Огромное влияние занятие физическими упражнениями оказывает на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, а так же на развитие духовности (Лубышева Л.И., 1997, с.: 23). Важным аргументом в пользу значимости физической культуры для всестороннего развития человека может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена.

Ценность – это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей (Лубышева, Л.И., 1997, с.: 22).

Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для формирования личности человека.

Очень удачно Б.А. Ашмарин (1990, с.: 9-10) определяет материальные и духовные ценности физической культуры. Под материальными ценностями понимаются разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенствования людей (включая их спортивные достижения), под духовными – социальные, специальные, научные и практические достижения, обеспечивающие идеологическую, научную и организационную направленность системы физического воспитания. «Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в сфере физической культуры, но и стимулируют их использование, а, следовательно, и дальнейшее пополнение», именно в этих словах Б.А. Ашмарина слышна идея о социальной ответственности физической культуры как элемента всеобщей культуры человечества. 

Однако, говоря о ценностном потенциале физической культуры, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный – и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждой личности (Лубышева Л.И., Бальсевич В.К., 1994, с.: 32-40).

К общественным ценностям  физической культуры В.К. Бальсевич   относит накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения – все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни (Бальсевич В.К., 1995, с.: 2-7).

К валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости. По словам Л.И. Лубышевой (1997, с.: 23), «валеологические ценности физической культуры – это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью». Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навыков, физической подготовленности, работоспособности – всех этих качеств, существенно определяющих состояние здоровья человека.

Мобилизационные ценности физической культуры также имеют  явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля  жизни, умение противостоять неблагоприятным  воздействиям внешней среды – результат освоения валеологических ценностей физической культуры (Лубышева Л.И., Бальсевич В.К., 1994, с.: 32-40).

Физическая культура возникает и развивается как  один из первых и наиболее существенных способов социализации, поэтому все  ценности, присущие ее являются ориентационными  для человека, то есть мировоззренческими.

 

2. Человек в контексте социально-культурной парадигмы современности

2.1. Человек социальный 

Проблема человека, его  сущности и существования чрезвычайно  многогранна, но главной ее философской  основой является вопрос взаимосвязи  социального и биологического.

Как отмечает Л.И. Лубышева (1996, с.: 9), с одной стороны, человек – высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы. Биологическое в человеке представлено как организм, задатки, телесная физическая структура, темперамент, динамика психических процессов, способность действовать. С другой стороны, он – творец, активный участник исторического процесса развития материального производства и духовных ценностей, частица, элемент социальной жизни, осуществляющий свои поступки в соответствии с нормами и ценностями, существующими в обществе. Как же связаны эти два начала – природное и социальное, насколько они отдалены или приближены в различных сферах жизнедеятельности?

То или иное решение  вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности.

Ю.М. Николаев пишет (2003, с.: 7), что «главной целью функционирования системы физической культуры является человек, личность в ее целостности и многомерности как высшая ценность образования и культуры. Системообразующим же фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является деятельность человека, направленная на его физическое совершенство, где понятие «деятельность» и «физическое совершенство» служат одними из ключевых для понимания сути физической культуры, внутреннего механизма ее функционирования, воздействия на сущностные силы человека».

Эпицентром физической культуры является человек, а определяющей должна выступать ее человекотворческая функция. Ведь именно человек есть объект и субъект культуры.

Человек в сфере физической культуры должен рассматриваться в  его биосоциокультурной, деятельной сущности, понимании его как целостности, интегральной индивидуальности. Ибо культура едина, а человек в культуре воспроизводится целостно.

Основной методологической позицией при осмыслении сущности физической культуры Ю.М. Николаев (2003, с.: 10) считает  гармонию физического (телесного) и  духовного (социального), достигаемую одухотворением физического, что обусловлено сущностью культуры, соотношением биологического и социального, телесного и духовного в человеке, генезисом знания о физической культуре.

Проявление человекотворческой, духовно-физической сущности физической культуры в процессе ее освоения занимающимися возможно только при условии реализации в практической деятельности нерасторжимого единства функционального, ценностного, деятельностного и результативного аспектов ее содержания.

Важен учет интеграции многоаспектного знания о физической культуре (от его медико-биологических аспектов до философско-культурологического осмысления) на единой основе понимания человека как целостности, что связано с более глубоким раскрытием деятельного аспекта и в его рамках – физкультурной деятельности.

 

2.2. Девиация современного общества 

Ю.М. Николаев (2003, с.: 2-3) обнаружил, что  одной из важнейших предпосылок  развития человека в современном  динамичном обществе является наличие  у него свободного времени, где выделяется два структурных элемента: досуг, выполняющий восстановительные функции, отдых, развлечение, семейное и товарищеское общение, и более возвышенная деятельность, связанная со всесторонним (умственным, нравственным, эстетическим и физическим) формированием человека, раскрытием в целом его потенциальных способностей. Именно здесь решающим фактором превращения свободного времени в источник развития творческих сил человека является его содержание, связанное с выполнением восстановительной, развлекательной и созидательной функций. Свободное время – главное условие приобщения людей к богатствам человеческой культуры, удовлетворение ими не только материальных потребностей, но и социальных, интеллектуальных и многих других духовных потребностей, созидания человеком самого себя.

В противовес вышесказанному, говоря о соотношении личности, культуры и социальной системы, необходимо отметить, что между ними не может быть полного соответствия. Девиантное, отклоняющееся от норм поведение людей всегда будет будоражить и побуждать культурную и социальную системы к изменениям. Согласно с этим можно проследить главную линию девиантного поведения среди современной российской молодежи – желание уйти в другой мир, более хороший, простой, легкий для понимания, где не требуется преодолевать трудностей и добиваться чьего-то расположения. Создание подростковых субкультур (готы, эмо, панки, гопники) – является ярким примером дестабилизации нашего общества и отсутствия нормативно-базовых этических доминант общества. По исследованиям Е. Гвоздевой можно создать представление о современной молодежи, ее целях и ценностях, имеющие сегодня хождение в российском обществе, которые во многом обусловлены отношением россиян к социально-экономическим изменениям, произошедшим в стране за последние годы, – ведь молодое поколение в значительной мере воспринимается ими как продукт этих изменений.

По итогам исследования Е. Гвоздевой (2005, с.: 134) видна социальная неуравновешенность современного общества. «Практически все респонденты в  один голос говорят, что ценностные ориентации и цели нынешних молодых людей кардинально отличаются от идеалов и целей молодежи 70-80х годов».

Главным отличием современной молодежи социологи  считают ее индивидуализм и прагматизм, пришедшие после упразднения  идеологического воспитания на смену идеалам коллективизма.

Двойственность суждений исследователей об окраске понятий индивидуализма и меркантилизма по-разному объясняет причину появлений этих явлений. Для одних индивидуализм и меркантилизм означают в первую очередь деградацию: нынешняя молодежь отказалась от высоких идеалов, ставит перед собой приземленные задачи.

Для других и индивидуализм и меркантилизм – это абсолютно нормальная реакция молодого поколения на изменение социально-политических условий в стране, вполне уместная в настоящее время.

Как показывают исследования социологов, большинство людей считает материальное благополучие основной целью современной молодежи, лишь немногие ставят перед собой задачу самореализации, т.е. получить образование, сделать карьеру, проявить себя. «Интересы же современной молодежи ограничиваются исключительно выпивкой, курением и тунеядством: о том, что основной жизненной целью является безделье, говорят 6% опрошенных, удовольствия и развлечения называют 4 %. Именно этому образу чаще всего противопоставляется образ спортивной, организованной и воспитанной молодежи советского периода. Оценивая жизненную позицию сегодняшней молодежи, 44% респондентов отмечают, что большинство молодых людей предпочитают плыть по течению, 32% - преобладает целеустремленная молодежь, и 16% - тех и других – равное количество. При этом молодые люди несколько выше оценивают целеустремленность своего поколения. Что же касается ценностных ориентаций молодежи 70-80х годов, то 75% респондентов уверены, что тогда большинство молодых людей были целеустремленными, и только 12% - что большинство плыло по течению» (Гвоздева Е., 2005, с.: 134).

Примечательно, что, как свидетельствуют  результаты фокус-рупп и интервью с  экспертами, под целеустремленностью  молодежи советского времени значительная часть респондентов подразумевает  наличие определенных идеалов, а под целеустремленностью современных молодых людей – ориентацию на достижение конкретных результатов, прежде всего – сугубо практических.

В этом контексте следует обратиться к результатам социологического исследования субкультуры в области физической культуры. Изучение функционирования спортивной субкультуры, представленной различными формальными группами и объединениями, позволяет выявить общие черты и различия в структуре и содержании многообразных форм организации ими своей социокультурной жизни. Исследование социальных отличий спортивных групп среди молодежи выявляет особенности социального и культурного самосознания юношей и девушек, их ценностные ориентации, возможности реализации свободного и учебного времени.

Согласно исследованию Е.Ю. Артюшиной (2006, с.: 135), структура спортивной субкультуры представляет собой совокупность различных видов деятельности, направленной на удовлетворение духовных потребностей в общении, образовании, любительских занятиях, профессиональной занятости. Как отмечает автор исследования, в ходе анализа особенностей спортивной субкультуры особый интерес представляли ценностные ориентации участников (спортсменов, студентов), так как именно содержание ценностного сознания является одной из сущностных характеристик, а также самоидентификация  (осознание) спортсменами себя как представителей спортивной субкультуры.

В ходе данного исследования были выявлены устойчивые базовые представления, отражающие иерархию ценностей в  сознании респондентов. В число наиболее значимых положений для членов спортивной субкультуры входят следующие: проявление спортивного фанатизма, потребность включенности в какой-либо спортивный клуб, тяга к постоянному общению друг с другом,  а также разделение всех людей на «мы» и «они». Можно предположить, что конкретное содержание собственной спортивной деятельности оказывает существенное влияние на определение значимости ценностей.

Как установлено Е.Ю. Артюшиной (2006, с.: 135), в условиях субкультурной  дифференциации спортивная группа стабильна и жизнеспособна, так как создает своим членам возможность для самореализации и творчества, обеспечивает их социальную психологическую защищенность и адаптацию, объединяет молодых людей, заинтересованных и вовлеченных в спортивный стиль и образ жизни. Спортивная субкультура, как и другие, дает возможность принадлежать к сплоченной группе спортивно настроенных людей, вызывая у них ощущение единства. Большую роль играет элитарность и оценивание действий со стороны общества; многих привлекает внешняя атрибутика спортивной субкультуры. Спортивная субкультура помогает выстроить образ «Я», насытить жизнь, повысить свой социальный статус, самореализоваться. Отсюда следует, что положительная девиация в сфере физической культуры прививает человеку принятые обществом социальные нормы и ориентационные ценности современности.

Информация о работе Роль физической культуры в формировании личности