Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:55, курсовая работа
Цель работы – выявить методы и средства совершенствования классического лыжного хода.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
Выявить методы и средства совершенствования техники классического лыжного хода.
Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 4
Характеристика классических лыжных ходов 4
Анализ техники классических лыжных ходов 6
Средства и методы обучения технике лыжных ходов 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Анализ результатов анкетирования 27
ВЫВОДЫ 28
Список используемой литературы 29
Министерство спорта Российской Федерации
Башкирский институт физической культуры (филиал) Урал ГУФК
Факультет спорта и адаптивной физической культуры
Кафедра теории и методики циклических видов спорта
и физического воспитания
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ КЛАССИЧЕСКИХ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ
Курсовая работа
по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта и физического воспитания»
Выполнил студент группы ФКЗ02
Юрасов Игорь Валерьянович
Специализация «Теория и методика
физического воспитания»
Научный руководитель: старший
преподаватель Ю.Б. Казарьян
Дата регистрации
«___»________2014
Оценка при защите ____
Дата________
Подпись ________
Уфа 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Анализ результатов
анкетирования
ВЫВОДЫ
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
3
Введение
Овладение современной техникой
с учетом индивидуальных особенностей
и физической подготовленности позволяет
достигнуть высоких результатов в избранном
виде лыжного спорта. Высокий уровень
спортивных результатов требует постоянной
и углубленной работы над совершенствованием
техники в течение всего периода активных
занятий лыжным спортом. В планах подготовки
лыжников от новичка до квалифицированного
спортсмена должна быть предусмотрена
непрерывность овладения техникой. Даже
достижение наивысших результатов не
означает, что достигнуто техническое
совершенство. Лыжник должен и в этом случае
продолжать улучшать технику различных
элементов, движений, устранять отдельные
неточности и ошибки [6]. Передвижение на
лыжах с преодолением подъемов и спусков
различной крутизны вовлекает в работу
большие группы мышц и оказывает положительное
воздействие на развитие и укрепление
функциональных систем организма и в первую
очередь на сердечно – сосудистую, дыхательную
и нервную. Физическая нагрузка при занятиях
на лыжах очень легко дозируется как по
объему, так и по интенсивности. Выполнение
умеренной мышечной работы с вовлечением
в движение всех основных групп мышц в
условиях пониженных температур, на чистом
морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость
организма к самым различным заболеваниям
и положительно сказывается на общей работоспособности
[2].
Цель работы – выявить методы и средства совершенствования
классического лыжного хода.
Исходя из цели, были поставлены
следующие задачи:
4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Характеристика классических лыжных ходов
Лыжные гонки представляют собой передвижение на скорость по местности на определенные дистанции различными способами. Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, подъемы, спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении [2].
В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две подгруппы: классические и коньковые.
Как классические, так и коньковые способы передвижения на лыжах технически сложны. Чтобы достичь высоких результатов в гонках, спортсмены должны овладеть всеми способами передвижения на лыжах и уметь рационально чередовать их при изменении рельефа трассы [4].
Двигательной деятельностью управляет центральная нервная система. При этом решающую роль играет информация, поступающая в мозг от сенсорных систем организма. Важнейшее значение при беге на лыжах имеют импульсы от двигательной (проприоцептивной), вестибулярной и зрительной сенсорных систем. Чем сложнее рельеф трассы, тем выше требования к сенсорным функциям. На основе поступающей в мозг информации осуществляется управление двигательной деятельностью, эффективность которой определяется степенью сокращения и расслабления мышц. Под правильной техникой передвижения на лыжах понимают систему движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Иначе говоря, техника движений на лыжах должна помочь гонщику
5
наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физического развития. Однако даже самая совершенная техника не приведет к высоким спортивным достижениям, если лыжник не располагает необходимым уровнем работоспособности. И наоборот, прекрасно развитые двигательные качества еще не дают гонщику возможности достичь спортивного результата, если он не овладел совершенной техникой. Это обусловлено взаимосвязанностью техники и физических качеств спортсмена. Показателями техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность, скорость и экономичность.
Техника передвижения на лыжах сложна и многообразна. Эффективность применения того или иного способа хода зависит от конкретных условий. Ведущие из них - это степень владения двигательными навыками, физическая подготовленность лыжника и рельеф местности. Существует ряд способов ходов и переходов с одного хода на другой. Одни используются чаще, другие реже. Однако для расширения диапазона двигательных возможностей спортсмена и повышения его технической подготовленности необходимо изучать весь арсенал способов передвижения на лыжах. Лыжные ходы условно подразделяют на группы: попеременные ходы, одновременные и переходы с одного хода на другой [2;9].
К группе попеременных ходов относятся бесшажный; двухшажный, четырехшажный; к группе одновременных - бесшажный, одношажный с одновременным выносом рук и двухшажный, трехшажный с разновременным выносом рук. Одношажный ход имеет два варианта:. основной и стартовый.
К группе переходов относятся способы, позволяющие в процессе передвижения ритмично, свободно переходить с одновременных ходов на попеременные и с попеременных на одновременные [11].
Чтобы лучше понять многообразие движений лыжника-гонщика, удобнее разделить целостные движения на определенные части. Одним из
6
основных способов лыжных ходов, наиболее часто применяющимся гонщиками, является попеременный двухшажный ход, состоящий из одиночных скользящих шагов. Части скользящего шага, названные условно фазами движения, разделены между собою по взаимосвязанным группам, а не по описанию движений отдельных частей тела (движение ногой, рукой, туловищем и т. д.) [5;12].
1.2. Анализ техники классических лыжных ходов
Техника в лыжных гонках состоит из разнообразных способов передвижения. Выбор способа передвижения и применение его в конкретных условиях рельефа и трассы определяются тактической задачей. Для овладения техническим мастерством необходимо знание основ техники, овладение способами передвижения и умение применять их в соревнованиях.
Способы передвижения в лыжных гонках разделяются на основные группы: ходы, подъемы, спуски и повороты. В эти группы входят только те способы, которые применяются в настоящее время непосредственно в соревнованиях.
Каждая группа решает одинаковые задачи в сходных условиях. В классификацию не включены способы передвижения, которые не отвечают современным требованиям к лыжным гонкам (например, попеременный четырехшажный ход, одновременный двухшажный ход, спуск в низкой стойке, торможение соскальзыванием и др.), которые тем не менее имеют прикладное применение во всесторонней подготовке лыжника, в оздоровительных и массовых мероприятиях несоревновательного характера (переходы, туристские походы), в трудовой практике. Не включены в классификацию также способы передвижения и приемы, используемые в учебно-тренировочном процессе, и специально-прикладные упражнения
7
(например, повороты на месте, строевая подготовка, преодоление препятствий и др.)[6;7].
Каждая основная группа способов составлена по признаку их назначения и по их спортивному применению.
Способы ходов служат для передвижения на равнинных участках дистанции, а также на подъемах и уклонах.
Способы преодоления подъемов имеют
назначением преодоление склонов снизу вверх, когда
передвижение ходами невозможно или
нецелесообразно.
Способы спусков применяются при преодолении
склонов сверху
вниз.
Способы поворотов используются при изменении направления движения.
Включение в технику лыжника-гонщика основных способов передвижения не исключает возможности в крайних, нетипичных случаях использования приемов из общетехнической разносторонней подготовки лыжника (например, торможение соскальзыванием, поворот прыжком). Концентрация же внимания на самых эффективных современных основах техники направлена на формирование высшего спортивно-технического мастерства.
Элементы способов передвижения. Наиболее сложные способы передвижения (ходы и подъемы на лыжне), как сложные действия (системы движений), состоят из более простых составных частей (подсистем) фаз и элементарных действий. И те и другие являются элементами соответствующих способов передвижения.
Основа ходов (кроме бесшажного) и подъемов по лыжне, лыжный шаг. Он имеет три разновидности: скользящий шаг, когда лыжник передвигается главным образом на скользящей лыже, беговой шаг, когда лыжник очень
8
недолго скользит по лыжне, почти переходя на бег, и ступающий шаг, при котором скольжения нет[8].
В течение лыжного шага опорная лыжа скользит (кроме ступающего шага) и стоит на месте (кроме бесшажного хода). Таким образом, различаются периоды скольжения и стояния опорной лыжи. Скользящий лыжный шаг включает скольжение в выпад. Длина лыжного шага равна сумме длин скольжения и выпада. В бесшажном ходе все передвижение за цикл определяется только скольжением, в подъеме ступающим шагом только выпадом. В период скольжения лыжник благодаря скольжению стремится обеспечить высокую оптимальную скорость, стараясь уменьшить торможение и увеличить ускорение; в период стояния подготавливает движения, обусловливающие скорость в последуюшем скольжении.
Скорость передвижения в лыжном шаге обеспечивается отталкиванием лыжами и палками. В скользящих лыжных шагах отталкивание лыжами подготавливается в периодах скольжения и стояния лыжи (перекат, подседание на опорной ноге) и выполняется в период стояния. Отталкивание лыжами включает отталкивание выпрямлением ноги и маховые движения ногой, рукой (или руками) и туловищем. Отталкивание ногой выполняется только движениями в суставах опорной ноги. С момента остановки лыжи начинается разгибание в тазобедренном суставе и продолжается подседание в коленном и голеностопном суставах. Далее включается разгибание нога в коленном суставе и присоединяется отталкивание стопой (подошвенное сгибание в голеностопном суставе. Маховые движения усиливают отталкивание ногой и обеспечивают более эффективное передвижение лыжника [10].
Информация о работе Совершенствование техники классических лыжных ходов