Совершенствование технико-тактических действий, используемых спортсменами высокой квалификации в соревновательной деятельности соврем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 04:13, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона.
Предмет исследования – технико-тактические действия спортсменов в абсолютных поединках.
Научная новизна проведенного исследования заключалась:
- в анализе соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации по абсолютным поединкам
- в выявлении ведущих технико-тактических действий в соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона;

Содержание

Введение… ……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической
литературы………………………………………………………………………. 6
1.1. Теоретическое обоснование технических действий в физической культуре и спорте……………………………………………………...……...….6
1.2. Технические действия, выполняемые ногами в различных видах спортивных единоборств…………………………………………………………9
1.3. Характеристика технических действий выполняемых руками……............................................................................................................16
Техника захватов, бросков, болевых и удушающих приемов в единоборствах…………………………………...………………………………23
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования ……...………...31
Цель и задачи исследования………………………….….………...31
Методы исследования…………………………….……….……….31
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы…………………………………...………………………………….32
2.2.2. Педагогическое наблюдение………………...…………………..32
Видеозапись………………………………….…………….…….33
Педагогический эксперимент…………………………………..33
Методы математической статистики…….………………….…33
2.3. Организация исследования……………………………………….34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ...………..…………….36
3.1. Анализ соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации по абсолютным поединкам………..…………..……………...36
3.2. Исследование взаимосвязи показателей различных видов технико-тактических действий в соревновательной деятельности по абсолютным поединкам……………………………………………………….………..……..39
3.3. Результаты рейтинговых поединков спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона………... …………………………………………………………..45
Выводы...………………………………………………………………………...50
Список литературы……………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом С.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Болевые приемы на руку выявили сильную связь с проходами

(r = 0,83), с бросками (r = 0,94), с удержанием с верху (r = 0,77), с удержанием с боку (r = 0,85), с ударами руками в партере (r = 0,87), с ударами ногами в партере (r = 0,84), с удушающими (r = 0,89).

Болевые приемы на ноги имеют сильную связь с проходами (r = 0,77), с бросками (r = 0,87), с удержанием с верху (r = 0,93), с удержанием с боку (r = - 0,91), с ударами руками в партере (r = 0,71), с ударами ногами в партере (r = 0,95), с удушающими (r = 0,84). Также выявлена средняя связь с ударами локтями (r = 0,34).

Полученные данные результаты анализа видеосъемки двадцати поединков Чемпионата Мира по правилам современного панкратиона в 2005 г, а также по протоколам судей были определены наиболее часто используемые технико-тактические действия спортсменами различной спортивной специализации в области спортивных единоборств.

Не смотря на начальную спортивную специализацию в спортивных единоборствах, спортсмены применяют в поединке по правилам современного панкратиона различные технико-тактические действия. Нами была предпринята попытка выявить наиболее приоритетные технико-тактические действия. Так, наибольшее количество сильных и очень сильных связей выявлено с  бросками (девять сильных связей, три из которых мы отнесли к очень сильным), с ударами руками в партере (восемь связей, две из которых очень сильные), по семь сильных связей у таких действий, как удержание с верху и удержание с боку, шесть сильных связей у такого действия, как проход. Очевидно, что перечисленные технические действия имеют свои корни в борцовской подготовке. Несмотря на это данные технические действия использую как ударники, так и бойцы смешанного стиля. Исходя из вышеизложенного можно сделать предположение, что перечисленные технико-тактические действия образуют своеобразное «ядро», обеспечивающее результативность соревновательной деятельности в современном панкратионе.

С другой стороны, такие действия как прямые удары руками в стойке, боковые удары ногами в стойке, удары локтями, удары коленями в стойке имеют всего лишь по две сильные связи, удары головой имеют одну сильную связь, а прямые удары ногами в стойке не имеют сильной связи с другими действиями. Поэтому можно предположить, что данные технико-тактические действия применяются в соревновательной деятельности не так часто и служат лишь ширмой для перевода поединка спортсменами в партер.

Анализируя технико-тактические действия на разных дистанциях (дальняя, средняя и ближняя) можно сделать вывод о том, что приемы, используемые на ближней дистанции, имеют большее количество сильных связей, чем приемы, применяемые на дальней и средней дистанции. И поединки преимущественно заканчиваются в партере.

Большое количество сильных отрицательных связей обнаружено у приема удары локтями в стойке, это дает возможность предположить, что чрезмерное использование данного технико-тактического действия ограничивает перевод соперника в партер.

Корреляционный анализ показал, что в число наиболее информативных показателей для спортсменов, выступающих по правилам современного панкратиона, входят все упомянутые технико-тактические действия, которые имеют сильную взаимосвязь, о чем позволяют судить полученные данные. Также результаты корреляционного анализа показателей технико-тактических действий, применяемых спортсменами различной спортивной специализации, позволили определить наиболее эффективные из них, которые удовлетворяют требования соревновательной деятельности по современному панкратиону.

Проведенное исследование позволило выявить комплекс связанных между собой технико-тактических действий и их влияние на соревновательную деятельность. Полученные данные могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе спортсменов разной квалификации и специализации с целью повышения эффективности их будущей соревновательной деятельности по правилам современного панкратиона.

 

3.3. Результаты рейтинговый поединков спортсменов высокой квалификации выступающих по правилам современного панкратиона

 

Современное направление развития современного панкратиона характеризуется отчетливо выраженной борцовской направленностью при выполнении технико-тактических действий в поединке. Одной из основной проблемой в подготовке спортсменов становится выбор средств и методов эффективного развития технико-тактической подготовки.

          В целях  выявления эффективности применения в соревновательной деятельности по современному панкратиону предложенные технико-тактические действия спортсменам высокой квалификации был проведен педагогический эксперимент. На начало проведения эксперимента нами был учтен факт равной представленности победителей и проигравших (итоги рейтинговых поединков) в составе каждой из групп испытуемых (таб. 2)

                                                                                      Таблица № 2

Анализ рейтинговых поединков спортсменов выступающих по правилам современного панкратиона до эксперимента

Технические действия

Победители

Проигравшие

 

Разность

 

Т

 

Р

М

±m

М

±m

В ед.

%

Дальняя дистанция

               

Прямые удары руками в стойке

3

0.8

3.1

1.1

0.1

3.3

187

>0,05

 Прямые удары ногами в  стойке

2,5

0.2

2.1

0.4

0.4

19

198

>0,05

 Боковые удары ногами в  стойке

9.3

1.2

9.4

1.6

0.1

1.1

198

>0,05

Средняя дистанция

               

Боковые удары руками

8.5

1.4

8,3

2.1

0.2

2.4

197

>0,05

 Боковые удары ногами.

12

1.8

11,6

2.5

0.4

3.5

189

>0,05

 Проходы

15

1.9

14,5

3.9

0.5

3.5

198

>0,05

Ближняя дистанция

               

 Удары локтями в стойке

4.7

0.2

4.4

1.9

0.3

6.3

188

>0,05

Удары коленями в стойке.

3.7

1.3

4

1.5

0.3

8.1

198

>0,05

 Удары головой

8

1.2

8.9

2.4

0.9

11.2

198

>0,05

 Броски

18

3.2

18.3

2.7

0.3

1.7

187

>0,05

Удержание с верху

16

2.1

15.7

2.7

0.3

1.9

197

>0,05

 Удержание с боку

17.4

2.1

17.8

2.5

0.4

2.3

187

>0,05

Удары руками в партере

12

1.3

11.5

0.9

0.5

4.3

198

>0,05

Комбинации

5

0.2

4

0.9

1

25

198

>0,05


 

Согласно экспериментальным данным введение в учебно-тренировочный процесс спортсменов данной методики с акцентом на развитие технико-тактической подготовленности соответствовало  решаемым задачам. Сравнительный анализ среднегрупповых показателей технико-тактических действий в двадцати контрольных поединках между данными группами до эксперимента, показал, спортсмены контрольной и экспериментальной групп имели в целом равный уровень подготовленности (табл. 2). Различия в исследуемых показателях не оказались статистически достоверными (Р>0,05).                                                             

В результате полученных данных в ходе корреляционного анализа мы внесли коррекции в технико-тактический арсенал экспериментальной группы. Все это имело значительное влияние на успешное выступление в контрольных поединках между спортсменами обеих групп. По итогам двадцати поединков спортсмены экспериментальной группы одержали пятнадцать побед, превосходя спортсменов контрольной группы по таким показателям как, на дальней дистанции прямые удары руками в стойке на 59.6% при (Р <0,05), прямые удары ногами в стойке на 10,5%, боковые удары ногами в стойке на 5.6% при (Р >0,05). Что касается средней дистанции то спортсмены экспериментальной группы превосходили контрольную по следующим показателям: боковые удары руками на 47.2%, боковые удары ногами на 37,3%, проходы на 34%, болевые приемы при (Р <0,05). Следует отметить что на ближней дистанции спортсмены экспериментальной группы значительно превосходили контрольную так в бросках на 23.9%, в удержаниях с верху на 32.9%, в удержаниях с боку на 51.5%, в ударах руками в партере на 96% при (Р <0,05), но в таких технико-тактических действиях ближней дистанции как удары локтями в стойке, удары коленями в стойке, удары головой достоверных различий на обнаружено (Р >0,05) (таб. 3).

Следует отметить, что спортсмены экспериментальной группы достоверно больше стали использовать комбинационные действия в поединках практически в два раза больше, чем спортсмены контрольной группы при (Р <0,05) (таб. 3).

 

                                                                     

 

Таблица № 3

Анализ рейтинговых поединков спортсменов выступающих по правилам современного панкратиона после эксперимента

Технические действия

Победители

Проигравш

 

Разность

 

Т

 

Р

М

±m

М

±m

В ед.

%

Дальняя дистанция

               

Прямые удары руками в стойке

8.3

0.8

5.2

1.1

3.1

59.6

10

<0,05

Прямые удары ногами в стойке

3.1

0.2

2.9

0.3

0.3

10.4

198

>0,05

 Боковые удары ногами в  стойке

11.3

1.2

10.7

1.6

0.6

5.6

198

>0,05

Средняя дистанция

               

Боковые удары руками

13.4

1.4

9.1

2.1

4.3

47.2

10

<0,05

 Боковые удары ногами.

17.3

1.8

12,6

2.5

4.7

37.3

10

<0,05

 Проходы

20.1

1.9

15

1.2

5.1

34

10

<0,05

Ближняя дистанция

               

Удары локтями в стойке

4.9

0.2

4.7

1.9

0.2

4.2

188

>0,05

Удары коленями в стойке

4.1

1.3

4

1.5

0.1

2.5

198

>0,05

 Удары головой

9.1

1.2

8.9

2.4

0.2

2.2

198

>0,05

 Броски

25,1

3.2

19.1

2.7

6

23.9

10

<0,05

Удержание с верху

22,2

2.1

16.7

2.7

5.5

32.9

10

<0,05

 Удержание с боку

29.4

2.1

19.4

2.5

10

51.5

10

<0,05

Удары руками в партере

24.5

1.3

12.5

0.9

12

96

10

<0,05

Комбинации

15.5

0.2

5

0.9

10.5

210

10

<0,05

Болевые

5

1.3

           

 

Так из восемнадцати показателей технико-тактических действий в девяти обнаружено статистически достоверные результаты (Р<0,05), которые позволяют наиболее эффективно вести соревновательную деятельность по правилам современного панкратиона.

 

          Экспериментальная  проверка в контрольных поединках  по правилам современного панкратиона показала, что разработанная методика позитивно влияет на соревновательную деятельность. Все это говорит о том, что представленные данные, полученные в результате применения комплексной методики подготовки спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона, на этапе годичного цикла. дает положительные результаты в соревновательной деятельности.

Таким образом, в результате проведенного педагогического эксперимента можно прийти к выводу об эффективности внедрения разработанной методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

1. Анализ информационных источников научно-методического характера свидетельствует о недостаточной в них освещенности проблемы  подготовки спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона. Однако в виду того, что соревновательная деятельность в данном виде спортивных единоборств всё более приобретает технико-тактическую направленность, возникает потребность в разработке новых требований к организации и содержанию учебно-тренировочных занятий у спортсменов высокой квалификации.

2. Наиболее приоритетными технико-тактическими действиями, используемыми спортсменами в абсолютных поединках для достижения победы являются: удары в партере 14,7%, комбинации 13,9%, удержание в партере с верху 10%, боковые удары руками в стойке с средней дистанции 9,4%, прямые удары руками в стойке с дальней дистанции 9,2%, проходы 7,9%, болевые приемы 7,7%, удержание в партере с боку 6,2%, боковые удары ногами в стойке с дальне дистанции 5,3%, броски 4,9%, прямые удары ногами в стойке с дальней дистанции 4,3%, боковые удары ногами в стойке с средней дистанции 2,9%, удары коленями в стойке 1,8%, удары локтями в стойке 1,1%, удары головой в стойке 0,8%. Таким образом, спортсмены выступающие в данных состязаниях одинаково должны уметь вести поединок как в стойке, так и в партере.

3. Эффективность разработанной методики подтверждается также показателями соревновательной деятельности. По итогам двадцати поединков спортсмены экспериментальной группы одержали пятнадцать побед, превосходя спортсменов контрольной группы по таким показателям как количественное соотношение прямых ударов в стойке на дальней дистанции на 59,6% при (Р <0,05). Что касается средней дистанции то спортсмены экспериментальной группы превосходили контрольную по следующим показателям: боковые удары руками на 47,2%, боковые удары ногами на 37,3%, проходы на 34%, болевые приемы при (Р <0,05). Следует отметить что на ближней дистанции спортсмены экспериментальной группы значительно превосходили контрольную в бросках на 23.9%, в удержаниях с верху на 32.9%, в удержаниях сбоку на 51.5%, в ударах руками в партере на 96% при (Р <0.05). Также спортсмены экспериментальной группы достоверно больше стали использовать комбинационные действия в поединках практически в два раза больше, чем спортсмены контрольной группы при (Р <0.05). Так из восемнадцати показателей технико-тактических действий в девяти обнаружено статистически достоверные результаты (Р<0,05), которые влияют на результативность ведения соревновательной деятельности по правилам современного панкратиона.

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверьянов, В.С. Астральное каратэ (индоевропейская школа Арахаты). [Текст]/ В.С. Аверьянов — М.: Метшен.1994 - 234 с.
  2. Белов, А. К. Искусство атаки. [Текст]/ А.К. Белов.— М.: Здоровье народа, 1998 — 110 с.
  3. Булкин, В.Н. Индивидуализация процесса спортивной тренировки на основе методов педагогической диагностики [Текст] / Интенсификация процесса подготовки квалифицированных спортсменов./ В.Н. Булкин, В.Н. Медведев, П.К. Рыбаков. — Л.: Знание, 1986.- 45с.
  4. Вайцеховский, С. М.   Книга тренера. [Текст]/ С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. – 237 с.
  5. Верхошанский, Ю. В. Теоретико-методологические подходы к реализации идеи управления тренировочными процессами [Текст] / Ю.В. Верхошанский// Теория и практика физической культуры.— 1984. — № 4. – 34-45 с.
  6. Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки [Текст] / Ю.В. Верхошанский// Теория и практика физической культуры. –1987. – № 2. – С.39–42.
  7. Волков, В.М. Спортивный отбор. [Текст] / В.М. Волков, В.П. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1983.- 125 с.
  8. Волков, В.П. Анализ технического мастерства самбистов [Текст]/ /Спортивная борьба: Ежегодник./ В.П. Волков, Е.М. Чумаков, В.С. Роднов. -  М., 1977. – С. 45—53
  9. Гил, К. Искусство таэквондо. Три ступени. [Текст] /Пер. с нем. / К. Гил, Ким Чур Хван. - М.: Советский спорт, 1991. -  574с.
  10. Гилби, Д.Ф. Секреты боевых искусств мира. [Текст]/Д.Ф. Гилби. - Рига.; Ларо, 1994. — 96 с.
  11. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. [Текст] / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 265с.
  12. Горянов, Л.Б. Сражающийся спорт. [Текст] / Л.Б. Горянов, А.А. Осинцов. — М.: Советская Россия, 1986 —160 с.
  13. Долин, А.А. Истоки У- ШУ. [Текст]/ А.А. Долин, А.А. Маслов. — М.: Советский спорт, 1995. - 240 с.
  14. Досин, С.О.  Сериндзи кэмпо. Пер. с англ. [Текст]/ С.О. Досин. — Одесса: Драккар, 1997. — 240 с.
  15. Заяшников, С.А. Техника каратэ. [Текст] / С.А. Заяшников.— Томск: Скит, 1997. - 71 с.
  16. Иванов, С.В. Рукопашный бой. [Текст]/ С.В. Иванов, А.Т. Касьянов. - М.: Фаир-пресс, 2002. — 560 с.
  17. Козак, В.В. Рукопашный бой. [Текст] / В.В. Козак. — Псков: ВДВМО РФ, 1997. - 134 с.
  18. Кузнецов, А.С. Организационно—методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов грекоримского стиля [Текст]: автореф. дис…. докт. пед. наук  (13.00.04)/ Александр Семенович Кузнецов; [Кубанская госуд. Академия физической культуры]. Краснодар, 2000. - 47 с.
  19. Линдер, И.Б. Боевые искусства Востока: Маленькие «секреты» больших школ. / И.Б. Линдер, И.В. Оранский. — М.: Каисса, 1997. — 224 с.
  20. Лялько, В.В. Главный приз — шаг к мастерству. [Текст]  / В.В. Лялько. – М.: Красная Шория, 1996.- 156 с.
  21. Матвеев, Л.П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки [Текст] / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. -  1969. - № 11. - С. 49-53.
  22. Новиков, А.А. Моделирование в спортивной борьбе [Текст] / А.А. Новиков, В.Г. Олейник, Н.Н. Каргин, Р.С. Потратий.  // Спортивная борьба: Ежегодник.— М, 1981. -  С. 62—65.
  23. Пахмурадов, Ю.А. Вольная борьба (научно-методические основы многолетней подготовки борцов). [Текст] / Ю.А. Пахмурадов. - М.: Высшая школа, 1997.-189 с.
  24. Письменский, И.А. Многолетняя подготовка дзюдоистов. [Текст] / И.А. Письменский, Я.К. Коблев, В.И. Сытник. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 328 с.
  25. Тарас, А.Е. Боевые искусства (200 школ боевых искусств Востока и Запада) [Текст]/ А.Е. Тарас. — Минск: Харвест, 1999. —   638 с.
  26. Туманян, Г.С. Методология разработки многолетних учебных программ для различных видов спорта на (примере спортивной борьбы) [Текст]/Г.С. Туманян// Теория и практика физической культуры.— 1989.- № 9. - C.37-40.
  27. Туманян, Г.С. Спортивная борьба. [Текст]/ Г.С. Туманян. -  М.: Физкультура и спорт, 1985. – 143 с.
  28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: [Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  29. Ямагучи, Н. Госэй. Основы годзю-рю каратэ: Пер. с англ. [Текст]/ Н. Ямагучи.— М.: Физкультура и спорт, 1999.- 57с.
  30. Филин, В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки [Текст]: Автореф. дис…. докт. пед. наук  (13.00.04) / Филин Владимир Павлович  [ГЦОЛИФК]. -  М., 1970. – 50 с.
  31. Никифоров, Ю.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. [Текст] / Ю.Б. Никифоров, И.Б.Викторов. — М.: Физкультура и спорт, 1978.- 178 с.
  32. Mattson,  G.E. The Way of Karate.-N.Y./ G.E. Mattson.  1974. - 426 р.
  33. Watanabe,  S. Japanese Buddhism. / S. Watanabe. -  Tokyo, 1970. - 78 р.
  34. Yamamoto, T. Hagakure./ T. Yamamoto. -  Tokyo, 1979. - 73 р.

Информация о работе Совершенствование технико-тактических действий, используемых спортсменами высокой квалификации в соревновательной деятельности соврем