Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:55, курсовая работа
Цель работы – выявить методы и средства совершенствования классического лыжного хода.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
Выявить методы и средства совершенствования техники классического лыжного хода.
Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 4
Характеристика классических лыжных ходов 4
Анализ техники классических лыжных ходов 6
Средства и методы обучения технике лыжных ходов 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Анализ результатов анкетирования 27
ВЫВОДЫ 28
Список используемой литературы 29
Расположение класса, группы к плоскости показа имеет большое значение для восприятия деталей хода. Обычно ход показывают в профиль, значительно реже спереди (когда, например, необходимо показать перенос массы с лыжи на лыжу). При показе поворота, если позволяет профиль склона, можно разместить группу не только сбоку спуска, но и внутри дуги поворота. Показ ошибок и «как не следует делать» допустим в том случае, если ученики в состоянии анализировать детали хода, спокойно, критически и заинтересованно относятся к изучению хода, спуска или поворота. Совершенно недопустимы копирование ошибок учеников и передразнивание манеры исполнения.
При показе обычно демонстрируют весь способ передвижения в целом, затем, если это позволяет техника, - по частям, а потом -вновь в целом. Выполнение поворота или хода на высокой скорости порой затрудняет восприятие школьниками отдельных его деталей. Учитель,если это возможно
17
должен показать способ передвижения в замедленном темпе. Такой замедленный показ допускается только как временный методический прием для создания у школьников более быстрого и лучшего представления о характере движений.
Перед уроком или на вводных уроках по лыжной подготовке возможно применение и других методов наглядного воздействия - демонстрации рисунков (отдельных поз и положений в цикле хода), кинограмм движения в целом, фрагментов кинофильмов по технике лыжных ходов. Хороший эффект дают рисунки мелом на доске в сопровождении объяснения отдельных движений в цикле хода. Главное при этом - точность рисунка и краткость, ясность даваемых пояснений.
Вполне естественно, что учитель не всегда сможет изобразить всю фигуру лыжника, но в этом нет необходимости. Важно не загромождать рисунок деталями, а выполнять его отдельными штрихами. Последовательность в выполнении рисунков создает у учеников запоминающееся представление об очередности отдельных фаз движений.
При показе движений на лыжне или при демонстрации кино-грамм очень важно приучить школьников активно воспринимать показ, как бы мысленно воспроизводить все движения в цикле хода вслед за учителем. Но в этом случае движения должны восприниматься и мысленно повторяться в целом, не задерживая внимание на деталях.
Позднее, когда ученики освоят на практике ход в целом, следует обратить внимание и на отдельные детали техники способа передвижения. При показе и демонстрации необходимо соблюдать правила: не перегружать урок излишним показом и наглядными пособиями, а поэтому показывать только то, что имеет самое непосредственное отношение к материалу урока; всегда в показе выделять главные детали, обращая на них внимание учеников; обеспечивать высокое качество показа, методически грамотно организовывать показ - правильно выбирать место группы и направление
18
движения при показе в зависимости от освещенности (солнце не должно мешать ученикам), рельефа лыжни, закрытости показа в ходе урока - перед началом обучения, своевременно по ходу урока, при появлении типичных ошибок и др.
При занятиях лыжным спортом в школьной секции помимо показа более широко применяются различные методы демонстрации. Это отличает методику обучения на учебно-тренировочных занятиях от школьного урока.
В ДЮСШ более широкое применение находят технические средства обучения, которые обеспечивают самое разнообразное применение методов наглядного воздействия. На школьном уроке по лыжной подготовке широкое применение технических средств обучения несколько затруднено в связи с большой наполняемостью класса и ограниченным временем урока, но во внеклассной (секционной) работе и тем более на учебно-тренировочных занятиях в ДЮСШ они должны постоянно применяться в полном объеме.
Помимо этого, в лыжном спорте возможно применение технических средств обучения с использованием звуковой и световой сигнализации и строчной зрительной информации о начале или окончании движения, цикла хода, устройства, задающего темп движений. Такие приборы разработаны и могут применяться при обучении юных лыжников в ДЮСШ. Нет необходимости в большом количестве таких устройств, их можно поочередно использовать при работе с юными лыжниками, допускающими ошибки или недостаточно быстро осваивающими какие-либо детали хода.
Практические методы. Словесные и наглядные методы дают учащимся только представление об изучаемом способе передвижения на лыжах, практические методы позволяют полученные представления перенести на непосредственное практическое освоение движений. Основная цель этих методов - воспитать и закрепить у школьников умения и навыки, необходимые для передвижения на лыжах в разнообразных условиях. При обучении в лыжном спорте применяются две основные разновидности
19
практического
метода: целостного разучивания упражнения
и расчлененного (по частям) разучивания.
Эти методы тесно связаны между собой
и взаимодополняют друг друга. В процессе
совершенствования техники способов передвижения
на лыжах (один из этапов обучения) применяются
игровые и соревновательные методы выполнения
упражнений.
Метод целостного разучивания упражнений
наиболее распространен в лыжном спорте.
Этот метод с большим успехом используется
для изучения любых способов передвижения
на лыжах (от простых до самых сложных)
- ходов, спусков, поворотов в движении
и др.
При использовании этого метода порой целесообразно проводить обучение в облегченных условиях: при отличном скольжении, под уклон и т.д. (например, при освоении одновременных ходов). В таких условиях внимание учеников легко сосредоточить на точности движений, а не на силе отталкивания, что порой влияет на качество освоения элементов хода. В освоении поворотов тоже очень важно правильно подобрать рельеф склона. Например, первоначальное изучение поворота на параллельных лыжах на спаде или бугре облегчает вход в поворот и др. Вполне естественно, что в дальнейшем внешние условия усложняются, способствуя совершенствованию техники.
При начальном обучении, и то не всегда, целесообразно выполнять движения в замедленном темпе с последующим постепенным ускорением движений. Все эти методические приемы имеют временный характер и чаще всего применяются при первоначальном разучивании. Как только управление движением перейдет в стадию умения, целесообразно начать совершенствование способа движений на обычной скорости; в противном случае может произойти закрепление нерационального темпа и ритма движений. Все исправления ошибок при выполнении ходов, поворотов и других элементов происходят непосредственно во время движения.
20
Большое значение при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах имеет выполнение движений под команду учителя. Он может передвигаться по параллельной лыжне и подавать команды в момент начала какой-либо фазы или элемента движения. Например, можно фиксировать внимание школьников на деталях техники хода («Вынос!», «Толчок!», «Подсед!»), поворота («Бросок!» - туловища, «Перенос!» - массы тела) или на характере усилий («Быстро!», «Рывок!», «Легко!», «Сильнее!») Очень важно выполнение хода без излишнего напряжения - этого тоже можно добиться, своевременно подавая команды или указания, обращая внимание на сильные и слабые элементы движения, подчеркивая моменты расслабления. Как методический прием можно использовать и выполнение движений под личные команды или подсчет самим занимающимся.
Вместе с тем школьник, «подсказывающий» себе моменты, фазы и прочее, должен предварительно хорошо изучить теорию данного хода. Можно практиковать передвижение по лыжне за учеником, хорошо владеющим техникой хода, копируя его, тем самым сопоставляя свои и его движения, добиваясь совершенствования техники. Для овладения расслаблением помимо обычного изучения техники целесообразно применять передвижение с частой сменой темпа, чередуя участки с максимальной и умеренной интенсивностью. С этой же целью используют и передвижение в затрудненных условиях (по глубокому снегу без лыжни или по очень мягкой ненакатанной лыжне) с последующим выходом на хорошо подготовленный участок. В этом случае выход на твердую лыжню позволит переключиться на выполнение движений с большей легкостью, без излишнего напряжения.
Метод расчленения цикла следует применять при изучении более сложных по координации способов передвижения на лыжах, если структура хода или поворота позволяет это сделать (например, попеременный четырех-
21
шажный ход). Возможно применение этого метода и с учениками, которые по какой-либо причине не в состоянии были сразу освоить ход целостным методом.
При этом целесообразно обратить внимание на изучение, совершенствование и закрепление отдельных главных частей и наиболее сложных элементов всего хода. Если в выполнении хода появились ошибки, необходимо перейти от целостного метода к расчлененному и изучить отдельно нужный элемент движения. Так, при появившихся ошибках в работе ног в попеременном двухшажном ходе следует вернуться к совершенствованию скользящего шага и его элементов (подседания, свободного скольжения и др.) с применением подводящих упражнений и в различных вариантах.
Изучив детали техники, необходимо вернуться к целостному методу и совершенствовать весь ход. Однако следует помнить, что длительное расчленение основных способов передвижения на лыжах нецелесообразно и даже опасно, так как может произойти закрепление этих расчлененных действий. Затем трудно будет «собрать» их в единое целое. Большое значение для изучения техники передвижения на лыжах имеют подводящие и имитационные упражнения.
Подводящие упражнения больше всего применяются при начальном обучении, а имитационные - как в начале, так и при совершенствовании техники. Необходимо использовать такие подводящие упражнения, которые сходны по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений с элементами хода или поворота. К каждому способу передвижения на лыжах может быть создана система подводящих упражнений, которая базируется на таком явлении, как положительный перенос навыков. Подбор упражнений, характер расчленения должны определяться учителем и тренером в зависимости от индивидуальных условий и особенностей каждого ученика (группы).Длительность применения зависит от сложности и значения элемен-
22
та хода, а также от уровня подготовленности юных лыжников. Длительное и безграмотное применение подводящих упражнений, их неверный подбор (отрицательный перенос навыка) могут принести больше вреда, чем пользы, и надолго затянуть процесс обучения.
В процессе обучения и совершенствования техники способов передвижения у школьников, особенно в младшем возрасте, целесообразно шире использовать игровой и соревновательный методы в виде игр и игровых заданий.
При изучении техники передвижения на лыжах все перечисленные методы и множество методических приемов имеют большое значение в построении процесса обучения. Ни один из методов не является универсальным, и их сочетание во многом влияет на качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту. Словесные методы и методы наглядного воздействия взаимно дополняют и уточняют друг друга. Они могут сочетаться в уроке в различных вариантах. Их соотношение во многом определяется возрастом и подготовленностью учеников. В младших классах метод показа применяется более широко, а объяснение только дополняет его. Объяснение в этом возрасте не должно носить углубленного характера, а быть достаточно образным, простым и доходчивым.
В старших классах помимо показа способа в целом необходимо более подробно рассказать о деталях, а не ограничиваться только описанием формы движений. При совершенствовании хода или движений, которые ученики уже выполняют автоматически, нецелесообразно подробно разбирать их детали, так как во время выполнения хода ученики переключают свое внимание на детали (например, в скользящем шаге на подседание) и в итоге может наступить деавтоматизация движений. Это имеет смысл в том случае, если необходимо исправить какую-либо деталь в цикле хода. Все это связано с возрастными особенностями восприятия у школьников.
23
При обучении возможны следующие варианты
сочетания словесных методов с наглядными:
при изучении нового способа передвижения
на лыжах учитель вначале называет его,
объясняет, а затем показывает в целом (такое сочетание
обычно применяется при более сложных
ходах); при изучении простого способа
достаточно вначале показать, а затем
кратко объяснить движения; при изучении
наиболее сложных способов передвижения
на лыжах (например, поворота на параллельных
лыжах, попеременного че-тырехшажного
хода) обычно вначале следует объяснение,
затем показ в обычном и замедленном темпе
и уже потом - разъяснение деталей движений.
Во всех случаях за показом и объяснением
в любых их сочетаниях следует практическое
выполнение хода по первому представлению.
Учитель наблюдает за учащимися и по ходу
передвижения по учебному кругу делает
замечания, разъяснения и исправления.
В том случае, если у нескольких школьников
имеются типичные ошибки, целесообразно
остановить всю группу и указать на них,
объяснить причину появления и обратить
внимание на пути их устранения. После
этого ученики продолжают движение по
учебному кругу и исправляют указанные
ошибки.
Применение всех методов и приемов обучения с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обеспечивает прочное освоение техники лыжного спорта [6] .
24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
1. Выявленно, что классические лыжные ходы представляет собой передвижение на скорость по местности на определенные дистанции различными способами.
2. Существуют следующие классические лыжные ходы:
- бесшажные;
- одношажные (основной и стартовый);
- двухшажные;
- трехшажные;
3. Установлено, что сочетание определенных фаз в строгой последовательности определяет каждый конкретный способ хода и подъема. В момент, когда заканчивается одна фаза и начинается следующая, происходит изменение самих движений, а следовательно, и подцели фазы, задач оптимизации движений и требований к последним.
Информация о работе Совершенствование техники классических лыжных ходов